Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель: Раскрыть деятельность социального педагога с семьей по профилактике алкоголя и табакокурения среди подростков. Объект: Профилактика алкоголизма, табакокурения среди подростков.
Предмет: Работа социального педагога с семьей по профилактике алкоголизма, табакокурения
Задачи:
1) Изучить состояние рассматриваемой проблемы алкоголизма, табакокурения.
2) Подобрать психолого-педагогические методики диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя, табакокурения у подростков.
Введение……………………………………………………………………..
Раздел 1. Психофизиологические и социальные аспекты проблемы профилактики табакокурения и алкоголя………………………………...
1.1 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму.
1.2 Факторы риска ранней зависимости от алкоголя и табакокурения.
Раздел 2 .Социально педагогические методы работы по профилактике табакокурения и алкоголя в семье………………………………………..
2.1 Влияние семейного воспитания на употребление подростками алкоголя и табакокурения.
2.2 Методы диагностики по выявлению зависимости от алкоголя и табакокурения у подростков.
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
При определении роли группы следует учитывать, что она необязательно должна быть наркоманической или алкогольной (т. е. единственным объединяющим ее звеном является использование одурманивающих веществ). Одурманивание обычно оказывается лишь «фоном», на котором и происходит общение. Молодой человек, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Наркотизация оказывается лишь одной из них. Однако постепенно из малозначимой, второстепенной традиции использование наркотиков может выходить на первый план. И подросток, прежде лишь балующийся наркотиками или алкоголем, оказывается тесно связанным с наркотизацией. Особого внимания в распространении наркогенных традиций заслуживают различные молодежные неформальные движения.
1.2 Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. «Алкогольная зависимость» развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.
Различают три вида алкоголизма:
бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако пьющий человек еще способен контролировать количество напитка и даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;
при
хроническом алкоголизме
осложненный алкоголизм отличается от предыдущих тем, что пьющие, наряду с алкоголем, употребляют барбитураты или наркотики [Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006. - 287 с.].
Табакокурение - вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет.
Табачный дым содержит психоактивные вещества-алкалоиды никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты от воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.
По многим объективным параметрам, зависимость от никотина, быстро формируемая при табакокурении носит наркотический характер, таким образом представляя собой разновидность наркомании. Среди всех наркотических зависимостей зависимость от никотина является одной из самых сильных, обладая очень высоким аддиктивным потенциалом. При психологической зависимости человек тянется за сигаретой, когда находится в курящей компании, либо в состоянии стресса, нервного напряжения, для стимуляции умственной деятельности. Вырабатывается определенная привычка, ритуал курения, без которого человек не может полноценно жить. Часто такие люди ищут повод, чтобы покурить, «перекуривают», при обсуждении какого-либо дела, либо просто общаясь, или чтобы «убить» время, тянутся за сигаретой. При физической зависимости требование организмом никотиновой дозы так сильно, что все внимание курящего сосредоточивается на поиске сигареты, идея курения становится столь навязчивой, что большинство других потребностей (сосредоточение на работе, утоление голода, отдых, сон и т.д.) уходят на второй план. Появляется раздражительность, невозможность сконцентрироваться на чем-либо, кроме сигареты, может наступить апатия, нежелание что-либо делать. Улучшение самочувствия наступает лишь после выкуривания сигареты (либо двух и более), когда организм получит определенное количество никотина.[Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. - СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.]
Целостность системы работы по профилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности.
Принцип научности. Является важнейшим в профилактике табакокурения и алкоголизма. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.
Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении
Принцип политической и общественной поддержки. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности.
Принцип активности всех участников профилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации наркотической профилактической работы.
Принцип
формирования реальных ясных целей
и постановки задач. Задачи профилактической
деятельности должны быть реальными, адаптированными
к условиям образовательного учреждения,
учитывать возможности
Принцип
оценивания эффективности и
Методы оценки эффективности и качества результатов профилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности.
Влияние молодежных групп на подростков
Одними из первых наркотизацию взяли «на вооружение» хиппи (Личко А.Е., 1997). Это движение возникло в 60-х гг. XX в. на Западе среди подростков и молодежи как протест против грязной войны во Вьетнаме. Основоположниками движения хиппи были такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин [Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. - СПб.: Питер, 2003. - 345 с.].
Ныне
популярность этого движения в молодежной
среде заметно снизилась. Однако
и сегодня можно встретить
на улице молодых людей в
Идеология
хиппи заключается в попытке
совершенствования мира. Причем в
противовес традиционным представлениям
о том, что преобразования невозможны
без насилия, а собственные интересы
лучше защищать с оружием в
руках, хиппи отрицают насилие, проповедуют
естественные отношения среди людей
и отвергают внешние
Хиппи
- группы свободные и открытые. Они
благожелательно принимают
Одурманивание же здесь выступает как способ перехода сознания на более высокий уровень, позволяющий полнее и глубже познать священные тексты, окружающий мир и мир внутри себя, а также стать независимым от давления среды. Хиппи верят, что с помощью наркотика можно уйти от несовершенной действительности в иной мир, в котором царят мудрость и справедливость. В группах хиппи обычно распространено использование марихуаны, гашиша, эфедрона.
Именно
в среде хиппи произошло
В конце 70-х гг. в Англии возникло новое движение - панки (от англ. punk - гнилушка, гадина).
В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей традиционной культуры. Вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленях, со шпильками в ушах и кольцами в носу, ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они вышли на улицы городов.
Постепенно не только складывалась идеология панка, но были заложены и формы его музыкального самовыражения, проявившиеся как в жестком звучании и внешней простоте и доступности, так и в манере игры,- «гаражные» записи производились на самодельных инструментах. Именно так формировался репертуар «Velvet underground», «Jggy Pop», «Sex Pistols» (эти имена до сих пор не теряют своей популярности среди молодых людей). Панк-рок отличался не только своей громкостью, неритмичностью, диссонансами, но и неприятным для слуха скрежетом, визгом. Тексты изобиловали нецензурной бранью.
Основной моралью панков являлась следующая: «Все люди гадины! Будь таким же и ты и так же относись к людям!» Проповедовалось насилие во всех формах [Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.].
Использование наркотиков для панков являлось и является одним из вариантов выражения протеста против добропорядочного общества, способом эпатажа публики. Наиболее распространены среди панков ингаляты, эфедрон, другие стимуляторы [Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 2005. - 385 с.]
Современный
панк-рок утратил былую
В начале 90-х гг. в Северной Америке появилась новая разновидность панк-рока - гранж. Страсть к саморазрушению была доведена основателями стиля - группой «Nirvana» до крайней степени. Девизом ее многочисленных поклонников стала заглавная строка одной из песен лидера «Nirvana» Курта Кобейна: «Я ненавижу себя, я хочу умереть». Наркотики же в этом случае дают свободу от боли, страданий внешнего мира, позволяют делать все, что хочется. Идеология гранжа очень быстро завоевала популярность среди молодых людей, она оказалась близка их восприятию окружающего мира.
Применение одурманивающих веществ среди металлистов связано с прослушиванием музыки. Считается, что под кайфом происходит более глубокое восприятие музыки. Наркотики, по мнению поклонников рока, являются необходимым средством для написания «настоящей музыки». Поэтому многие подростки, входящие в группировку металлистов, начинают использовать одурманивающие вещества из подражания своим кумирам - композиторам, исполнителям [Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. - 330 с.].
Как
видно из вышесказанного, список факторов,
способных провоцировать
Раздел 2. Социально педагогические методы работы по профилактике табакокурения и алкоголя в семье.
2.1 Влияние семейного воспитания на употребление подростками алкоголя и табакокурения.
Принято
считать, что большинство детей,
использующих наркотические и
Чаще всего (и раньше всех) подвергаются наркогенному заражению несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки [Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 317 с.]. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или далее антисоциальным поведением отца или матери, а так же конфликтными взаимоотношениями между взрослыми, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, дети по самым мельчайшим деталям - взгляду, интонации, даже жесту способны уловить признаки ссоры. Особенно чувствительны и ранимы в этом отношении младшие подростки. Реакция их на затянувшийся конфликт может быть самая непредсказуемая. Гипоопека может иметь не только психологический, но и вполне материальный - социально-экономический фундамент. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, отсутствии у них родительской привязанности или неразвитости чувства ответственности. Взрослые вынуждены проводить на работе основную часть времени, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности способен негативно отразиться на бюджете семьи. Что же делать?
Конечно,
помочь в этом случае могут бабушки
и дедушки, однако не у всех они
есть. В этом случае можно рекомендовать
родителям составить хорошо продуманный
и четкий план организации досуга
сына или дочери. Секции, кружки, тренировки
- пусть у ребенка будет полная
свобода выбора. Он должен знать - времени
на безделье и скуку у него нет.
И еще одно замечание. Успех воспитания
определяется не только количеством
времени, проведенного с ребенком, но
и его качеством. Пример жизни
родителей, их привычки, взгляды оказывают
гораздо большее влияние на ребенка,
чем самые продолжительные
Особое место среди семей с гипоопекой составляют семьи наркозависимых и алкоголиков. О возможности существования наследственной предрасположенности к болезни было сказано выше. Здесь же остановимся на воспитательном потенциале такой семьи. Для детей алкоголиков и наркоманов значительно выше доступность одурманивающих веществ, они с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации. С другой стороны, дети воочию видят, к каким последствиям приводит использование алкоголя, наркотиков, эти вещества воспринимаются ими как причина семейной трагедии. Поэтому очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте такие мальчики или девочки высказывают твердые антинаркогенные установки - утверждают, что никогда и ни за что не будут использовать одурманивающие вещества, мечтают спасти своих родителей от болезни. Порой из таких детей вырастают ярые поборники трезвеннических традиций, избегающие любых форм наркотизации. Для них непереносимыми (и психологически, и физиологически) оказываются даже небольшие дозы одурманивающих веществ. Однако чаще всего развивается иной сценарий. Ребенок, став подростком, очень быстро знакомится с дурманом. Программа воспитания, заложенная родителями, начинает реализовываться. И это вполне объяснимо. Ведь именно в семье мальчик или девочка осваивает способы взаимодействия с окружающим миром, решения проблемных ситуаций, удовлетворения своих потребностей. В семье зависимых основной поведенческой схемой, используемой практически во всех случаях, является наркотизация. Молодой человек не владеет иными вариантами получения удовольствия, он не умеет преодолевать трудности, успокаиваться и т.д. без помощи дурмана. Стоит отметить, что сыновья или дочери зависимых часто используют для наркотизации иное вещество, нежели их родители. Дети наркоманов чаще становятся алкоголиками, дети алкоголиков - наркоманами. Психологи объясняют это тем, что, выбирая другое вещество, подросток противопоставляет себя родителям, доказывая свою «непохожесть». К тому же запах, вкус «вещества взрослых» у подростка может стойко ассоциироваться с теми неприятными переживаниями, которые ему пришлось пережить по вине родителей.