Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Современная молодёжь живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на молодёжь, у которой зачастую еще не выработана четкая жизненная позиция. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. теоретические аспекты ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

.1 Понятие наркомании и факторы ее возникновения

.2 Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

1.3 Технологии профилактики наркомании

Глава 2. Исследование проблемы норкомании у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1 База практики. Методики исследования

.2 Коррекционно-развивающая программа по предупреждению подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы «Школа без наркотиков» и ее реализация

2.3 Результаты проведенной коррекционной работы. Рекомендации родителям и социальному педагогу

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

. Просветительские программы  необходимо вести на протяжении  всего периода обучения ребенка  в школе.

 

. В ходе программ должна  предоставляться точная и достаточная  информация о наркотиках и  их влиянии на психическое,  психологическое, социальное и  экономическое благополучие человека.

 

. Предоставляемая информация  должна быть уместной и давать  знания о последствиях злоупотребления  наркотиками для общества.

 

. Необходимо делать акцент  на пропаганде здорового образа  жизни и формировании жизненных  навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию  попробовать наркотики в моменты  стресса, изоляции и жизненных  неудач.

 

. Информация должна предоставляться  с учетом особенностей аудитории  (возраст, пол, убеждения).

 

. Родители и другие  взрослые, играющие важную роль  в жизни ребенка, должны вовлекаться  в разработку стратегии антинаркотической  деятельности.

 

В антинаркогенной работе следует избегать:

 

использования тактики запугивания;

 

искажения и преувеличения  негативных последствий злоупотребления  наркотиками при описании их воздействия;

 

разового характера действий, направленных на профилактику, так  как такой подход не дает возможности  подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;

 

ложной информации, даже после  однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;

 

оправдания употребления наркотиков.

 

При организации профилактики в образовательном учреждении можно  выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы  профилактики.

 

Подготовительный этап является чрезвычайно важным, так как дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное - подготовить  благоприятную среду для дальнейших действий.

 

Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. С этой целью администрации  ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам  наркоманий. Кроме этого из числа  специалистов, работающих в образовательном  учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая  эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

 

Подготовка специалистов к ведению профилактической работы должна быть направлена на решение  двух групп задач: воспитательных (осознание  педагогами личной ответственности  за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непосредственному  участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных аспектах наркотизма несовершеннолетних).

 

Специфические задачи подготовки педагогов к профилактической работе предполагают расширение информированности  участников о различных аспектах наркотизма, осознание и коррекцию (при необходимости) личностного  отношения к наркотическим веществам, освоение основных приемов организации  профилактической работы в детском  коллективе.

 

При анализе аспектов наркотизма понятие «зависимость» должно рассматриваться  в широком значении: в круг традиционных объектов зависимости (лекарства, табак, алкоголь, наркотики) вводят такие компоненты как пища, телевизор, компьютер. Поэтому  профилактику наркотизма нужно рассматривать  как комплексную проблему, связанную  с предупреждением возникновения  универсальных личностных детерминант  отклоняющегося поведения.

 

Без поддержки и активного  сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим  шагом подготовительного этапа  должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения  наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая  будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность  непосредственно участвовать в  профилактических мероприятиях.

 

Исследование проблемы - эта  часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы в данном ОУ и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных  средовых факторов.

 

С целью изучения наркологической  ситуации в районе, выявлении степени  распространенности наркотических  средств, «популярности» тех или  иных наркотиков среди несовершеннолетних, особенностей их распространения и  употребления, работникам образовательного учреждения необходимо провести сбор информации в учреждениях здравоохранения  и органах внутренних дел. Эти  данные помогут при организации  специального антинаркотического контроля в общеобразовательной школе. Подобный контроль призван исключить как  возможность использования несовершеннолетними  в ОУ (общеобразовательном учреждении) наркотических веществ, так и  приобщения к наркотизации своих  сверстников.

 

В самом образовательном  учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводится дифференцированная профилактическая работа.

 

В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться  комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную  и третичную профилактику (Таблица 1).

 

 

Таблица 1 Схема реализации программы профилактики в ОУ

 

Структурные компоненты программы  Содержание работы1. Работа со школьной средой - общее признание правил и норм неприятия наркотиков; - чувствительность к сигналам опасности; - образование  и информация; - тренинги активного  отрицания; - убеждение в доступности  помощи; - выявление «групп риска».2. Работа с несовершеннолетними группы риска- разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска; - оказание помощи в преодолении  проблем.3. Работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества- создание мотивации для обращения  за помощью к специалистам; - адресная помощь наркозависимым несовершеннолетним; - помощь в семье в решении проблем, связанных с наркозависимостью  несовершеннолетнего; - создание благоприятных  условий для несовершеннолетних, прошедших реабилитацию.

 

То есть, в программу  следует включать следующие группы структурных компонентов:

 

действия, направленные на школьную среду в целом;

 

действия, направленные на детей  «группы риска»;

 

- действия, направленные  на помощь детям, замеченным  в употреблении наркотиков.

 

Таким образом, основными  формами и методами социального  педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального  педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и  практических занятий позволит провести рефлексию школьников на полученную информацию.

 

Рассмотрев в первой главе  теоретические аспекты проблемы наркомании и ее первичной профилактики, мы выявили, что наркомания -это болезненное  непреодолимое влечение к употреблению токсических средств (наркотиков), сопровождающееся тяжелыми нарушениями физических и  психических функций, приводящими  к деградации личности и различным  формам отклоняющегося поведения. Мы выявили, что существуют факторы, способствующие активной наркотизации подростков, которые, можно разделить на личностные, семейные, социальные. Под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной  школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения  наркомании среди детей и подростков. Основными формами и методами социального педагога по профилактики наркомании выступают: беседа, тренинги, консультирование, игротерапия, арттерапия, трудотерапия, подавление, игнорирование, концентрация на положительном, создание ситуации успеха и другие. Работа социального  педагога осуществляется как индивидуально, так и с подгруппой школьников. Чередование теоретических и  практических занятий позволит увидеть  реакции школьников на полученную информацию.

 

социальный педагогический наркомания подросток

 

Глава 2. Практическая работа социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.

 

 

.1 База практики. Методики  исследования

 

 

Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения  государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого  района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года.

 

Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, являются:

 

Тест для родителей  подростков «Подвержен ли ваш ребенок  к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»)

 

Анкета Изучение наркогенной  ситуациив коллективе (административный опросник Дж. О. Нилла);

 

Анкета личный опыт школьника  относительно одурманивающих веществ (из журнала Практика административной работы в школе, №2, 2003г).

 

Профилактика химической зависимости, т.е зависимости ПАВ  и наркотических веществ, равно  как и моделирование безопасного  поведения, является сложным процессом, когда у подростков необходимо создавать  своеобразную психологическую прививку против любопытства и одновременно твердую установку на отказ от наркотиков.

 

Анализ СМИ, рекламы, референтной  группы расскрыли их негативную роль, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения.

 

Однако, изучение специальной  литературы, опыта работы социальных педагогов показывают позитивное влияние  профилактических программ. Огромное значение при разработке профилактических программ имеет учение А. Маслоу, создавшего иерархическую модель жизненных  потребностей:

 

физиологические потребности,

 

потребность в защите и  безопасности,

 

любви и уважении и др.

 

Неудовлетворенность этих потребностей способно, по мнению ученого, вызвать  психологические расстройства, способствующие зависимости от ПАВ.

 

В последние десятилетие  сложился интегративный переход, в  котом делается акцент на обучение человека. Проблемы человека рассматриваются, прежде всего, как проблемы обучения. Формирование жизненных навыков  рассматриваются как необходимый  компонент содержания обучения. Обучение жизненным навыкам на современном  этапе выступает как образовательная  модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально  обусловленных заболеваний, к которым  относится и наркомания[14.129].

 

На основе этого подхода  мы разработали программу профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы под  названием «Школа без наркотиков».

 

 

.2 Коррекционно-развивающая  программа по предупреждению  подростковой наркомании в условиях  общеобразовательной школы «Школа  без наркотиков» и ее реализация

 

 

Нами была разработана  коррекционно - развивающая программа  по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной  школы.

 

Цель программы:

 

Способствовать формированию у школьников - подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция  определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость  к употреблению химических веществ.

 

Задачи:

 

·организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных  напитков;

 

·содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей  и подростков антинаркотических  устоев;

 

·способствовать повышению  качества здоровья школьников;

 

·оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;

 

·осуществление антинаркотической  профилактической работы в семьях.

 

Актуальность программы:

 

·По данным Всемирной организации  здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением  курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими ПАВ  приняло характер эпидемии, что ведет  к демократическому кризу, распаду  семей. В Российской Федерации - 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. - сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную  численность в 8-10 раз. По данным общероссийского  мониторинга, общая численность  лиц, допускающих незаконное потребление  наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1.87 млн. человек - это подростки  и молодежь в возрасте до 24 лет. Поэтому  для решения этой общегосударственной  задачи необходима профилактическая программа, которую мы разработали «Школа без  наркотиков».

 

Разработанная нами программа  включает в себя 3 основные задачи:

 

) развитие личностной  компетенции;

 

) выработка и развитие  навыков защиты;

 

) предупреждение возникновения  проблем.

 

Первая задача реализуется  посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений.

 

Вторая - посредством обучения умению противостоять различным  факторам риска.

 

Третья реализуется посредством  формирования навыков регуляции  эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

 

Информация о работе Деятельность социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы