Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявление педагогических условий формирования общих компетенций учащихся в процессе реализации воспитательного процесса профессионального лицея.
Гипотеза:
Задачи:
Выявить сущность и особенности организации воспитательного процесса в профессиональном лицее;
Изучить социальный портрет учащегося профессионального лицея №92;
Рассмотреть условия и тенденции, определяющие эффективность воспитательной работы;
Определить основные формы и методы организации воспитательного процесса в профессиональном лицее № 92.

Содержание

Введение.....................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования общих компетенций в процессе воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………………………….
1.1. Понятие воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО«Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся»…………………………..
1.2. Формирование общих компетенций учащихся в воспитательном процессе …………………………………………………..
1.3 Развитие личности в воспитательном процессе профессионального лицея………………………………………………….
1.4Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО…………………………………………………………
Глава 2. Приёмы и способы организации воспитательной работы в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащихся».……......................
2.1 Описание учебного заведения…………………………………………
2.2 Состояние проблемы организации воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО
2.3 Разработка методических материалов для воспитательной работы ГБОУ НПО РО…………………………………………………………….
2.4. Оценка результативности воспитательной работы учащихся в ГБОУ НПО РО……………………………………………………………
Глава 3. Безопасность и экологичность работы .............................................................................................................................
3.1 Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ГБОУ НПО РО...................................................................................................
3.2 Экологическая безопасность ................................................................
Заключение ………………………………………………………………...
Библиография ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Диана теория (1).docx

— 74.36 Кб (Скачать файл)

Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному  воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности  воспитательной работы.

Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения  человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в  прямой зависимости от положения  воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.

Воспитательная   работа призвана удовлетворять потребность  учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.

Повышение эффективности  воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание — это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы - сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания. 

Самовоспитание - это сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, самосовершенствование подрастающего поколения в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

В процессе самовоспитания учащиеся должны осуществлять следующие  действия:

· анализировать свой внутренний мир, посредством самонаблюдения, сравнивая  себя с другими, идеалом, давать оценку; выделять свои «плюсы» и «минусы», от которых предстоит избавиться;

· ставить цели и разрабатывать программу деятельности по самосовершенствованию одних и устранению других качеств;

· участвовать в деятельности - трудовой, учебной, профессиональной, познавательной и др. - по достижению поставленных задач с помощью  волевых усилий;

· осуществлять саморегуляцию этой деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценку ее хода и результатов, при необходимости корректировать, т.е. уточнять цели.

Регулярно занимаются самовоспитанием  немногие, и мало кто их к этому  побуждает, поэтому заметных успехов  добиваются лишь единицы.

Самовоспитание большинства  учащихся нуждается в педагогическом стимулировании, что предполагает управление саморазвитием личности, сочетание целей воспитания и самовоспитания. Педагог решает целый комплекс задач: способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, включает их в различные виды деятельности и социальные отношения, участвуя в которых они выполняют социальные роли. [1-c.471]

Стимулирование связано  с разрешением основного противоречия - между достигнутым уровнем развития учащихся и теми требованиями, которые  к ним предъявляет общество. Процесс  стимулирования самовоспитания предполагает диагностику самовоспитания, организацию  разносторонней жизнедеятельности  учащихся. Диагностика самовоспитания - это изучение того, насколько осознанно, целенаправленно, разносторонне, регулярно, активно сами учащиеся развивают свою личность, что их к этому побуждает или, что мешает этому процессу.

Диагностика позволяет педагогу проследить саморазвитие каждого, осуществить  личностный подход к учащимся.

Формирование установки  на самовоспитание происходит в процессе разнообразной деятельности учащихся: учении, игре, труде и др.

Педагоги должны пропагандировать те области самовоспитания, в которых  усилия учащихся незначительны, видеть противоречия между уровнем развития учащихся и предъявляемыми к ним  требованиям, корректировать или формировать  их жизненные цели, ознакомить со средствами и приемами развития личности и способами  работы над собой.

В каждом учебном заведении  должны соблюдаться условия, способствующие самовоспитанию.

Самовоспитание осуществляется в коллективе, поэтому от педагога требуется организация совместной деятельности всех учащихся, их коллективных усилий в решении общих задач. В дружном коллективе у учащихся развиваются основные морально-волевые  качества: ответственность, организованность, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность и др., происходит взаимовлияние  ребят друг на друга.

В последнее время значительное влияние приобретают неформальные молодежные объединения. Неформальные группы характеризуются разновозрастностью состава, высоким уровнем организованности и др. Степень влияния учащихся друг на друга внутри неформальных групп значительно выше, чем в учебной группе. Будущие молодые рабочие, должны быть включены в систему разнообразных коллективистских отношений.

Таким образом, самовоспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального лицея, где создается атмосфера сотрудничества, взаимной требовательности и самокритичного отношения к себе.

Темпы и характер развития личности непосредственным образом  зависят от гражданской позиции  учащихся, их мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

За последние годы в сфере  образования происходят значительные сдвиги: существенно изменяется содержание учебных дисциплин, идет процесс  интенсификации учебного процесса, повсеместно  внедряются новые технические средства и компьютерные технологии. Тенденции  развития современного общества в целом  и сферы образования, в частности, требуют развития у учащихся желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартно мыслить, обладать способностью адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Жизнь и деятельность в современных условиях предполагает наличие у молодых людей практических умений взаимодействия с разными людьми, принятия ответственных решений в реальных жизненных ситуациях, осуществления равноправного диалога субъектов, способности к самостоятельному добыванию знаний и стремления к активному самообразованию в течении всей жизни. Поэтому в настоящее время актуальным представляется изучение такого явления, как автономность личности в образовании.

Проблема автономности личности находится  в поле зрения различных наук: философии, педагогики, психологии и других. В  философском понимании автономность является одной из существенных характеристик  субъективной свободы личности. Н.А. Бердяев определяет личность как микрокосм, целый универсум. Личность носит духовно-душевный характер и возвышается над детерминизмом природного мира. Она определяет себя изнутри. Личность не может существовать в застывшем состоянии, она постоянно развивается, обогащается, т.е. проявляет способность к самосозиданию. Таким образом, личность обладает первичностью по отношению к остальному миру, и свобода присуща ей изначально.

Американским ученым А.Маслоу разработана теория самоактуализации личности. В ней развитие личности определяется через разнообразные процессы, в конечном счете ведущие личность к самоактуализации. Они имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены специфической “мотивацией развития”, возможности проявления которой не находятся в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых потребностей. 

По мнению А.Маслоу, у абсолютно  здорового, нормального, счастливого человека полностью доминирует в системе его мотивов стремление к самоактуализации, определяемой как “непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения) как более полное знание и принятие собственной, сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности.

 

1.4 Основные формы  и методы организации воспитательного  процесса в учреждениях НПО

Организация воспитательного  процесса в учреждениях НПО осуществляется посредством разнообразных форм и методов.

В практике воспитания постоянно  приходится сталкиваться с понятием форма воспитания, под которым  подразумевается внешнее проявление процесса воспитания. Установлено, что  эффективность воспитательного  процесса во многом зависит от формы  его организации. В настоящее  время основными формами учебно-воспитательной деятельности являются – коллективные и индивидуальные формы решения  учебно-воспитательных зада, формы взаимодействия учебного заведения и базового предприятия, формы взаимодействия мастеров производственного обучения и наставников и т.д.

В.Д.Симоненко выделяет три  основных группы форм воспитательной работы в зависимости от решаемой педагогической задачи:

  1. Формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов, заседания органов управления, стенная печать и т.д.);
  2. Познавательные формы (поход, прогулка, путешествие – исследование, экскурсия, вечера, фестивали, секции, выставки);
  3. Развлекательные формы (вечера, КВН и т.д.).

Каждая воспитательная форма  педагогического процесса решает не одну воспитательную задачу. Так, развлекательные  формы воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному  развитию учащихся, укреплению их здоровья. Но это возможно только при условии  правильной подготовки, организации  и проведения.[]

Каждый метод воспитания реализуется различно, в зависимости  от опыта педагога и его индивидуального  стиля деятельности. Различия в применении метода проявляются в приемах  воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой  конкретные действия педагога.

По мнению Л.И Маленковой, методы воспитания – совокупность наиболее общих способов осуществления  воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач.[7]

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а так же такими закономерными  факторами, как достигнутый уровень  развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между  воспитателем и воспитанниками. Применение методов не всегда поддается предварительному планированию, чаще всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно-воспитательный процесс – это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация – это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени.

Однако поведение педагога в создавшейся ситуации зависит  от цели воспитания, и от его позиции, и от профессионального владения всем спектром методов и приемов, а так же алгоритмом решения педагогических задач.

Метод воспитания – способ совместной деятельности воспитателя  и воспитанника, в ходе которого у последнего формируется понятия, представления, суждения, убеждения, положительная  мотивация, способы деятельности и  качества личности.

В.Я. Сластенин предлагает следующую классификацию методов воспитания:

  • Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дисскусия, метод примера);
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации и др.);
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание др.);
  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Методы  формирование сознания:

Убеждение – это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах: внушение, повествование, диалог, лекция, индивидуальная беседа и т.п.

Методы  влияния на поведение (методы организации жизни и деятельности). Приучение – обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Учитель так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Метод приучения тесно связан с методом упражнения.В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операционной структуры как упражнение в правильном поступке. Включение детей в деятельность создает им условие для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.

Применяя прямые требования, педагог подготавливает условия  для более широкого применения косвенных  требований. В косвенных требованиях  в качестве стимулов используются не только содержание самих требований, сколько принимаются во внимание те чувства и переживания учащихся, которые вызывает данная форма обращения  к ним. Перспектива – метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей. При этом достижение их становится личным стремлением, желанием и интересом воспитанника.  Пример – обращение к общественному мнению, в форме социальных правил, предписаний, установок, обычаев, традиций и т.д. создание предметной и этико-эстетической атмосферы.

Информация о работе Воспитательная работа в ГБОУ НПО РО «Сельскохозяйственный профессиональный лицей №92 как средство формирование общих компетенций учащих