Деловая игра как метод обучения медицинских работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность деловой игры в обучении медперсонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы в изучении деловых игр;
2. Выявить особенности образования медперсонала;
3. Изучить принципы организации деловой игры, цели использования, признаки, структура, стратегии деловой игры;

Содержание

Введение
Глава 1. Повышение квалификации медперсонала
1.1 Особенности образования медперсонала.
1.2 Современные образовательные технологии
Глава 2. «Деловая игра» в обучении медперсонала
2.1 Деловые игры как форма обучения медперсонала
2.2 Особенности обучения медперсонала
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Деловые игры как форма обучения медперсонала (исправленная 1).doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

• принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

• принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в  «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

• принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности. (Вербицкий А. А., 1991)

Цели использования:

• формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

• воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное  понимание не только природы и  общества, но и себя, своего места  в мире;

• передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

• обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального  взаимодействия и общения, навыков  индивидуального и совместного принятия решений;

• воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

• обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Признаки деловой  игры при обучении медперсонала

• Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и  организаций по выработке управленческих решений.

• Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

• Распределение ролей  между участниками игры.

• Различие ролевых целей  при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

• Наличие управляемого эмоционального напряжения.

• Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

• Наличие общей игровой  цели у всего игрового коллектива.

• Коллективная выработка  решений участниками игры.

• Многоальтернативность  решений.

• Наличие системы индивидуального  или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой  игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационнаямодель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими  лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами [14, 73].

Систему воздействия  участников на имитационную модель в  процессе их взаимодействия можно рассматривать  как модель управления. Вся игровая  деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Деловые игры и  стратегии в тренинге

То, что ныне названо «играми», ещё за несколько столетий до начала нашей эры было разработано и  внедрено в повседневную жизнь в  системе ценностей стратагемного  мышления людей и имплицировано  в пласты культуры многих цивилизации.

Рассмотрим две модели обучения, различные по своему основному принципу: классическую дедуктивно-номологическую и индуктивную модели.

Дедуктивно-номологическая модель обучения реализуется посредством  следующего сценария, в начале рассматривается  общая тема, затем осуществляется переход к конкретным примерам.

Индуктивная модель, крайне распространена в обучении и реализуется  посредством другого сценария, в  начале рассматривается пример, в  дальнейшем из него формируется общая  тема. Например: притчи. Исходя из конкретной притчи, можно получить более общий, целостный смысл. В связи с этим они получили широкое распространение в обучении, так, например, ещё Будда говорил притчами. Однако притча не содержит в себе стратегии, что ориентирует мысль в большей степени не к конкретной практике, а к общему жизненному смыслу. Стратагема же в отличие от неё, способна направлять движение мысли в конкретное заданное русло целостного смысла, а также создавать элемент общего видения центрального ядра ситуации и путей её эффективного решения»

 

2.2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЕДПЕРСОНАЛА

 

В эпоху стремительно развивающихся технологий и повышения  конкуренции организация нуждается  в высоко квалифицированных кадрах. Для повышения квалификации специалистов и их деловых качеств, и приобретением новых трудовых функций организация осуществляет обучение персонала. В зависимости от конечного результата обучение проводится внутри организации или во внешних учебных заведениях [15, 266].

Как правило, во внешних учебных заведениях производится обучение новым или более углубленным навыкам: повышение статуса образовательного уровня, приобретения новой профессии.

Корпоративная система обучения является сильным  мотивирующим фактором, так как способствует осознанию каждым сотрудником своих  перспектив в организации. Эта система обучения может включать различные формы работы: дискуссии, круглые столы, конкурсы профессионального мастерства и др.

Для обучения медперсонала используют активные методы обучения:

• Производственные деловые игры;

• Блиц-игры;

• «Мозговой  штурм»;

• Программированное обучение;

• Ситуационные игры.

Так, например, в производственной деловой игре «Возникновение чрезвычайной ситуации» медперсонал отрабатывает навыки правильного реагирования при возникновении пожара, обнаружении оставленного без присмотра предмета, анонимном звонке с информацией о минировании здания и др. Может проводиться деловая игра «действия медперсонала при выявлении больного с подозрением на наличие особо опасной инфекции». Сюжеты игр отражают реально существующие в стране и здравоохранении проблемы (угроза терроризма, крымская геморрагическая лихорадка, холера и др.) [16, 56].

Чем быстрее  и четче медперсонал будет действовать в смоделированной ситуации, тем меньше ошибок они допустят при возникновении реального чрезвычайного происшествия. Специалисты, проводящие обучение, обязательно обсуждают результаты игры, анализируя допущенные ошибки.

Блиц-игры обычно применяют в процессе работы со студентами, которые проходят учебно-производственную практику на базе стационара, и молодыми специалистами.

Целью блиц-игры является установление личного контакта с медперсоналом, а также определение объема и уровня их теоретических знаний по определенной теме. В основе блиц-игры лежит определенная ситуация. Например, при демонстрации учебного видеофильма с помощью коротких вопросов руководитель блиц-игры может выяснить насколько хорошо усвоена обучающимися новая тема.

Во время  первой встречи медперсоналу дают задание описать свое первое впечатление о диспансере, руководителях. Таким образом, создается портрет конкретного сотрудника на основании коллективного впечатления. Затем полученную информацию анализируют.

Часто для обучения проводят ситуационные игры. Медперсоналу предлагают ситуацию, при которой необходимо выбрать оптимальный вариант [17, 89].

        Для того, чтобы результат игры был более качественный перед игрой  медперсоналу дают лекционный материал (см. Приложение 2). На основе полученных данных делают соответствующие выводы. Хорошо продуманный лекционный материал и целенаправленная деловая игра содействуют более прочному усвоению материала среди медперсонала. Это позволяет повысить качество работы среди медперсонала.

        Медперсонал должен уметь самостоятельно мыслить, анализировать причинно-следственные связи, развивать у себя творческое мышление.

Для закрепления  полученной на учебах информации медперсонал должен сдавать зачеты в устной и тестовой формах непосредственно главной медицинской сестре, эпидемиологу или конкретной категории специалистов (в зависимости от тематики). Для составления тестовых заданий используется утвержденная инструктивно-методическая информация, сборники технологий. Принятие зачетов не только помогает выявлять уровень индивидуальной подготовки медперсонала, но и позволяет анализировать работу старших медицинских сестер по обучению персонала, проведению конференций, технических учеб в отделениях. Также регулярные проверки знаний среднего медперсонала становятся мотивацией для его самоподготовки [18, 112].

Также должны быть разработаны  критерии оценки деятельности среднего медперсонала, где непосредственно на рабочем месте можно получить представление о профессиональной деятельности и уровне знаний медперсонала. В комиссию по контролю качества обычно входят главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра, эпидемиолог, заведующая аптекой, специалист конкретной категории. Оценка деятельности медперсонала осуществляется по разделам работы для организации контроля и коррекции качества.

По результатам проверки анализируется эффективность учебных  мероприятий, обсуждаются пути коррекции выявленных недостатков. Предложенные мероприятия в обязательном порядке включаются в план работы медперсонала. Данная работа приносит положительную динамику в профессиональном росте медперсонала, вследствие чего повышается качество оказываемой помощи пациентам, и способствует развитию сестринского дела.

Таким образом, продуманная целенаправленная деловая  игра и работа по организации обучения и повышения квалификации персонала  позволяет создать у медперсонала позитивное отношение к нововведениям, повысить качество оказываемых медицинских услуг.

     База исследования: отделение скорой помощи города Сегежи. Исследуемый контингент: 12 человек - фельдшера выездных бригад.  Из 12 человек со стажем работы более 10 лет трое, со стажем до 5 лет пять, остальные со стажем работы более 15 лет. С высшей квалификационной категорией - 4 человека. Со 2 квалификационной категорией 4 человека, с первой – четыре человека. 11 человек женщины и один мужчина. В контрольной группе – 4 человека, все с высшей квалификационной категорией, со стажем работы более 15 лет. Контрольная группа выделена таким образом неслучайно.  Изначально у нее больше преимуществ перед остальными – наличие высшей  категории, большой стаж работы. При контрольном тестировании они будут опираться на предыдущий опыт и информацию, которую они почерпнули из лекционного материала. В случае получения положительных результатов в итоге экспериментальной работы эти результаты будут более убедительными.

 

  Фельдшерам  из обеих групп  прочитана лекция на тему:

 « Боль  в груди. Причины. Клиника. Дифференциальная диагностика, лечение на догоспитальном этапе».

Через неделю после  прочтения лекции, с экспериментальной  группой будет проведена ситуационная  игра  «Обслуживание вызова  по поводу боли в груди». По результатам будет выявлена  сильнейшая бригада. Через неделю будет проведено тестирование у контрольной группы и у 4 человек из экспериментальной - тех, кто набрал наименьшее количество баллов, с целью определить уровень знаний .  В тесте  содержатся только те вопросы, которые были полностью освещены в ходе лекции. С помощью анкетирования и тестирования  будут сделаны выводы о эффективности деловой игры как о активном методе обучения.

Использованные  методики при исследовании -  тестирование, анкетирование.

24 декабря   фельдшерам прочитана лекция , 28 декабря проведена ситуационная  игра «Обслуживание вызова по поводу боли в груди». Игра направлена на усвоение лекционного материала.

11 января проведено   контрольное тестирование.

 

боль в груди 
деловая (ролевая) игра

 

Цель игры -  Отработка навыка принятия диагностического решения в условиях ограничения времени, оказания неотложной помощи.

1.Участники игры:

1.Бригада  №1 

  Фельдшер  Яковлева

  Фельдшер  Хромая.

2.Бригада  №2

  Фельдшер Зиновьева

  Фельдшер Сергеев

3.Бригада  №3

  Фельдшер Смирнова

  Фельдшер Дубровская

4.Статисты.

Информация о работе Деловая игра как метод обучения медицинских работников