Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Основой полноценного физического развития ребенка возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия. Поэтому считаем актуальной тему исследования: "Влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ".
Цель: изучить влияние устного народного творчества на формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………………………..…………..5
1.1.Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки»………..5
1.2.Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста………………..……………..…7
1.3. Использование устного народного творчества в развитии культурно-гигиенических навыков дошкольника……………………..10
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков…………………………………………………..………..20
2.1.Констатирующий эксперимент……………..………………………20
2.2.Формирующий эксперимент…………..……………………………27
2.3.Контрольный эксперимент…………………..……………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….40
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не реви,
Куплю тебе три!
С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.
Использование устного народного творчества для развития движений ребенка
Пальчиковые игры
Сорока-белобока
Печку топила,
Кашку варила.
На порог скакала.
Деток созывала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты, малец-удалец.
За водой не ходил,
Дров не носил
Кашу не варил.
И не получил! Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым.
Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки.
Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой
Игры на развитие общих движений тела
Поехали, поехали За грибами, за орехами... Приехали, приехали С грибами и орехами! Дети скачут, как лошадки, затем приседают.
Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Дети учатся делать широкие и мелкие шаги.
Дедушке — поклон, Бабушке — поклон, Папе — поклон, Маме — поклон, А вам, детушки, Рост большой! Дети выполняют наклоны вперед .
Народные подвижные игры
Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой Не пускает нас домой!
— Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!
Скачет
зайка маленький Около
Как у дяди Трифона Было семеро детей, Семь сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга все глядели. Делали все так... Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня,
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи!
Шла кукушка мимо леса — За каким-то интересом, Инти-инти-интерес, Выходи на букву «с».
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
Это познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
Красные кафтанчики, Синие карманчики, На дубу они сидят, Меж собою говорят — Все про Галеньку, Все про маленьку.
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
В устном народном творчестве, наряду с его эстетической, художественной стороной, т.е. с теми, которые принадлежат искусству, есть сферы, охватывающие и другие стороны народной культуры: идеологическая, социальная, морально-этическая, обрядовая и другие. Так как в нем заложен большой воспитательно-образовательный потенциал, принципы и методы педагогического воздействия, то он (фольклор) и является основой народной педагогики.
В
становлении культурно-
Приобщение
детей к национальным традициям
и их ценностям начиналось с самого
раннего детства (с рождения ребёнка) и
сопровождало его в течение всей жизни.
Традиции религиозного воспитания содержали
в себе нравственные ценности, служащие
православному человек главными жизненными
критериями (10 заповедей); традиции внутрисемейного
воспитания приобщали детей к активной
социально-трудовой жизни семьи. В связи
с этим в ребенке формировалось чувство
ответственности за исполнение обязанностей
возложенных на него. Важную воспитательную
функцию выполняла фольклорная среда,
окружавшая ребёнка с момента рождения.
Произведения народного искусства, играли
огромную роль в формировании культурно-гигиенических
навыков детей. Песенное творчество, устные
литературные произведения народной культуры,
ритуалы и обычаи содержат важные общечеловеческие,
и морально-этические ценности. Таким
образом, культурно-гигиенические навыки
формировались, прежде всего, внутри семьи
национальными традициями.
ГЛАВА 2.Опытно-экспериментальная
работа по формированию
культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного
возраста
2.1.Констатирующий эксперимент
Нами были определены задачи экспериментальной части исследования:
Эксперимент состоял из 3-х этапов:
База исследования: воспитанники первой младшей группы МБДОУ № 12 «Солнышко» г. Елабуга.
Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу определили как экспериментальную, а другую как контрольную (Таблица 1).
Таблица 1
Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Айнур Р. | Ваня С. |
Катя М. | Люба Р. |
Глеб И. | Арсений Д. |
Ангелина Б. | Даша О. |
Цель
констатирующего эксперимента: изучить
объем и уровень
а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;
б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.
г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;
д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;
е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Велось
наблюдение за работой воспитателя и восьмью
детьми экспериментальной и контрольной
групп исследования в течение 3-х дней.
Наблюдение проводилось по схеме, которую
предварительно разработали на основании
требований «Программы воспитания в детском
саду».
Таблица 1.
Сформированность
культурно-гигиенических
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук (в баллах) | Кол- во баллов | Сформированность навыка опрятной еды (в баллах) | Кол-во баллов | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке ( в баллах) | Кол-во баллов | Уровень сформированности навыка пользования носовым платком ( в баллах) | Общее кол-во баллов | Уровень сформированности | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
Айнур Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 2 | 24 | Н |
Катя М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 44 | С |
Глеб И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 3 | 43 | С |
Ангелина Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | 3 | 45 | С |
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста