Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:06, дипломная работа
Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.
Гипотеза:
Задачи:
Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.
Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..
1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….
1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………
Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................
2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………
Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................
3.1 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................
3.2 Экологическая безопасность ................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………...
Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.
Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.
Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение эффективности
воспитательной работы предполагает формирование
культуры оценочной деятельности учителей
и развернутость
Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие действия:
· анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;
· ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;
· участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью волевых усилий;
· осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.
Регулярно занимаются самовоспитанием немногие, и мало кто их к этому побуждает, поэтому заметных успехов добиваются лишь единицы.
Самовоспитание большинства учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]
Стимулирование связано
с разрешением основного
Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить личностный подход к учащимся.
Формирование установки на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.
Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним требованиям, корректировать или формировать их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами работы над собой.
В каждом учебном заведении должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию.
Самовоспитание осуществляется
в коллективе, поэтому от педагога
требуется организация
В последнее время значительное
влияние приобретают
Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального лицея, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе.
Темпы и характер развития личности непосредственным образом зависят от гражданской позиции учащихся, их мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
За последние годы в сфере образования происходят значительные сдвиги: существенно изменяется содержание учебных дисциплин, идет процесс интенсификации учебного процесса, повсеместно внедряются новые технические средства и компьютерные технологии. Тенденции развития современного общества в целом и сферы образования, в частности, требуют развития у учащихся желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартно мыслить, обладать способностью адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Жизнь и деятельность в современных условиях предполагает наличие у молодых людей практических умений взаимодействия с разными людьми, принятия ответственных решений в реальных жизненных ситуациях, осуществления равноправного диалога субъектов, способности к самостоятельному добыванию знаний и стремления к активному самообразованию в течении всей жизни. Поэтому в настоящее время актуальным представляется изучение такого явления, как автономность личности в образовании.
Проблема автономности личности находится
в поле зрения различных наук: философии,
педагогики, психологии и других. В
философском понимании
Американским ученым А.Маслоу
разработана теория
По мнению А.Маслоу, у абсолютно здорового, нормального, счастливого человека полностью доминирует в системе его мотивов стремление к самоактуализации, определяемой как “непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения) как более полное знание и принятие собственной, сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.
1.4 Основные формы
и методы организации
Организация воспитательного
процесса в учреждениях НПО
В практике воспитания постоянно
приходится сталкиваться с понятием
форма воспитания, под которым
подразумевается внешнее
В.Д.Симоненко выделяет три основных группы форм воспитательной работы в зависимости от решаемой педагогической задачи:
Каждая воспитательная форма педагогического процесса решает не одну воспитательную задачу. Так, развлекательные формы воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Но это возможно только при условии правильной подготовки, организации и проведения.[]
Каждый метод воспитания реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля деятельности. Различия в применении метода проявляются в приемах воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные действия педагога.
По мнению Л.И Маленковой, методы воспитания – совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач.[7]
Выбор методов бывает обусловлен
содержанием воспитания, всей педагогической
системой, а так же такими закономерными
факторами, как достигнутый уровень
развития детского коллектива, возрастные
и типологические характеристики детей,
особенности взаимоотношений
Однако поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, и от его позиции, и от профессионального владения всем спектром методов и приемов, а так же алгоритмом решения педагогических задач.
Метод воспитания – способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируется понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
В.Я. Сластенин предлагает следующую классификацию методов воспитания:
Методы формирование сознания:
Убеждение – это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах: внушение, повествование, диалог, лекция, индивидуальная беседа и т.п.
Методы влияния на поведение (методы организации жизни и деятельности). Приучение – обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Учитель так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операционной структуры как упражнение в правильном поступке. Включение детей в деятельность создает им условие для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.
Применяя прямые требования,
педагог подготавливает условия
для более широкого применения косвенных
требований. В косвенных требованиях
в качестве стимулов используются не
только содержание самих требований,
сколько принимаются во внимание
те чувства и переживания