Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира дошкольников.
Объект исследования – познание окружающего мира.
Предмет исследования – роль природоведческой художественной литературы как метод познания окружающего мира в ДОУ.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познания окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы в познании окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы…………………………………………………6-14
1.2 Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира…………………………………………………………..15-24

Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира.
2.1 Выявление уровня сформированности познания окружающего мира (методика и результаты констатирующего эксперимента)…….25-36
2.2 Методика совершенствования работы в познании окружающего через природоведческую художественную литературу у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)…………37-41
2.3 Анализ и результаты исследования………………………….42-46
Заключение………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………48-50

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.25 Кб (Скачать файл)

Творческое общение с природой - действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому занятия начиналисьс любования природой. На таких занятиях готовые знания не навязывались, а предоставлялась детям возможность делиться своими чувствами. Всё это происходило на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания. Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка.

Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» - о ней не заботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета.

Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.

В дошкольном учреждении есть хорошо оснащённый зал, где проводились физкультурные и эколого-оздоровительные занятия. На них мы с инструктором по физкультуре знакомили детей с правилами поведения в лесу, разыгрывали различные ситуации экологического характера, выполняли различные физические упражнения (Приложение 7).Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей. Мы приглашала родителей на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведен КВН на тему «Мы – друзья природы» (Приложение 8), анкетирование родителей (Приложение 9), предложили им список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию ДОУ: осенью - высаживали деревья, собирали семена цветов, подрезали кусты; зимой - убирали территорию от снега, посыпали дорожки песком, строили замки из снега, ведь самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей.Перед празднованием нового года, по инициативе родителей, была проведена экологическая акция « В лес за елкой»

В формирующем эксперименте мы показали методику совершенствования реализации цели исследования, обозначили использованные средства работы по познанию окружающего мира детей среднего дошкольного возраста и её содержание.

 

 

2.3 Анализ и  результаты исследованияЧтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.

Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4,5.

Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе

Ф.И.

Знания о животных, птицах.

Знания о растительном мире

Знания о характерных признаках времен года

Отнош. к миру природы

Спец.

ситуац.

Сумма баллов

Уровень экол. знаний

1.

Алена А.

3

2

2

2

2

11

С

2.

Наиль Г.

3

2

3

2

2

12

С

3.

Юра Д.

2

2

2

1

1

8

С

4.

Арсений К.

2

2

2

3

2

11

С

5.

Настя Р.

3

3

3

3

2

14

В

6.

Ильдар Ф.

2

2

1

1

1

7

Н

7.

Саша М.

2

2

2

2

2

10

С

8.

Данил С.

2

2

1

1

1

7

Н

9.

Дана С.

1

2

1

2

1

7

Н

10

Настя К.

2

2

2

2

2

10

С


 

 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н - низкий уровень

Высокий уровень - 1 человек, средний уровень — 6 человек, низкий уровень -3 человека

 

Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.

Знания

Знания о

Знания о ха-

Отнош. к

Спец.

Сумма

Уровень

   

о жи-

расти-

рактерных

миру

ситуац.

бал-

экол. зна-

   

вотных,

тельном

признаках

природы

 

лов

ний

   

птицах.

мире

времен года

       

1.

Марина Б.

3

3

3

2

2

13

В

2.

Игорь Б.

2

2

2

2

2

10

С

3.

Наиля Г.

2

2

2

2

2

10

С

Ф.И.

Знания

Знания о

Знания о ха

Отнош. к

Спец.

Сумма

Уровень

   

о жи

расти-

рактерных

миру

ситуац.

бал-

экол. зна

   

вотных,

тельном

признаках

природы

 

лов

ний

   

птицах.

мире

времен года

       

4.

Саша М.

3

3

2

2

2

12

С

5.

Егор М.

2

3

2

2

2

11

С

6.

Соня О.

3

3

2

3

2

13

С

7.

Дима К.

3

3

3

3

3

15

В

8.

Ваня И.

3

3

3

3

3

15

В

9.

Настя Н.

2

2

2

2

2

10

В

10

Катя К.

3

2

3

3

2

13

В


 

Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.

Высокий уровень - 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень -0

Уровни сформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента.

 

Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента

Уровень

Группа

 

контрольная

экспериментальная

Высокий

10%

40%

Средний

60%

60%

Низкий

30%

-


 

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень познания окружающего мира и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень познания, а вначале был 1 ребёнок. Средний уровень возрос в 1,5 раза. ( Стало 6 детей, а было 4). Детей с низким уровнем не стало вообще.

Так, отвечая на вопросы диагностики, Марина Б. без особого труда распределила представителей животного мира по видам; аргументировала свой выбор. Соня О. самостоятельно называла разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без помощи взрослого называла условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Ильдар Ф. уверенно отвечал на поставленные вопросы.

Саша М. правильно называл времена года, но иногда затруднялся назвать их в нужной последовательности, в рисунках отражал существенные признаки того или иного времени года.

В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 4 человека, стало 3).

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы над познанием окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития - до 40%, при том, что было - 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще - 0%.

В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. С высоким уровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%. С низким уровнем было 40%, стало 30%.

В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:

  • дети заметно расширили свои познания  об окружающем мире, своё умение трудиться в природе ;
  • у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
  • появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Художественное слово и художественная литература природоведческого характера играет огромную роль в деле формирования у детей представлений о живой и неживой природе, природоведческих понятий, для познания зависимостей, существующих в природе, для воспитания гуманного, бережного, заботливого отношения к ней.
  2. Использование художественного слова и художественной литературы природоведческого характера помогает педагогу развить у ребенка познавательный интерес, умения передавать свои впечатления словом, сформировать осознанно правильное отношение к природе.
  3. В работе с детьми дошкольного возраста могут использоваться многочисленные произведения как русских, так и белорусских поэтов и писателей.
  4. Большое значение для становления природоведческой литературы для детей раннего и дошкольного возраста сыграло народное творчество, это подтвердили в своих трудах Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский, которые так же уделили много внимания в своем творчестве природоведческой теме. Их последователями стали В. Бианки, М. Пришвин, Е. Чарушин и другие писатели, которые создали новое направление в детской литературе: художественная литература природоведческого характера.
  5. Использовать художественную литературу следует, опираясь на основные принципы отбора природоведческой литературы для детей и соблюдая методику ознакомления детей с художественным словом и художественной литературой природоведческого характера.

Информация о работе Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира