Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа
Цель: выявить эффективность деловой игры в обучении медперсонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы в изучении деловых игр;
2. Выявить особенности образования медперсонала;
3. Изучить принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры;
Введение
Глава 1. Повышение квалификации медперсонала
1.1 Особенности образования медперсонала.
1.2 Современные образовательные технологии
Глава 2. «Деловая игра» в обучении медперсонала
2.1 Деловые игры как форма обучения медперсонала
2.2 Особенности обучения медперсонала
Заключение
Библиографический список
В рамках андрагогической модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и навыки уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся и ориентируется на решение их конкретных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений, навыков, качеств, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность обучающего сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков, качеств. Обучение строится по междисциплинарным модулям (блокам).
В педагогической
модели обучения совместная деятельность
обучающихся и обучающих
В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность, а именно деловую игру с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности [7, 374].
Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.
Значительное расширение функций медицинского персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных информационных технологий, необходимость обеспечения лечебно-профилактических учреждений практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, требуют новых подходов к организации образовательной деятельности средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля. Деловые игры как форма обучения медперсонала в системе здравоохранения как правило способствуют лучшей подготовке специалиста, имеющего определенные профессиональные качества (профессиональные компетенции) и обладающего ключевыми компетенциями через повышение качества подготовки. С этой целью проводится большая работа по совершенствованию форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, овладение знаниями, умениями, навыками, это формы и методы проблемного обучения, практикориентированные, деятельностные технологии, личностно-ориентированные формы и методы самостоятельной работы, мультимедиалекции, ситуационные задачи.
В процессе преподавания предмета достигаются следующие дидактические цели:
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
• обладать чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда,
• готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации выбора решения,
• готовность к
повышению квалификации, к самостоятельному
овладению дополнительными
• высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры специалистов,
• готовность к взаимодействию с другими людьми,
• готовность к
использованию в своей
Именно эти профессиональные качества сегодня являются критерием профессионализма специалистов и частью социального заказа общества. При изучении дисциплин используются следующие формы учебного процесса: лекции, семинарские занятия, деловые игры, комбинированные уроки, практические занятия.
На занятиях применяются следующие виды контроля: устный, индивидуальный, фронтальный, тестирование на входе и выходе, решение ситуационных задач. [8, 268] Итоговый контроль проводится в виде итогового тестового контроля и индивидуального практического задания. При таком построении у студента складывается целостное представление о дисциплине, улучшаются показатели обученности.
Применение деловых игр в обучении медперсонала в практике преподавания является скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений студентов по дисциплинам естественно-научного цикла (химии, биологии, физике) даже в одной группе становится практически невозможно преподавание дисциплины без личностно-ориентированного подхода.
Кроме того, знания студентов с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
Выбор метода деловая игра в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов [9, 28]. Прежде всего, это возможность увязать метод деловой игры с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.
Кроме того, метод деловой игры, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Организация метода
деловой игры требует от преподавателя
большой работы по конструированию
специальных условий для
Опыт применения метода деловой игры в медицинских учреждениях дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:
• тематические – это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
• итоговые – это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени [11, 76].
При организации
деловых игр студентов
• по доминирующей деятельности: поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная),
• предметно-содержательная,
• характер контактов (среди участников одной группы),
• количество участников деловой игры (5 человек).
Выполнение деловой игры позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повтора учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов. Благодаря деловой игре в обучении медперсонала увеличивается самооценка студента, обогащаются его социальный опыт, студент приобщается к творчеству, развивая свою личность [12,104].
При разработке
курса занятий для базового уровня
я выделяю основные изучаемые
разделы. По каждому из них определяю
тему проекта. Тип проекта – практико-
К выбору темы деловой игры можно подвести студентов, используя метод «мозгового штурма». Результат работы должен использоваться на практике (на занятиях, в профессиональной деятельности).
Студенты получают план-задание на учебный проект. План отчета по проекту. Прорабатывают массу материала, используя средства Интернета, рекомендованные учебники и другие источники информации. Выполняют домашнее задание, в котором описывают все действия по выполнению проекта, реализованного на данном занятии в электронном виде. Самостоятельная работа над отчетом по деловой игре прививает навыки планирования своей деятельности, способствует развитию аналитического склада мышления, заставляет студентов думать.
Основные этапы занятия:
• В мотивации
акцентируется внимание на возможность
дальнейшего использования
• Знания актуализируются в форме опроса-соревнования. Группа делится на две. Вопросы готовят сами ребята.
• На этапе создания
программного продукта проверяется
домашнее задание и оценивается
по указанным критериям в
• Исходный контроль знаний проводится с помощью компьютерного тестирования.
• Защита проекта проводится с помощью мультимедийной презентации. Капитан защищает проект, остальные дополняют, принимают участие в обсуждении. Преподаватель выставляет баллы, которые студенты набирают на каждом этапе занятия (рейтинговая оценка).
На заключительном этапе деловой игры в обсуждения отмечается практическая значимость выполненной работы.
При проведении деловых игр в рамках учебных занятий стараются реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, ставя следующие практические задачи:
• создание благоприятного психологического климата на занятиях;
• обеспечение условий, повышающих мотивацию студентов к изучаемой дисциплине, способствующих приобретению знаний и умений и заинтересованности в профессиональном и личностном развитии;
• активизация
познавательной деятельности студентов
посредством опережающей
Таким образом, умело организованная деловая игра в процессе обучения так сказать совместная деятельность преподавателя и студента направлена на повышение результативности обучения, на формирование компетентных специалистов, способных применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и умеющих постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку на протяжении всей профессиональной деятельности.
Итак, деловые игры способствуют реализации общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать медперсонал. Общие компетенции:
• уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
• осуществлять
поиск и использование
• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации;
• вести здоровый
образ жизни, заниматься физической
культурой и спортом для
• повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ И ЕЕ РОЛЬ
В ОБУЧЕНИИ МЕДПЕРСОНАЛА
2.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ, ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ, СТРАТЕГИИ.
Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология или один из методов активного обучения при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников [13, 136].
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры:
• принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
• принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
• принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
Информация о работе Деловая игра как метод обучения медицинских работников