Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:27, курсовая работа
Цель работы – раскрыть роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира дошкольников.
Объект исследования – познание окружающего мира.
Предмет исследования – роль природоведческой художественной литературы как метод познания окружающего мира в ДОУ.
Введение………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познания окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы в познании окружающего мира дошкольников посредством природоведческой художественной литературы…………………………………………………6-14
1.2 Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира…………………………………………………………..15-24
Глава 2. Выявление и дальнейшее развитие природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира.
2.1 Выявление уровня сформированности познания окружающего мира (методика и результаты констатирующего эксперимента)…….25-36
2.2 Методика совершенствования работы в познании окружающего через природоведческую художественную литературу у дошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)…………37-41
2.3 Анализ и результаты исследования………………………….42-46
Заключение………………………………………………………………47
Список литературы…………………………………………………48-50
Творческое общение с природой - действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому занятия начиналисьс любования природой. На таких занятиях готовые знания не навязывались, а предоставлялась детям возможность делиться своими чувствами. Всё это происходило на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания. Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка.
Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» - о ней не заботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы.
В дошкольном учреждении есть хорошо оснащённый зал, где проводились физкультурные и эколого-оздоровительные занятия. На них мы с инструктором по физкультуре знакомили детей с правилами поведения в лесу, разыгрывали различные ситуации экологического характера, выполняли различные физические упражнения (Приложение 7).Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей. Мы приглашала родителей на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведен КВН на тему «Мы – друзья природы» (Приложение 8), анкетирование родителей (Приложение 9), предложили им список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию ДОУ: осенью - высаживали деревья, собирали семена цветов, подрезали кусты; зимой - убирали территорию от снега, посыпали дорожки песком, строили замки из снега, ведь самым ценным в воспитании детей является пример самих родителей.Перед празднованием нового года, по инициативе родителей, была проведена экологическая акция « В лес за елкой»
В формирующем эксперименте мы показали методику совершенствования реализации цели исследования, обозначили использованные средства работы по познанию окружающего мира детей среднего дошкольного возраста и её содержание.
2.3 Анализ и результаты исследованияЧтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.
Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4,5.
Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе
№ |
Ф.И. |
Знания о животных, птицах. |
Знания о растительном мире |
Знания о характерных признаках времен года |
Отнош. к миру природы |
Спец. ситуац. |
Сумма баллов |
Уровень экол. знаний |
1. |
Алена А. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
С |
2. |
Наиль Г. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
12 |
С |
3. |
Юра Д. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
С |
4. |
Арсений К. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
С |
5. |
Настя Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
В |
6. |
Ильдар Ф. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Н |
7. |
Саша М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
С |
8. |
Данил С. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Н |
9. |
Дана С. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
Н |
10 |
Настя К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
С |
Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н - низкий уровень
Высокий уровень - 1 человек, средний уровень — 6 человек, низкий уровень -3 человека
Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе
№ |
Ф.И. |
Знания |
Знания о |
Знания о ха- |
Отнош. к |
Спец. |
Сумма |
Уровень |
о жи- |
расти- |
рактерных |
миру |
ситуац. |
бал- |
экол. зна- | ||
вотных, |
тельном |
признаках |
природы |
лов |
ний | |||
птицах. |
мире |
времен года |
||||||
1. |
Марина Б. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
В |
2. |
Игорь Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
С |
3. |
Наиля Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
С |
№ |
Ф.И. |
Знания |
Знания о |
Знания о ха |
Отнош. к |
Спец. |
Сумма |
Уровень |
о жи |
расти- |
рактерных |
миру |
ситуац. |
бал- |
экол. зна | ||
вотных, |
тельном |
признаках |
природы |
лов |
ний | |||
птицах. |
мире |
времен года |
||||||
4. |
Саша М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
С |
5. |
Егор М. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
11 |
С |
6. |
Соня О. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
13 |
С |
7. |
Дима К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
В |
8. |
Ваня И. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
В |
9. |
Настя Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
В |
10 |
Катя К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
13 |
В |
Условные обозначения: В- высокий уровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.
Высокий уровень - 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень -0
Уровни сформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента.
Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента
Уровень |
Группа | |
контрольная |
экспериментальная | |
Высокий |
10% |
40% |
Средний |
60% |
60% |
Низкий |
30% |
- |
Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень познания окружающего мира и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень познания, а вначале был 1 ребёнок. Средний уровень возрос в 1,5 раза. ( Стало 6 детей, а было 4). Детей с низким уровнем не стало вообще.
Так, отвечая на вопросы диагностики, Марина Б. без особого труда распределила представителей животного мира по видам; аргументировала свой выбор. Соня О. самостоятельно называла разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без помощи взрослого называла условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Ильдар Ф. уверенно отвечал на поставленные вопросы.
Саша М. правильно называл времена года, но иногда затруднялся назвать их в нужной последовательности, в рисунках отражал существенные признаки того или иного времени года.
В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 4 человека, стало 3).
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы над познанием окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития - до 40%, при том, что было - 10%. Также возросли показатели среднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще - 0%.
В контрольной группе изменения оказались не такими значительными. С высоким уровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%. С низким уровнем было 40%, стало 30%.
В процессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:
И, вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ