Дидактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:17, курс лекций

Краткое описание

Предмет, задачи педагогической психологии и проблемы которые она решает. Образование как многоаспектный феномен. Понятие о научении. Соотношение понятий «учение», «научение», «обучение». Общая характеристика и определение учебной деятельности. Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей. Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно воспитательном процессе. Общая характеристика педагогический деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 188.79 Кб (Скачать файл)

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

 

61. Затруднение в педагогическом  общении

(в сканере)

 

62. Понятие конфликта  в педагогическом общении

(в сканере)

 

63. Типы и причины пед.  конфликтов

(в сканере)

 

64.  Виды стилей педагогической  деятельности

 

65. Пути разрешения педагогических  конфликтов

 

66. Педагогическая социальная  перцепция

67.Социально психологический  микроклимат в пед. коллективе

С точки зрения А.С. Макаренко, коллектив это –  «свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности, коллектив –  это самостоятельный организм, в  здоровом человеческом обществе». Коллектив  представляет собой наивысший уровень  развития малой группы.

Социально-психологический  микроклимат – система психологических  состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами  в процессе совместной деятельности и общения. Психологический климат выступает повседневным пространством  трудовой деятельности индивида, активно  влияя на ее мотивы, устойчивость, эффективность. Значимость его приобретает особый смысл в педагогической профессии, где эмоциональные состояния  учителя выступают не просто сопутствующими элементами трудовой деятельности, но и включаются в саму профессию. Выделяют две группы факторов, влияющих на психологический  клиат в коллективе: факторы макросреды (экономическая ситуация в стране и т.д) и факторы микросреды (групповые  процессы и явления). Исследуя влияние  взаимоотношений на стабильность педагогического  коллектива, Н.С. Дежникова пришла к  выводу о двустороннем характере  этого взаимодействия. С одной  стороны, внутриколлективные отношения  отражаются на стабильности коллектива, а с другой, - стабильность педагогического  коллектива определяет характер взаимоотношений  между педагогами. Основная масса учителей положительно оценивают тот микроклимат, в котором профессионализм является поощряемым и ценностным. Наличие высокой значимости профессионального уровня требует от психологического климата подвижности, одобрения творческой активности педагогов.

Принципы  управления педагогическим коллективом:

  1. Демократизация и гуманизация управления педагогическим коллективом. Предполагает развитие самостоятельности и инициативности учителей.
  2. Системность и целостность в управлении педагогическим коллективом. Понимание системной природы педагогического коллектива создает реальные предпосылки для эффективного управления им, так в управлении коллективом важно видеть не только ее основные части, но и те связи, которые складываются или разрушаются между этими частями.
  3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в управлении педагогическим коллективом, что создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне и повышает координацию всех структурных подразделений.
  4. Единство единоначалия и коллегиальности. Принцип направлен на преодоление авторитаризма.
  5. 5) объективность и полнота информации. Эффективность управления педагогическим коллективом в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.

Методы  управления педагогическим коллективом:

  1. Экономические;
  2. Административные;
  3. Методы общественного воздействия;

 

 

68. Профессиональные деформации  личности педагога

В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. Спектр новообразований, приобретаемых  в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они  могут быть разделены на две большие  группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности. Значительная часть негативных новообразований составляет группу изменений, получивших название жесткого ролевого поведения, обуславливающего профессиональные деформации личности.

Факторами, усиливающими влияние профессии  на личность педагога являются: изменение  мотивации трудовой деятельности; возникающие  стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная напряженность профессионального  труда; монотонность; снижение уровня интеллекта специалиста; а также возрастные изменения, связанные со старением:

а) социальное старение: Перестраивается мотивация; Слабеют интеллектуальные процессы; Изменяется эмоциональная сфера.

б) нравственно-этическое  старение: Навязчивое морализирование; Преувеличение заслуг своего поколения и др.

в) профессиональное старение: Переоценка значения опыта своего поколения; Трудности освоения новых средств труда; Снижение темпа профессиональных функций и др.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и  деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя.

С увеличением  стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей.

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность.

 

 

69. Управление педагогическим коллективом

Педагогическая  деятельность носит коллективный характер, в ней трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи или других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности. Совокупное воспитательное воздействие на обучающегося связано с таким понятием, как педагогический коллектив. Настроение каждого учителя, его работоспособность, психическое и физическое самочувствование получило название психологического климата коллектива.

 

70. Влияние педагога на развитие детского коллектива

развитый  детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения  личности. Ему присущи общность целей  и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей  создаются в процессе целенаправленной организации их социально одобряемой деятельности: чебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и т.д. Как инструмент воспитания детский коллектив приобретает  вопрос в соотношении : 1) потребности  детей в общении и «) задач, поставленных перед коллективом. Практически  в любом организованном детском  коллективе реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Детский  коллектив, существующий в современной  общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами  объединении, разных по своему характеру  и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединения, что  проводит их через положение руководителей  и исполнителей, формируя умение руководить и подчиняться.

Формирование  личности требует организации системы  многопланового детского коллектива. При этом важно направленное включение  каждого ребенка в развернутую  социально одобряемую деятельность при соподчинении целей каждого  конкретного коллектива решению  общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной  деятельности, является не одним из ряда важных воспитательных принципов, а особым, качественно своеобразным подходом к формированию растущего человека как личности.

 

 


Информация о работе Дидактика