Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7
1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.……………..7
1.2 Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте…………..……15
1.3 Особенности полоролевой идентификации в игровой деятельности дошкольников……………………………………………………………………23
Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….……………………………..29
2.1 Исследование представлений о своей половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…..29
2.2. Выявление своеобразия сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста…………………..……………………….……32
2.3 Работа по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр.…..…35
Заключение………………………………………………………………….……41
Библиографический список…………………….……………………………….44
Приложение………………………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая игра и гентер1вариант.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

Другая часть исследователей считает, что игры героической направленности не усиливают агрессию а, наоборот, позволяют выплеснуть естественную для мальчиков «биологическую» агрессивность и тем самым социализировать её, ограничив рамками игры. В исследованиях Дж.Уайтинга и К.П.Эдвардса был подтверждён феномен устойчивого предпочтения мальчиками (по сравнению с девочками) в возрасте от 3 до 11 лет всевозможных противоборств в шести культурах.

Если объективно взглянуть на сюжетно-ролевые игры мальчиков, то в большинстве своём они носят примитивный характер имитации «перестрелок» и «перебежек», что связано с отсутствием образцов развёрнутой игровой деятельности и адекватного руководства игрой со стороны взрослых. Мальчики ощущают дефицит в отношении образцов мужского поведения. Многие отцы, в силу высокой дифференцированности труда в современном обществе, не часто занимаются дома «мужской» работой - столярничают, плотничают и т.д. Не многие отцы учат сыновей играть и готовы разделить с ними все «тяготы военной жизни». Поэтому потребность в реализации определенных сюжетов у мальчиков явно не удовлетворяется, а образцы поведения они наблюдают преимущественно бытовые: как мама стирает, готовит, убирает.

В обеднённом виде военные сюжеты действительно вряд ли могут способствовать поступательному развитию мальчиков, ограничивая потенциально возможные модели лишь агрессивными действиями. Однако, развёрнутая ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия и взаимопомощь, определённо предоставляют мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, благородным и отважным. Военные игры позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проверять решимость и отвагу, дают опыт защиты слабых, противостояния злу и преодоления трудностей, задают образцы мужественности.

В педагогике периодически вспыхивают споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения детей. В связи с этим обсуждается риск феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию «унисексуальной» или андрогинной личности. Но, как подчёркивает известный отечественный психолог в сфере полоролевого развития И.С.Кон, даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начиная уже с 4-5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста.

Л.A. Арутюновой было проведено исследование, направленное на организацию совместных игр, требующих эмоционального сотрудничества мальчиков и девочек. Психологи и педагоги хорошо знают, что мальчики предпочитают не принимать участие в играх девочек, особенно в игре «в семью». Вместе с тем, опыт игрового принятия роли отца, реализация позиции ответственности за другого, заботы обогащает личность мальчика. Эффективный и уникальный опыт Л.А.Арутюновой по организации совместных игр мальчиков и девочек на семейную тематику способствовал преодолению разобщённости по половому признаку в группе детей, укреплению желания детей разного поля играть вместе. Объединённая игра стала инструментом формирования адекватных представлений дошкольников об отношениях членов семьи и позволила реализовать эти представления в игровом плане. Игровая деятельность позволила обогатить модели поведения по отношению к сверстникам противоположного пола и расширить взаимодействие мальчиков и девочек.

Обобщая данные современных исследований и традиционных подходов к игре, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность является важным компонентом формирования полоролевой идентификации дошкольников, необходимым условием формированием основ женских, преимущественно материнских качеств у девочек и мужских - у мальчиков. Коррекционный потенциал игра позволяет влиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания, согласованности действия мальчиков и девочек.

Таким образом, воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение  к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста

 

2.1 Исследование представлений о своей половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста

 

В данном исследовании нами использовалось полустандартизированное интервью Кагана. Опрос проводился индивидуально с каждым ребенком.

Цель: выяснение гендерных установок, а именно: уровень развития полоролевого образа «Я-мальчик», Я-девочка» у детей среднего дошкольного возраста.

  1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхологических ответов, когда ребенок повторяет последние слова, здесь в остальных вопросах первым называется то слово, который соответствует, полу испытуемого – например для мальчиков «дядя, муж, папа»);
  2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?
  3. Может быть, так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), проснешься девочкой (мальчиком)?
  4. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
  5. Знаешь ли ты, чем отличается мальчик от девочки? (Если вопрос не понятен можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)

Обработка данных.

О низком уровне развития «образа Я» мальчика/девочки будут свидетельствовать неустойчивость пола, его обратимость (ребенок допускает возможность превращения мальчика в девочку и наоборот); эмоционально нестабильное отношение к себе, оценка себя как не очень хорошего или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.

При среднем уровне развития ребенок понимает, что пол необратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивает себя в целом положительно, считая плохими лишь отдельные свои качества, если таковыми их считают другие; знает, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляет их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.

О высоком уровне сформированности полоролевого образа ребенка свидетельствуют понимание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и к выполнению своих поло ролевых функций в семье; представление об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.

Ответы ребенка записываются в таблицу, в которой количество столбцов соответствует количеству диагностируемых детей.

С помощью опросника Кагана были получены следующие результаты:

При ответе детей  на первый вопрос «Ты мальчик или девочка?» мы выяснили, что при определении пола и половых ролей все 100 %  обследованных детей правильно назвали свой пол (мужской/женский), но никто не назвал свои половые роли («мальчик», «сын», «внук», «девочка», «дочь»), при ответе на первый вопрос.

В последующей дополнительной индивидуальной беседу было выяснено нами, что все обследованные дети правильно определяют  свои половые роли.

При ответе на второй вопрос «Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?»

У детей пятого года жизни мы отметили, что все девочки безошибочно определились с половыми ролями.  1 мальчик (11,1%) , который не смог разобраться с супружескими ролями и ответил «не знаю».

На третий вопрос «Может быть, так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), проснешься девочкой (мальчиком)?» нами получены следующие ответы: только один мальчик пятого года  жизни (11,1%) допускает возможность изменения своего пола, у 100% девочек мы отметили  отрицание такой возможности.

При ответе на четвертый вопрос «А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?» 100% детей пятого года жизни предпочитают свои половые роли и не хотят изменения своего пола.

Ответы обследованных детей на пятый вопрос «Знаешь ли ты, чем отличается мальчик от девочки? (Если вопрос не понятен можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)» показали, что не видит разницы только 1 мальчик (11,1%). Все 100% девочек отмечают наличие различий между мальчиками и девочками. Но дети затруднялись с ответом на вопрос: «Чем отличаются мальчики и девочки?». Им требовалось уточнение вопроса: «А одинаково ли одеваются мальчики и девочки?», «Одинаковые или разные у них прически?» и т.п. Не смогли назвать ни одного отличительного признака мальчика от девочки. Ответы детей были скудными, короткими − например, «У девочек длинные волосы».

Таким образом, дети пятого года жизни характеризуются большей четкостью в определении полового образа. Все девочки и 89 % мальчиков понимают, что пол необратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивают себя в целом положительно; знают, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляют их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называют некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем, что соответствует среднему уровню.

 

2.2. Выявление своеобразия  сюжетно-ролевых игр девочек и  мальчиков среднего дошкольного  возраста

 

Для выявления своеобразия сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста использовался метод наблюдения. В ходе наблюдения фиксировались игровые предпочтения детей: в какие игры предпочитают играть, с кем предпочитают объединяться в игры, характер взаимоотношений. Проведённый анализ содержания игр девочек показал, что женские социальные роли, отображаемые ими в игре, в большинстве случаев выступают в трех планах:

- девочки выполняют роли  мам, проявляют заботу и внимание, ласковое отношение к своим  детям. Они тщательно ухаживают за детьми, кормят их, переодевают, купают, укладывают спать, а также следят за опрятностью во внешнем виде: поправляют прическу, платье кукле-дочке, заправляют рубашку кукле-сыну, выражают заботу и внимательное отношение к детям (45% игровых действий).

- девочки-мамы проявляют  себя хорошими хозяйками. Они  убирают квартиру, наводят порядок  в шкафу, стирают, застилают постель, готовят обед. А некоторые из них проявляют внимание к эстетическому быту: с особой тщательностью покрывают стол красивой скатертью, аккуратно сервируют стол и ставят на стол цветы (41% игровых действий).

- девочки выступают в  игре в роли заботливых и  внимательных жен. Они ласково  встречали папу с работы, помогали  повесить одежду на место, сажали  обедать за красиво накрытый  стол, помогали папам при сборах  на работу (14% игровых действий).

Папы в играх девочек выполняли различные роли - в большинстве случаев папы проявляли заботу и любовь к детям, выполняли в доме ремонтные работы. Вне дома - строили дачу, ходили за продуктами в магазин, ездили на рынок. У двух девочек роль папы сводилась лишь к хождению по делам вне дома. В играх 2-х девочек куклы-папы были статистами - они никак себя не проявляли в игре. Этот материал отражает разный стиль общения и отношений родителей в семье.

Следует отметить, что ролевые игры мальчиков были гораздо беднее по содержанию. Это частично можно объяснить тем, что игры «в семью» не входят в репертуар любимых мальчишечьих игр, они предпочитают подвижные игры, конструирование, игры «в войну» и др. Анализ содержания игр «в семью» мальчиков показывает различный стиль поведения мальчиков:

- в первой группе игр  папы выступают заботливыми отцами  и помощниками в хозяйственных  делах семьи. Они отличаются внимательным отношением к детям (кормят их, переодевают и укладывают спать, застилают постель после сна), проявляют элементарную заботу о маме, а также занимаются ремонтом бытовых приборов, автомашины, мебели, телевизора и т. п. Испытуемые этой категории составили больше половины всех мальчиков, участвующих в экспериментальной игре;

- для второй категории  пап было характерно занятие  ремонтными работами и другими  домашними делами и отсутствие  проявления внимания к жене  и заботы о детях.

Анализ игровой деятельности мальчиков показал, что в большинстве случаев (65%) они предпочитают игровые действия, связанные с ремонтно-хозяйственной сферой (это соответствует половой роли мужчин); 35 % зафиксированных игровых действий мальчиков направлено на заботливое отношение к детям.

Таким образом, анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе игры, показал, что большинство детей верно отражают социально одобряемые образцы женского и мужского поведения.

Содержание и продолжительность взаимодействия детей по разным моделям (девочка - девочка, мальчик - мальчик, девочка - мальчик, мальчик - девочка) носит различный характер.

Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчиков. Появление другого мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. В свои игры мальчики принимают девочек, но не любят, когда их много, отвергают девочек, которые эмоционально ими не принимаются.

Информация о работе Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста