Внеклассная работа по математике в 7-9 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Но наряду с учащимися, безразличными к алгебре и геометрии, имеются и другие, увлекающиеся этими предметами. Им мало тех знаний, которые они получают на этих уроках.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..3
Основные задачи внеклассной работы по математике……………….....5
Виды и цели внеклассной работы по математике………………………….7
Формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися……………………………………………………………………………………..10
Математический кружок……………………………………………………………….12
Факультативные занятия……………………………………………………………...14
Школьный математический вечер………………………………………………..17
Математическая олимпиада………………………………………………………….19
Математическая игра…………………………………………………………………….21
Школьная математическая печать………………………………………………..23
Математические экскурсии…………………………………………………..25
Неделя математики……………………………………………………………....26
Внеклассное чтение математической литературы………………27
Заключение…………………………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………………………………..3

  1. Основные задачи внеклассной работы по математике……………….....5 
  2. Виды и цели  внеклассной работы по математике………………………….7
  3. Формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися……………………………………………………………………………………..10
  4. Математический кружок……………………………………………………………….12
  5. Факультативные занятия……………………………………………………………...14
  6. Школьный математический вечер………………………………………………..17
  7. Математическая олимпиада………………………………………………………….19
  8. Математическая игра…………………………………………………………………….21
  9. Школьная математическая печать………………………………………………..23
  10. Математические экскурсии…………………………………………………..25
  11. Неделя математики……………………………………………………………....26
  12. Внеклассное чтение математической литературы………………27

Заключение…………………………………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………………………………………………………………31

Приложение 1…………………………………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

         Внеклассная работа по математике должна дополнять обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

         Одна из основных причин сравнительно  плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Но наряду с учащимися, безразличными к алгебре и геометрии, имеются и другие, увлекающиеся этими предметами. Им мало тех знаний, которые они получают на этих уроках. Они хотели бы больше узнать о своём любимом предмете, узнать как он применяется в жизни, порешать интересные и более трудные задачи и примеры. Разнообразные формы внеурочных занятий предоставляют большие возможности в этом направлении.

          Под внеклассной (внеурочной) работой  понимаются необязательные, систематические  занятия с учащимися во внеурочное  время. Внеурочные занятия с  успехом могут быть использованы  для углубления знаний учащихся  в области программного материала,  развития их логического мышления, пространственного воображения,  исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической  речи, привития вкуса к чтению  математической литературы, для  сообщения учащимися полезных  сведений из истории математики. Внеклассная работа создаёт большие  возможности решения воспитательных  задач, стоящих перед школой (в  частности, воспитание у учащихся  настойчивости, инициативы, воли, смекалки).

         Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное  в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные задачи внеклассной работы по математике.    

                                    

          По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. Поэтому уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при математике лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

          Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

          Можно выделить следующие основные задачи внеклассной работы по математике:

  • Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
  • Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;
  • Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

          Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке. Она отличается от классной работы тем, что строится на принципе добровольности. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. Для внеклассной работы учитель подбирает материал повышенной трудности или материал, дополняющий изучение основного курса математики, но с учётом преемственности с классной работой. Здесь может широко использоваться упражнения в занимательной форме.

          Несмотря на свою необязательность для школы, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет, так как часы на основной курс математики сокращаются. Учитель может на внеклассных занятиях по математике в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

          Внеклассная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач, стоящих перед школой (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки). Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

 

 

  1. Виды и цели  внеклассной работы по математике

 

        Можно выделить следующие виды  внеклассной работы по математике:

  • Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;
  • Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности;
  • Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

         В третьем случае задачей учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся математикой.

          Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство школьников, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности внеклассных занятий.

          В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике можно выделить в ней следующие цели:

  1. Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
  2. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
  3. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  4. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
  5. Воспитание высокой культуры математического мышления;
  6. Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
  7. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
  10. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.

          Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.

          Учителя математики, которые работают творчески, с огоньком, большое значение в своей работе отводят формированию познавательных интересов в процессе обучения, поиску методов, форм, средств, приемов, побуждающих учащихся к активной мыслительной деятельности. Добиться, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбили думать, преодолевать трудности,— сложная, но очень нужная и важная сторона обучения математике. Возникновение интереса к математике у большинства учащихся зависит в большей степени от методики его преподнесения, от того, насколько тонко и умело будет построена учебная работа.

          В процессе учебной деятельности большую роль играет уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, речи; а так же способностей учащихся. Их развитие и совершенствование повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Для этого необходимо включать ребёнка в доступную его возрасту деятельность. Деятельность должна вызывать у школьника сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие; она должна быть по возможности творческой; ученик должен преследовать цели, всегда немного превосходящие его возможности, то есть идёт активное развитие познавательного интереса, учащихся. Этому содействуют различные формы внеклассной работы по математике.

            При проведении внеклассной работы по математике регулярно используются системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных возможностей и способностей, на расширение математического кругозора школьников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности, позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. При проведении внеклассной работы по математике учитель опирается на знания, которые уже есть у ученика, ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное.

 

  1. Формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися

 

         Существуют следующие формы проведения  внеклассной работы по математике  с учащимися:

  • Математический кружок;
  • Факультативные занятия;
  • Школьный математический вечер;
  • Математическая олимпиада;
  • Математическая игра;
  • Школьная математическая печать;
  • Математические экскурсии;
  • Неделя математики;
  • Внеклассное чтение математической литературы и др.

         Очевидно, формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований:

  1. Они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это важно, так как внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводиться после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме.
  2. Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.
  3. Формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеклассная работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике.
  4. Формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводиться внеклассное мероприятие.

Информация о работе Внеклассная работа по математике в 7-9 классах