Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры ………………………7
1.1. Связная речь как предмет психолого-педагогического исследования………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………12
1.3.Содержание развития связной речи и его реализация с помощью дидактической игры………………………………………………………………17
2.Экспереминтальное исследование развития связной речи посредством дидактических игр…………………………………………………………………21
2.1.Диагностика развития связной речи…………………………………………………………………………………18
2.2.Подбор и систематизация дидактических игр для развития связной речи у старших дошкольников…………………………………………………….23
2.3.Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной речи………………………………
Заключение
Список используемой литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Анастасии.docx

— 591.19 Кб (Скачать файл)
  • 1. Рассмотри картинки. Что на них изображено?



    правилам диалога, делового общения  друг с другом.

    • Догадайся, как называется человек, которому нужны эти предметы. Для чего они ему нужны?

    2. Отгадай загадки. Объясни, как тебе удалось их разгадать.

    У родителей  и деток   Блещет в речке чистой

    Вся одежда из монеток. Спинкой серебристой.

    (Рыбы.) (Рмба.)

    3. Рассмотри картинки и ответь на вопросы.

    Рис. 1 Рис. 2

    Рассмотри первую картинку и ответь на вопросы:

    1. Куда идут дети? Почему ты так думаешь?
    2. Что они взяли с собой? 
    3. Для чего им понадобятся эти вещи?
    4. Что дети собираются делать?

    Рассмотри вторую картинку и сравни её с первой. Найди различия между ними.

    4. Отгадай загадки. Объясни, как ты догадался, о чем 
    идет речь.

    МОСТ Кто  построил этот мост Из семи цветных  полос? Кто покрасил этот мост? Как  же это удалось? Кто добрался до небес? Как он влез и как он слез? Сколько  было молодцов? Сколько было мудрецов? Дождь и солнышко -Они это сделали  одни!

    Л. Мануш 
    Подходила - грохотала, Стрелы на поле метала. Нам казалось - шла с бедой, Оказало - шла с водой. Подошла да пролилась-Вдоволь пашня напилась. (Туча.)

    Занятие 3

    Цель: учить

    - отгадывать   загадки,   выделяя   существенные   признаки 
    предметов;

    -составлять предложения по картинке, используя вводные слова;

    • выделять и называть основные признаки осени;
    • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
    • подбирать слова, используя рифму.

    1. Отгадай загадки. Объясни, как ты догадался, о чем идет речь.

    Не бьёт, не ругает, Расту в земле на грядке я,

    А плакать  заставляет. Красная, длинная, сладкая.

    (Лук.) (Морковь.)

    Летом в огороде  свежие, зелёные, А зимою в бочке  жёлтые, солёные.

    (Огурцы.)

    - Вспомни, какие ещё овощи ты знаешь. 

    2. Посмотри внимательно на картинку. Всё ли правильно нарисовал художник?

    • Докажи, что именно на этой картинке нарисовано неправильно.
    • Используй в своём доказательстве слова «во-первых», «во-вторых».
    • Знаешь ли ты, какие овощи растут на грядках?
     

    3. Рассмотри картинку и ответь на вопросы.

    (Воспитатель показывает цветную картинку с осенним пейзажем.)

    Вопросы:

    1. Какое время года изображено? Почему ты так думаешь?
    2. Какие деревья ты видишь на картинке? Какого они цвета?
    3. Почему земля на картинке такого же цвета?
    4. Какого цвета небо? Как о нём^ можно сказать?
    5. Самостоятельно расскажи, что ты видишь на картинке.

    4. Послушай рассказ.

    ЁЖ

    Ходили  ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками -везде  иголки торчат. Закатали ежа в шапку  и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка.

    А ёж лежит  шариком и не шевелится. 

    Вот он час  лежал и ещё целый час. Потом  высунулся из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?

    Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.

    А потом  ребята чем-то другим занялись, зазевались - ёжик и удрал к себе обратно  в лес.

    Е. Чарушин Вопросы:

    1. Где гуляли ребята?
    2. Кого они нашли в лесу?
    3. На что был похож ёжик?
    4. Почему ёж свернулся в шарик?
    5. Почему дети не могли взять ежа в руки?
    6. Как ребятам удалось взять ежа?
    7. Что дети дали ёжику?
    8. Почему ёж не стал сразу есть?
    9. Как ежу удалось вернуться в лес?
    10. Как ты думаешь, ёж был доволен тем, что дети принесли его домой?
    11. Правильно ли сделали дети, что взяли ежа к себе домой? Объясни, почему ты так думаешь.
    12. Как нужно было поступить детям? Почему?
    13. Нужно ли забирать диких животных из леса? Почему?
    14. Перескажи рассказ так, как запомнил.

    5. Помоги рассказать сказку.

    Жили-были семь ребят Белых маленьких ... (козлят). Мама их любила, Молочком ... (поила). 

    Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый ... (волк). Шкуру белую надел, Нежным голосом ... (запел).

    Как коза, запел  тот зверь: - Отоприте, детки,... (дверь). Ваша матушка пришла, Молочка вам ... (принесла).

    Мы ответим  без подсказки, 
    Кто сумел спасти ребят. 
    Это знаем мы из сказки: 
    «... и ».

    * * *

    Маша в  коробе сидит, Далеко она ... (глядит). Кто несёт её, ответь, Быстрыми шагами? А несёт её ... (медведь) Вместе с пирогами.

    Путь не близкий,

    Дальний путь.

    Хочет Миша ... (отдохнуть).

    Только Маша не даёт

    На пенёк  присесть

    И румяный  пирожок

    По дороге ... (съесть).

    Провела его  малышка, Будет он умнее впредь. Вот  у нас какая книжка, Это-

    « ... и ...».

    И. Мазнин 

    Когда он вернулся, девочка спросила его:

    • Это твоя бабушка?
    • Нет, - ответил мальчик.
    • Мама? - удивилась подружка. -Нет!
    • Ну, тётя? Или знакомая?
    • Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка!

    (По В. Осеевой.) Вопросы:

    1. Что случилось со старушкой?
    2. Почему она поскользнулась?
    3. Кто поспешил ей на помощь?
    4. Почему девочка подумала, что старушка - мама или бабушка мальчика?
    5. Почему девочка не стала помогать старушке?
    6. Если бы ты был на месте этих детей, как поступил бы ты? Почему?

    6. Помоги рассказать сказку.

    Из муки он был печён, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он ... (катился). 

    Был он весел, был он смел, И в пути он песню ... (пел), Съесть хотел его Зайчишка, Серый Волк и бурый ... (Мишка). А когда малыш в лесу Встретил рыжую ... (Лису), От неё уйти не смог. Что за сказка? -«...».

    И, Мазнин

    Тема: СЕМЬЯ Занятие 9

    Цель: учить

    • составлять рассказ о своей семье по опорным вопросам;
    • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
    • выделять и называть персонажей рассказа; -участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного

    рассказа; '

    • формулировать личную оценку поступков героев;
    • подбирать антонимы;
    • подробно и последовательно пересказывать знакомую сказку.

    1. Рассмотри картинку.

     

    Вопросы:

    1. Из кого состоит семья?
    2. Что делают папа? бабушка? мама? дочь? сын? '
    3. Расскажи о себе. Как тебя зовут?
    4. Из кого состоит твоя семья?
    5. Как зовут твоих родителей? (Бабушку, дедушку, брата, сестру?)
    6. Расскажи, как ты относишься к своим родителям, почему ты их любишь.
    7. Проявляешь ли ты заботу о своих родителях, о бабушке и дедушке, брате, сестре? Как?

    2. Послушай рассказ. 

    СТУПЕНЬКА

    Жили  дедушка и бабушка. У них было три внука и одна внучка. Дом у них был старый. Однажды сломалась у крыльца ступенька. Дедушка хотел чинить крыльцо, а бабушка сказала:

    -Не надо чинить, старик. У нас есть три внука и одна внучка. Посмотрим, кто из них любит трудиться.

    Сели  дедушка с бабушкой и ждут, когда  придут из школы внуки и внучка:

    Вернулся  из школы внук Андрюша. Он посмотрел  на крыльцо и сказал:

    - Наверное, мальчики сломали. Пусть сами и чинят.

    А вот  и внук Митя важно идёт. Он сделал сегодня в школе доклад «Ученик  любит трудиться». Но он не стал чинить ступеньку.

    Пришёл  младший внук Толя. Он сразу увидел ступеньку и подумал:

    -Нужно сейчас же починить крыльцо.-Дедушка с бабушкой могут упасть.

    А. Рубинов 

    Вопросы:

    1. Что случилось со ступенькой?
    2. Что хотел сделать дедушка?
    3. Что ему посоветовала бабушка?
    4. Как дедушка и бабушка узнали, кто из внуков трудолюбивый?
    5. Кто из внуков самый заботливый? В чём это проявилось?
    6. Перескажи рассказ так, как запомнил.

    3. Помоги прочитать стихотворение.

    СЛОВА

    Нам с  тобой пришёл черёд Сыграть в  игру «Наоборот».

    Скажу я слово  ВЫСОКО, А ты ответишь ... (НИЗКО).

    Скажу я слово  ДАЛЕКО, А ты ответишь ... (БЛИЗКО).'

    V Скажу я слово ПОТОЛОК,

    А ты ответишь ... (ПОЛ),

    Скажу я  слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты ... (НАШЁЛ).

    Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты ... (ХРАБРЕЦ).

    Теперь НАЧАЛО я скажу, -Ну, отвечай: ... (КОНЕЦ).

    Д. Чиарди 



    4. Посмотри на картинку.



    Вопросы:

    1. Знаешь ли ты эту сказку?
    2. Почему волк опустил хвост в прорубь?
    3. Кто ему это посоветовал?
    4. Расскажи эту сказку.

    Занятие 10

    Цель: учить

    - составлять предложения по сюжетным картинкам; 
    -отгадывать   загадки,   выделяя   существенные   признаки

    предметов;

    • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
    • выделять и называть персонажей рассказа; -участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного

    рассказа.

    1. Подумай и ответь на вопросы:

    1. Всегда ли ты делаешь только то, что любишь?
    2. Что тебе ещё приходится делать? Почему?
     

    2. Рассмотри картинки и скажи, кто кому помогает.



     

    - Составь предложения по каждой картинке. 
    Картинка 1. Таня помогает... . Она .... 
    Картинка 2. Маленькая Оля помогает .... Она.... 
    Картинка 3. Витя помогает .... Он .... 
    Картинка 4. Миша помогает .... Он... .

    Вопросы:

    1. Что ты можешь сказать об этих детях?
    2. О каких людях можно сказать: «заботливый», «трудолюбивый», «внимательный»?
    3. Знаешь ли ты заботливых людей? Кто это и почему ты считаешь их заботливыми?
    4. Знаешь ли ты внимательных людей? В чём проявляется их внимание к окружающим?
    5. Можешь ли ты назвать себя заботливым и внимательным?

    3. Послушай рассказ.

    КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

    Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А  как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых  туфлях ходила. И причёску, как у  тёти, делала. И бусы примеряла, и  часы на руку надевала. Ничего не получалось.

    Один  раз как-то Маша вздумала пол подмести. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

    - Машенька! Да ты у нас большая становишься!

    А когда  Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо 
    вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился 
    и при всех за столом сказал:

    - Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол 
    метёт, но и посуду моет.

    Теперь  все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хоть и ходит в своих крошечных  туфельках и в коротеньком  платьице. 

    Вопросы:

    1. Что делала Маша, чтобы вырасти?
    2. Чему удивились папа и мама?
    3. Почему все стали называть Машу большой?

    4. Рассмотри картинки.

    В'О п р  о с ы:

    1. Можно ли сказать, что котёнок Барсик помог бабушке?
    2. Расскажи, что случилось с бабушкой. Назови свой рассказ «Вот так помощник!».

    5. Отгадай загадку. Объясни, как ты понял, о ком идёт речь.

    Со мной играет: Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, , Прячет в лапках коготки.

    (Котёнок.)

    Занятие 11

    Цель: учить

    • составлять предложения по сюжетной картинке;
    • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
    • выделять и называть персонажей рассказа; -участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного

    рассказа; 

    • оценивать персонажи по их поступкам;
    • воспринимать смысл пословиц, выраженный образно;
    • сравнивать смысл пословицы с содержанием рассказа; -подбирать   обобщающие   слова  для  групп   однородных

    Информация о работе Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста