Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Дать понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых.
Охарактеризовать процесс гендерной социализации младших школьников.
Раскрыть психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Определить критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
Создать педагогические условия гендерной социализации младших школьников.
Выявить динамику уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста 6
Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых 6
Процесс гендерной социализации младших школьников 10
Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 1 19

Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.1. Критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста 21
2.2. Реализация педагогических условий гендерной социализации младших школьников 31
2.3. Выявление динамики уровня гендерной социализации детей младшего школьного возраста 35
Выводы по главе 2 44

Заключение 46
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.doc

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Теоретические аспекты гендерной  социализации детей младшего школьного возраста                                                                           6

    1. Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых                                                                                                            6
    2. Процесс гендерной социализации младших школьников                       10
    3. Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста                                                                   14

Выводы  по главе 1                                                                                               19

 

Глава 2. Методические основы реализации условий гендерной  социализации детей младшего школьного  возраста                                    21

2.1.    Критерии  оценки гендерной социализации  детей младшего школьного возраста                                                                                                        21

2.2.    Реализация  педагогических условий гендерной социализации младших школьников                                                                                                  31

2.3.    Выявление динамики  уровня  гендерной социализации  детей младшего школьного возраста                                                                                    35

Выводы  по главе 2                                                                                              44                                                                                                                         

 

Заключение                                                                                                          46

Список  литературы                                                                                            48

Приложения

 

 

 

 

Введение

 

Несмотря на существенную научно-методическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по гендерной социализации ребенка младшего школьного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. В современной школе в качестве приоритетных направлений деятельности выдвинуты формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков и опыта самостоятельной деятельности.  Достижение этой цели невозможно без устранения из школьной жизни патриархатных гендерных стереотипов, стереотипов, которые становятся барьерами для развития у учащихся самостоятельности, инициативности и т.п.

В современных условиях гендерный подход активно проникает в теорию и практику педагогической науки, что вызывает важность подготовки специалистов, будущих педагогов, спосбных владеть и использовать грамотно знания о гендерных особенностях детей. Следует отметить, что гендерная проблематика недостаточно отражена в образовательных стандартах, научных трудах, этот факт является своеобразным стопором, не позволяющим результативно формировать гендерную культуру будущих специалистов. В частности, пока недостаточно исследований, в которых освещены проблемы гендерной социализации младших школьников. С учетом того, что младший школьный возраст является сензитивным периодом полоролевого развития, становления пола ребенка с позиции психологии, освоения гендерной модели поведения, очевидна необходимость гендерного подхода в воспитании, формировании гендерной социализации.

Все вышеизложенное доказывает актуальность темы курсовой   работы «Гендерная социализация детей младшего школьного возраста» и позволило нам определить проблему исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: гендерная социализация детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное исследование педагогических условий гендерной социализации детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых.
  2. Охарактеризовать процесс гендерной социализации младших школьников.
  3. Раскрыть психолого-педагогические условия гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
  4. Определить критерии оценки гендерной социализации детей младшего школьного возраста.
  5. Создать педагогические условия гендерной социализации младших школьников.
  6. Выявить динамику уровня  гендерной социализации  детей младшего школьного возраста.                                                                 

Гипотеза исследования. Эффективность процесса гендерной социализации детей младшего школьного возраста определяется совокупностью условий:

  1. Организации гендерного просвещения учащихся;
  2. Педагогической поддержки индивидуальности детей разных гендеров. 

Актуальность  темы раскрывается в работах таких авторов и ученых, как  Н.П. Андропова, А.Л. Ворожбитова, Ю.С. Григорьева, А.В. Дресвянина, Л.В. Коломийченко, Е.А. Конышева, Л.Г. Шалаева и др.

Практическая  значимость исследования заключается в предоставлении педагогам и психологам материалов исследования по созданию педагогических условий гендерной социализации детей 7 – 8 лет для повышения профессиональной компетенции и использования в практике.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (изучение проблемы исследования с позиции различных авторов и ученых); эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов эксперимента).

База  исследования: МАОУ СОШ № г. Соликамска.

Структура работы. Работа состоит из введения, заключения, двух глав, приложений. Работа написана на  листах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты гендерной социализации детей младшего школьного возраста

 

    1. Понятие гендерной социализации с позиции различных авторов и ученых

 

Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую. Соответствие определенному гендеру это фундаментальная категория личности. Дети появляются на свет как представители определенного пола.  До недавнего времени российская педагогика характеризовалась как педагогика, не учитывающая гендерную составляющую личности. В целом можно отметить, что для всей советской педагогики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) основной идеей было воспитание мужчины и женщины в соответствии с ролями мужа и жены, отца и матери крепкой и гармоничной социалистической семьи. В педагогической науке и практики отметался гендерный подход, как подход, противоречащий основам государственного строя. И, как следствие, в образовательных программах отсутствовали дифференцированные цели и задачи воспитания подрастающего поколения [21; 104].

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования, набирают обороты вариативные модели образования и новые формы обучения, осуществляется поиск управленческих технологий, обеспечивающих подход к понятию «качество воспитания и обучения».  В условиях демократизации российского общества отмечены изменения в понимании гендера в педагогической науке и практике. Необходимость подходить у процессу воспитания и обучения дифференцированно, учитывая гендерную идентичность ребенка осознается исследователями все основательнее. В данных условиях все активнее изучается гендерная социализация детей, являющаяся неотъемлемой частью общей социализации.

Социализация  является двусторонним процессом (схематично представлено на рис. 1 (Г.М. Андреева) [23].

 

 


 


 

 

 

 

Рис. 1. Аспекты  процесса социализации

 

В рамках гендерной социализации определяется, что в раннем возрасте ребенок воспринимает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, то есть, происходит принятие социальных поведенческих моделей, принимаемых в обществе как мужские и женские.

Учет тенденций  социализации в гендерной социализации осуществляется следующим образом (рис. 2).



 

 


 

 

Рис. 2. Учет тенденций социализации гендерной социализацией

 

 Сегодня в обществе отчетливо прослеживаются изменения, касающиеся вопросов пола [25; 12].  Итак, гендерная социализация включает два взаимосвязанных аспекта:

  • усвоение индивидом социального опыта, психосексуальных установок и ценностных ориентации, способов поведения и деятельности, которые присущи представителям того или другого пола;
  • процесс формирования полового самосознания, в который включены познание своего сходства и различий с представителями своего и противоположного пола; эмоциональная оценка себя как представителя определенного пола; самоутверждение Я как представителя определенного пола в общении и деятельности.

В процессе становления  личности у человека приобретается  опыт, реализующий индивидуальность человека. Становление сопровождается  стремлением к свободе, независимости, это может спровоцировать отступление от полового эталона. При высокой концентрации этих отклонений в некоторых социальных группах проявляется неустойчивость половых нормативов и проявляется тенденция к их преобразованию [14; 88].

В процессе освещения гендерной социализации целесообразно раскрыть понятие «гендер». Гендер – это результат повседневных взаимодействий, требующих от человека постоянного исполнения и подтверждения. Гендер не даётся раз и навсегда человеку в качестве неизменного социального статуса, а постоянно воссоздается в коммуникативных ситуациях, это то, что человек постоянно определяет в процессе взаимодействия с другими людьми [23; 105]. И тогда, «мужское» и «женское» мы можем охарактеризовать как культурные события, при этом в ранней гендерной социализации ребёнка, категоризация по гендеру не является добровольной и не зависит от внутреннего выбора ребёнка, и носит принудительный характер, то есть ребёнка причисляют к определённому полу и гендеру, формируя его гендерную идентичность.

Следует допустить, что отечественной педагогикой ранее отодвинут на второй план один из важных аспектов социализации человека, которому в западном научном мире в последние десятилетия уделяется большое внимание - «гендер». Л.В. Штылёва отмечает, что развитие индивидуальных способностей вне зависимости от гендерной принадлежности должно осуществляться образовательным учреждением. При этом школа должна противостоять традиционным стандартам в отношении полов [13; 98].

Данный аспект невозможен без того, что педагог был компетентен по вопросам гендерной социализации, должен конструктивно действовать с осознанием социального происхождения «мужского и женского». А появление новых педагогических терминов, переплетается с тем, что близкие по значению термины: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «полоролевая социализация» и их вариации, не только не отражают сути предмета, но затрудняют его понимание, поскольку в российской культуре имеются многочисленные и не совсем адекватные определения слова «пол».

Итак, гендерная социализация - область гендерной педагогики и психологии, которая появилась на основе психологии развития. Уилия исследователей сконцентрированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т. е. на выяснении того, как мальчики и девочки превращаются в мужчин и женщин, наделенным определенными социальными характеристика пола.

Проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. В своих работах авторы В. В. Абраменкова, Ю. Е. Алешина, Волович А. С., И. С. Клецина, О.И. Ключко и др. обращаются к раскрытию данных проблем.

 

 

 

    1. Процесс гендерной социализации младших школьников

 

Гендерная социализация протекает как процесс развития ребёнка как мальчика или девочки (Л.И. Столярчук). В результате этого процесса у ребенка формируется понятие культуры отношений между полами, свободное владение и реализация им полоролевых сценариев, овладение нравственными и моральными привычками, умениями и навыками соответствующего нормам общества гендерного поведения [15; 83]. И.Н. Евтушенко отмечает, что в этом процессе происходит понимание себя как представителя определённого пола с учётом духовно-нравственных ценностей общества.

У детей младшего школьного возраста происходит формирование личности мужчины или женщины, становление установок, ценностных ориентаций, гендерного поведения, гендерной культуры. Верхняя возрастная граница возраста ориентируется на момент поступления в школу, она расплывчата в связи с вхождением в пубертатный период [9; 15]. К периоду обучения в школе осуществляется становление образа Я и общественной самооценки, которая характеризуется тем, что находится впереди содержательного плана образа Я, как высшего единства субъекта, единства личности. В этом возрасте происходит приобретение психического механизма личности. Главными потребностями становятся потребности в общении с людьми, при этом не уходит игровая потребность.

Информация о работе Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста