Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение внеклассной работы и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Объект: внеклассная работа по иностранному языку.

Предмет: формирование интереса у учащихся к иностранному языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………....4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление………...6
1.1.1 Важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку……………...8
1.1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку…………10
1.1.3 Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку………...11
1.1.4 Требования к внеклассной работе……………………………….............................14
1.2 Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса……..16
1.2.1 Определение понятия познавательный интерес………………………………........17
1.2.2 Формирование познавательного интереса и творческой активности…………….18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку
2.1 Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку……………………..19
2.2 Факультативные занятия по иностранному языку…………………………………...24
2.3. Календарные и тематические праздники………………………………………..….....27
2.4 Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку……………....28
2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку………………………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по педагогике.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………....4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку

 

1.1.  Внеклассная работа  по иностранному языку как  педагогическое явление………...6

1.1.1   Важнейшие аспекты  внеклассной работы по иностранному языку……………...8

1.1.2   Принципы организации  внеклассной работы по иностранному  языку…………10

1.1.3   Формы  внеклассной  воспитательной работы по иностранному  языку………...11

1.1.4   Требования к  внеклассной работе……………………………….............................14

1.2   Историко-педагогический  аспект формирования познавательного  интереса……..16

1.2.1  Определение понятия  познавательный интерес………………………………........17

1.2.2  Формирование познавательного  интереса и творческой активности…………….18

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку

2.1  Игровые формы внеклассной  работы по иностранному языку……………………..19

2.2 Факультативные занятия  по иностранному языку…………………………………...24

2.3. Календарные и тематические праздники………………………………………..….....27

2.4 Экскурсии как форма  внеклассных занятий по иностранному  языку……………....28

2.5. Использование СМИ  и сети «Интернет» во внеклассной  работе по иностранному языку………………………………………………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

    Внеклассная   работа    по    иностранному    языку    имеет    большое  общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.  Эта  работа  не только углубляет и расширяет знания иностранного языка,  но  и  способствует также  расширению  культурологического  кругозора  школьников,  развитию  их творческой  активности,  эстетического  вкуса  и,  как  следствие,  повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

    При  организации  и  проведении  внеклассного  мероприятия  от  учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся с учетом  их возрастных и психологических особенностей.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути формирования познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивает высокую активность и интерес учащегося в обучении.

  Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня  обучения определяется,  с  одной  стороны,  объемом  языкового  материала,  с  другой стороны,  уровнем  общеобразовательной  подготовки  учащихся,   возможностью реализации   некоторых   межпредметных   связей.   Необходимо    максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими  в  процессе  учебы и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием  нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические  единицы и грамматические явления.

    Тема курсовой работы была  выбрана  исходя  из  того,  что  внеклассные мероприятия  имеют  огромное  значение  для  усвоения  школьниками  учебного материала и овладения  дополнительными  знаниями  по  иностранному  языку  с  использованием доступных, познавательных и интересных методов.

 

Цель: изучение внеклассной работы и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка.

 

Объект: внеклассная работа по иностранному языку.

 

Предмет: формирование интереса у учащихся к иностранному языку.

 

Задачи:

  • Определить важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку
  • Изучить принципы и формы организации внеклассной работы по иностранному языку
  • Выявить основные требования к внеклассной  работе
  • Разработать практические рекомендации, направленные на развитие у учащихся интереса к иностранному языку при помощи внеклассной работы

 

Гипотеза: активное использование внеклассной работы влияет на формирование интереса к изучению иностранного языка.

    В работе рассмотрены  основные цели и задачи,  внеклассных  мероприятий, методика их проведения, требования к ним,   а  также  современные  методы  и средства в проведении факультативных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление

 

   Внеклассная работа, внеурочная  работа,  составная   часть   учебно-воспитательного процесса  в  школе,  одна  из  форм  организации  свободного времени учащихся. Внеурочная работа  в  дореволюционной  России  проводилась учебными  заведениями  главным   образом   в   виде   занятий   творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие  внеклассная  работа получила в 20е годы ХХ века,  когда  в  школах  начали  активно  создаваться разнообразные  кружки,  самодеятельные  коллективы,   агитбригады.   А.   С. Макаренко,  С.  Т.  Шацкий,  В.   Н.   Сорока-Росинский   и   др.   педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания  личности, основанного на принципах добровольности, активности и  самостоятельности.  С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и  ячеек  комсомола  внеурочная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.

      До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась  органами народного образования,  комитетами  комсомола  и  советами   пионерской   организации. Внеурочная  работа чаще  всего  велась  педагогическим  коллективом  и  узким активом учащихся под руководством организаторов  внеклассной  и  внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось  в роли  пассивных  исполнителей  и  наблюдателей,   предпочитая   неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу  не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

      Во 2-й половине 80-х гг. в  процессе  гуманизации  воспитания  начался поиск  новых  подходов  к  внеурочной  работе  ориентированной  на  личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций  позволила школьным  коллективам   самостоятельно   определять   содержание   и   формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений  учащихся.  Основными задачами внеурочной  работы  признаны  создание  благоприятных  условий  для

проявления творческих способностей,  наличие  реальных  дел,  доступных  для детей и имеющих конкретный результат, внесение в  неё  романтики,  фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.

      Направления, формы, методы внеурочной работы  практически  совпадают  с внешкольной  работой.  В  школе  предпочтение  отдаётся  общеобразовательному  направлению, организации предметных  кружков и  научных  обществ  учащихся  и т.п.  Развитие  художественного   и   технического   творчества   учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский  и  юношеский   спорт, туризм и т. д. С учётом воспитательного значения  производственной  трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов  и других  трудовых  объединений,   работающих   по   заказам   предприятий   и учреждений.

      Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и  молодёжи в неформальном общении в клубах  и  любительских  объединениях,  музеях,  во время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической  форме внеурочной работы  относится  организация  продлённого  дня.  Во  внеурочной работе большое значение  имеет  самоуправление  учащихся  которое  позволяет большинству  школьников  принять  участие  в  организаторской  деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только  от активности  учащихся,  но  и  от  педагогического  влияния,  умения  учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

  Внеурочные  учебные  занятия.  Различные  виды  самостоятельной  учебной деятельности школьников. Часть внеурочных  учебных  занятий  непосредственно связана  с  уроками —  выполнение  текущих  домашних  заданий,   подготовка докладов, рефератов для  выступления  в  классе,  написание  сочинений.  Др. часть  внеурочных  учебных  занятий  связана  с  уроками   опосредованно   и выполняется в свободное от изучения школьной программы  время.  Это  кружки, факультативные занятия, спорт, секции,  индивидуальные  занятия  искусством, техническим творчеством,  призванные  удовлетворять  разнообразные  интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной  деятельности  по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных  учебных  занятий  в  ходе обновления  средней  школы  будет  возрастать.  Применение   и   закрепление

учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной  деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой.

      Участие   школьников   в   общественно   полезной    деятельности    с использованием  знаний  и  умений,  полученных   на   уроках,   способствует осознанию  ими полезности изучаемого в  школе, формирует ценностные  отношения к образованию.

      Воспитательное  и образовательное значение внеурочных  учебных  занятий высоко оценивалось  педагогами с самого начала  становления  советской  школы. В  современной дидактике  виды  внеурочных  учебных  занятий  трактуются  как внеурочный этап процесса обучения. Примерное  содержание  тех  видов  работы учащихся, в которых усвоенное на уроках  используется  для  обществ,  целей, должно указываться в учебных программах.  Организация  их  и  первоначальная

помощь учащимся возлагаются на  учителей-предметников,  для  которых  такого рода внеклассная работа  является  естественным  продолжением  преподавания.

 

1.1.1  Важнейшие аспекты внеклассной работы по иностранному языку

 

    Современная  школа  имеет  большой  опыт   проведения   просветительно-воспитательной  работы  по  иностранному  языку,  которая  составляет  часть единого учебно-воспитательного процесса.

 

    Внеклассная работа  по иностранному языку решает такие задачи:

   - усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных  на  уроках иностранного языка;

    -расширение мировоззрения учеников;

   - развитие  их  творческих  способностей,  самостоятельности,  эстетичных вкусов;

   - воспитание любви и уважения к людям своего  родного  края  и  страны, язык которой изучается.

    Важным фактором  успешного выполнения этих задач  есть  учет  психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных  уровнях.  Знание  свойств личности того или другого возраста  дает  возможность  правильно  определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.

    На среднем  уровне (7-9 классы) подростки проявляют  большую  социальную активность, направленную  на  усвоение  определенных  образцов  поведения  и ценностей,  стремятся  к   восприятию   нового,   интересного,   их память развивается  в  направлении  интеллектуализации,   запоминание   приобретает целенаправленный характер, речь становится  более  управляемым  и развитой.

Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к  своим  интересам,  не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.

    На старшем  уровне (10-11  классы)  ученики  стремятся  к  всестороннему развитию своей личности,  углубленного  усвоения  знаний.  В  этом  возрасте формируется  научное  мировоззрение,   возрастает   социальная активность, увеличивается интерес к проблемам  человеческих  взаимоотношений,  увлечения становятся  разносторонними,  а  самооценка  своих  способностей  снижается. Большое значение для юношей  приобретает  общение  со  своими  сверстниками. Общение для них - неотъемлемая  часть  их  жизни,  канал  информации  и  вид деятельности, в процессе  которой  происходит  формирование  индивидуального стиля поведения старшеклассников.

    Следует обратить  внимание на то, что в процессе  организации внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать как психологические особенности  личности, так  и  психологические  особенности  коллектива:  уровень  его    развития, степень    организационного,    психологического,    интеллектуального     и эмоционального   единства,   направленность   деятельности   коллектива   на отношения  между  его  членами,  эмоциональное  состояние  класса  во  время выполнения задач по внеклассной работе.

    Знание психологических  особенностей учеников - необходимая  предпосылка успешного   выбора  соответствующих  форм  внеклассной  работы,  определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.

 

    Хотя цели и  задачи учебной и внеклассной  работы полностью совпадают,  в содержании,  организации   и   формах проведения   последней   наблюдаются существенные различия.

    Основными отличиями  внеклассной работы от учебной  являются:

Информация о работе Внеклассная работа и степень её влияния на формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка