Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности экологической культуры и определить наиболее эффективные условия ее воспитания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
детей дошкольного возраста в педагогической литературе
1.1. Понятие об экологическом воспитании в педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования первичных представлений об
экологических связях в природе у детей дошкольного возраста 11
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения
детей дошкольного возраста к окружающей среде 18
Выводы по I главе 26
Глава 2. Методика формирования у детей дошкольного
возраста экологической культуры
2.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей дошкольного возраста 27
2.2. Познавательный потенциал экологических знаний в
условиях комплексного использования различных видов
деятельности детей дошкольного возраста в природе 3
2.3. Методика работы по формированию экологической
культуры у детей дошкольного возраста 50
Выводы по II главе 60
Заключение 62

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_-_diplom_ispravlennyy.docx

— 181.04 Кб (Скачать файл)

 

Список литературы

  1. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки. Базисная про грамма развития ребенка-дошкольника, М, 2001
  2. Аракчаа Л.К. Методические подходы  в экологическом воспитании, Кызыл,  2001
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх, М, 1993
  4. Белавина И.Г. Планета – наш  дом. Мир вокруг нас, М, 2005
  5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, Воронеж, 2002
  6. Бронников С.А. Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста, Бирск, 2004
  7. Васякина Ж.Л. Паутинка. Программа для детей дошкольного возраста, М, 2003
  8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе  ознакомления детей с природой, М, 1998
  9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, М, 2003
  10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, СПб, 2005
  11. Гирусов А.В. Природные основы экологической культуры, М, 1999
  12. Гончарова Н.В. План-программа  образовательно-воспитательной работы в детском саду, СПб, 1997
  13. Горелов А.А. Человек - гармония - природа, М, 2000
  14. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, М, 2005
  15. Грехова  Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях, Ставрополь, 1998
  16. Грецова В.Т. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе, М, 2000
  17. Грязнова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, М, 2001
  18. Данилова М.Н. Живой мир, Екатеринбург, 2002
  19. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический/Педагогика, № 5, 1999
  20. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология, РД, 1996
  21. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, М, 2001
  22. 3алкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей, М, 1993
  23. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений  и экспериментов в детском саду, М, 2003
  24. Игнатова Т.В. Времена года, М, Просвещение, 2006
  25. Кирикэ Г.В. Экологическое воспитание детей шестого года жизни, автореферат, М, 1999
  26. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности, СПб, 2001
  27. Коган М.С. Философская теория ценности, М, 2000
  28. Колтунова И.Р. Постижение природы, Екатеринбург, 2002
  29. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического воспитания детей, СПб, 2002 
  30. Корепанова  М.В. Актуальные проблемы эколого-оздоровительной работы с детьми, Волгоград, 2004
  31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М, 1997
  32. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду, СПб, 2000
  33. Маневцова  Л.М. Мир природы и ребенок, СПб, 1998
  34. Марковская М. Уголок природы в детском саду, М, 2004
  35. Молодова  Л. Игровые экологические занятия с детьми, М, 1996
  36. Молодова  Л.П. Экологические праздники для детей, М, 2003
  37. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, М, 2001
  38. Николаева С.Н. Концепция экологического  воспитания детей дошкольного возраста, М, 2001
  39. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог». Методика экологического воспитания дошкольников, М, 1999
  40. Овсянникова О.А. Социально-экологическое воспитание ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения, автореферат, Брянск, 2001
  41. Петляева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников, автореферат, М, 2001
  42. Попова Т.И. Мир вокруг нас, М, 1998
  43. Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования, автореферат, Екатеринбург, 1998
  44. Потапова Т.В. Надежда. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и права человека, Пущино, 2001
  45. Праздники в детском саду, М, 1990
  46. Программа воспитания и обучения в детском саду, М, 1999
  47. Программа «Развитие» для старшей группы детского сада, М, 2002
  48. «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7- лет в детском саду, М, 2001
  49. Рубинштейн С.П. Проблемы общей психологии, М, 1993
  50. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию  дошкольников, М, 1998
  51. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа», М, 2005
  52. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево», М, 2006
  53. Рыжова Н.А. Экологическое образование  в дошкольных учреждениях: теории и практика, автореферат, М, 2000
  54. Рыжова Н.А. Я и природа, М, 2002
  55. Симонова Л.П. Ключи от природы или этические беседы по экологии, М, 1998
  56. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду, М , 2003
  57. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду, М, 2000
  58. Староверов А.В. Дом, в котором мы живем. Для занятий по экологическому воспитанию, Рязань, 2002
  59. Степанова В.А. Листок на ладони. Методическое пособие  по проведению экскурсий с детьми, экологическому  и эстетическому воспитанию дошкольников, СПб, 2003
  60. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Избранные педагогические сочинения в 3-х т., М, 1982
  61. Унучек А.А. Методические рекомендации по организации и про ведению природоохранительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, Могилев, 1999
  62. Федорова Т.А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой, автореферат, М, 2000
  63. Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников, Пермь, 2002
  64. Хабарова Т.В.  Экологическое образование дошкольников, Сыктывкар,  2002
  65. Шикунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, Новосибирск, 2004
  66. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году, М, 2000
  67. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей, М, 2004
  68. Шпотова Т.В. «Времена года», М, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1.

Представления детей  старшего дошкольного возраста о  ценности природы

(в % к количеству обследованных  детей)

Ценности природы

Практическая

Эстетическая

Для развития познавательной и творческой деятельности людей

Самоценность

Не выделили

 82

57

8

7

13




 

 

Таблица 2

Интерес детей  к объектам природы и деятельности в природе

(в % к количеству обследованных  детей)

 

Выбор объекта

Выбрали живое

Выбрали игрушку

Хотели бы и то и

другое

 животное

растение

 48

0

21

31

Выбор деятельности

 Игра, общение

 

 

Кормление

животных

Полив растений

Уборка клетки

Выбрали

другую

деятельность

 35

8

4

0

53


 

Таблица 3

Представления старших  дошкольников о нормах отношения  к природе

( в % к количеству обследованных детей)

Дали общий,

 недифференцированный

 ответ

 

Выделили

отдельные правила

гуманного

отношения

Полно раскрыли

содержание

отношения

Не выделили

 32

52

6

10




 

 

Таблица 4

Мотивы гуманного  отношения к природе старших  дошкольников

(в % к количеству обследованных  детей)

 

 Не раскрыли,

 утверждали

 «так надо»

Польза

природных

объектов

Внешняя

привлекательность

Обеспечение

собственной

безопасности

Самоценность

живого

 28

29

22

11

10


 

Таблица 5

Оценка поступков  сверстников в природе 

(в % к количеству обследованных  детей)

 

 Поступки

 

Оценивают

адекватно

Оценивают

неадекватно

Затруднялись

 Позитивные

(в среднем)

97

0

3

 Негативные

 (в среднем)

83

10

7

 Отражающие

 «детский гуманизм»

30

63

7


 

Таблица 6

Представления детей  старшего дошкольного возраста о  животных и растениях как живых существах

(в % к количеству обследованных  детей)

 

Отнесли к живому

Отнесли к неживому

Отнесли как к живому, так и

к неживому

 Ж

Р

Н

Ж

Р

Н

Ж

Р

Н

 100

36

12

0

53

70

0

11

18




 

 

Ж - животные,             Р - растения,                             Н – неживое

 

Таблица 7

 

Представления детей  старшего дошкольного возраста о  животных и растениях как живых  существах

(в % к количеству обследованных  детей)

 

Выделили

 существенные

 признаки живого

 

Выделили

существенные и

несущественные

признаки живого

Выделили

несущественные

признаки живого

Не выделили

 22

65

9

4


 

 

 

 

 

Таблица 8

Представленность  существенных признаков живого в  суждениях детей о живом

(в % к количеству обследованных  детей)

 

Группы

живого

Существенные признаки

движение

питание

дыхание

выделение

рост и

развитие

размножение

 животные

84

36

16

0

20

10

 растения

0

18

4

0

76

5


 

 

 

Таблица 9

 

Проявление детьми сочувствия к живому существу в неблагоприятном

состоянии

(в % к количеству обследованных  детей)

 

Не отреагировали

Констатировали как

факт

Проявили сочувствие

Деятельно помогли

Не помогли

 32

46

6

16


 

 

Приложение 2

Уровни  экологической воспитанности детей  старшего дошкольного возраста

1 уровень

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно, дети могут  проявлять то небрежность и даже агрессивность к объектам, то отдельные  позитивные действия. При этом они  действую неосознанно, механически, подражательно, могут присоединяться к неправильному  поведению других. Характерно неприязненное  и даже негативное отношение к  непривлекательным живым существам. По собственной инициативе не проявляют  желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Не принимают  подобные предложения взрослого. Представления  о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто  неадекватные. Живыми считают неживые  объекты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения  к животным и растениям недифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить при родным объектам вред, но не осознают, почему, мотивируя необходимость  бережного отношения к ним  боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют  правила в собственном поведении  в природе. Дети замечают яркие нарушения  правил отношения к природе, не пресекают  неправильное поведение, а присоединяются к нему. Не владеют умениями осуществления  ухода за живыми существами.

 

2 уровень

Дети проявляют в целом  положительное отношение к природе  избирательной направленности. Они  бережно относятся, заботятся о  конкретных живых объектах, которые  имеют непосредственное отношение  к ним, привлекательны для них. С  удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными  и растениями, проявляют интерес  к проявлениям их жизни, состоянию. Во взаимодействии с такими живыми объектами, заботе о них появилась  потребность. К незнакомым или непривлекательным  животным и растениям дети относятся  настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на состояние. По собственной инициативе не стремятся  к взаимодействию с ними, неохотно принимают предложения взрослого  о взаимодействии с подобными  живыми объектами. У детей сложились  представления о живом, существенные наряду с несущественными. Дети относят  к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные признаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению  по существенным признакам. Представления  о нормах отношения к животным и растениям становятся более  дифференцированными, дети выделяют отдельные  правила взаимодействия с конкретными  объектами, применяют их при уходе  за ними. Не распространяют известные  правила на круг объектов. Дети замечают нарушения правил поведения в  природе, мотивируют необходимость  их соблюдения отдельными ценностями природных объектов - практической пользой, красотой, обеспечением собственной  безопасности. Характерно расхождение  вербального и реального отношения  к природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Их увлекает процесс  ухода, дети не нацелены на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста