Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа
Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
филологический факультет
Кафедра педагогики
Соловьёвой Кристины Николаевны
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики,
Ерошенкова Е.И.
БЕЛГОРОД 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя
в школьной системе взаимодействия…………………………………………
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Каждый из нас создает определенный образ-имидж- представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [4;12]
Внимание к
имиджу актуализировалось в
Чтобы образовался
имидж, мало воспринимать те
или иные характеристики
Современная
ситуация в образовании
Актуальность исследования
формирования индивидуального имиджа
педагога обусловлена процессом реформирования
образования, который предполагает усиление
внимания к индивидуальности не только
ученика, но и учителя, поощрение его творческих
способностей, необычности, неординарности.
Но, как бывало и прежде, в действительности
многие из декларативных идей и принципов
не реализуются в достаточной мере. Объяснением
этому может быть как сложность и противоречивость
процесса реформирования отечественного
образования в настоящих социально-экономических
условиях, так и недостаточное внимание
к процессу формирования личности и индивидуальности
самого учителя. Система профессионального
и последипломного образования педагогов
уделяет достаточно внимания повышению
квалификации учителя, но формирование
педагога как гармонически развитого
субъекта, у которого качества ума удачно
сочетаются с физической развитостью,
внешней привлекательностью, хорошими
манерами, обладающего адекватной самооценкой
и развитой Я-концепцией, часто остается
вне поля деятельности образовательных
учреждений. Как один из путей гуманизации
образования и повышения эффективности
педагогической деятельности предлагается
формирование индивидуального имиджа
педагога, учитывающего специфику педагогического
труда [13;62].
Современные исследователи уделяют много внимания имиджу, профессиональному становлению и совершенствованию методических приемов работы учителя. Этой проблематике посвящены работы методистов, педагогов и психологов – Е.Е. Вяземского, А.А. Калюжного, М.В. Коротковой, Л.М. Митиной, П.Г. Постникова, О.Ю. Стреловой, В.В. Шогана и др.
Проблема исследования- определить, какова роль внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия.
Цель исследования – представить имидж современного учителя.
Объект данного исследования – имидж педагога-воспитателя .
Предмет исследования – структурные компоненты, методика построения имиджа педагога-воспитателя.
Для реализации поставленной цели, объекта и предмета необходимо решить комплекс задач:
- изучить психолого-
- раскрыть понятие «имидж» в педагогике;
- дать характеристику
структурным компонентам
- раскрыть методику построения имиджа учителя.
Гипотеза исследования- мы предполагаем, что проводимое нами исследование будет эффективным при следующих условиях:
- наличие методической
литературы и исследований по
теме «Имидж педагога-
- доступность материалов для написания теоретической части работы;
- наличие базы эксперимента (образовательное учреждение).
Эксперимент проходил на базе МОУ «Краснооктябрьская СОШ им. А.Ф. Пономарёва» Белгородской области, Белгородского района. В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование;
эмпирические: эксперимент, опрос, наблюдение.
Работа состоит из введения, где представлен научный аппарат по теме, двух глав; заключения, где представлены выводы; приложения включающего опрос, предложенный учителям, родителям и ученикам 10 класса. В первой главе изучаются теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия. Вторая глава представляет собой практическую часть, где с помощью опроса учащихся, учителей и родителей МОУ «Краснооктябрьской СОШ им. А.Ф. Пономарёва» Белгородской области, Белгородского района, было выяснено, какой внешний вид должен быть у педагога-воспитателя и как внешний вид педагога взаимодействует с школьной системой.
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия
1.1. Характеристика общей системы взаимодействия в школе
В последнее время в русском обществе заметно изменение взгляда педагогической общественности на роль образа педагога в его профессиональной деятельности. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие[27;44].
Внутренний образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие[2;18].
Внешний образ
- это техника игры и игровая
подача, особые формы выражения
своего отношения к материалу,
передача своего
Понятие “взаимодействие ” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию[27;44].
Взаимодействие одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами[1;22].
Взаимодействие- согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей предметно- практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект- межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке [1;23]
Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности [28;39].
Педагогическая наука говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью [28;39].
Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях [5;81].
Педагогическое взаимодействие- систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего [5;84].
В авторитарной парадигме взаимодействие трактовалось как педагогическое воздействие педагога на ученика, как обусловленность и порождение поведения ребёнка активными действиями взрослого, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого. Если прежняя педагогика была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, то современная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности, что предполагает искусное создание более тонких педагогических ситуаций развития. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера [6;43].
Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной активностью, и поэтому она не может быть ничем иным как взаимодействием, хотя оно и носит чаще всего ассиметричный характер [6;46].
Педагогический потенциал
педагогического взаимодействия открывает
широкие перспективы для
В рамках этого взаимодействия
между двумя сторонами
Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия