Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:16, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников второй младшей группы.
Отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.
2. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика сенсорного развития младшего дошкольного возраста……………………………………………………………5
1.2. Развивающий потенциал дидактической игры……………………………...13
1.3. Методические приемы организации дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….19
Глава 2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………………………………..27
2.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (диагностика)……………………………………………………………………..27
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры для сенсорного развития младших дошкольников………………………………………………37
2.3. Динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………………53
Приложение
Диаграмма №1.
Таблица № 2
Диагностика знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
№ п/п |
Возраст ребенка |
Фамилия, Имя ребенка |
Баллы |
Уровень |
1. |
12.12.09. |
А. Карим |
3 балла |
Высокий |
2. |
24.10.10. |
Г. Диляра |
2 балла |
Средний |
3. |
15.10.10. |
Г. Диана |
1 балл |
Низкий |
4. |
28.10.10. |
З. Геральд |
1 балл |
Низкий |
5. |
19.10.10. |
З. Варвара |
1 балл |
Низкий |
6. |
25.04.10 |
К. Камиль |
3 балла |
Высокий |
7. |
16.12.09. |
К. Эмилия |
2 балла |
Средний |
8. |
09.02.10. |
М. Нияз |
2 балла |
Средний |
9. |
28.11.09. |
Н. Азалия |
3 балла |
Высокий |
10. |
12.12.09. |
С. Эдгар |
2 балла |
Средний |
11. |
15.07.10 |
С. Азалия |
1 балл |
Низкий |
12. |
26.07.10. |
Ш. Самира |
2 балла |
Средний |
Итог: |
В.У. – 3; С.У – 5; Н.У – 4. |
Диаграмма № 2
Таким образом, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы свидетельствуют о возможности детей уметь соотносить формы предметов с образцом, уметь располагать формы предметов в соответствии с образцом, уметь находить формы предметов по названию, называть детьми сенсорных эталонов формы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Затруднения с умением соотносить формы предметов с образцом, располагать формы предметов в соответствии с образцом, находить формы предметов по названию, называть сенсорных эталонов формы: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник возникло у девяти детей из двенадцати, т.е. у 75 %.
Таблица № 3
Диагностика знаний младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины
№ п/п |
Возраст ребенка |
Фамилия, Имя ребенка |
Баллы |
Уровень |
1. |
12.12.09. |
А. Карим |
2 балла |
Средний |
2. |
24.10.10. |
Г. Диляра |
1 балл |
Низкий |
3. |
15.10.10. |
Г. Диана |
1 балл |
Низкий |
4. |
28.10.10. |
З. Геральд |
1 балл |
Низкий |
5. |
19.10.10. |
З. Варвара |
1 балл |
Низкий |
6. |
25.04.10 |
К. Камиль |
3 балла |
Высокий |
7. |
16.12.09. |
К. Эмилия |
2 балла |
Средний |
8. |
09.02.10. |
М. Нияз |
2 балла |
Средний |
9. |
28.11.09. |
Н. Азалия |
3 балла |
Высокий |
10. |
12.12.09. |
С. Эдгар |
2 балла |
Средний |
11. |
15.07.10 |
С. Азалия |
1 балл |
Низкий |
12. |
26.07.10. |
Ш. Самира |
2 балла |
Средний |
Итог: |
В.У. – 2; С.У – 5; Н.У – 5. |
Диаграмма № 3
Таким образом, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величины свидетельствуют о возможности детей уметь соотносить размер с образцом, уметь располагать размер в соответствии с образцом, уметь находить предметы нужного размера по названию, называть сенсорных эталонов размера: большой, средний, маленький. Затруднения с умением соотносить размер с образцом, располагать размер в соответствии с образцом, находить предметы нужного размера по названию, называть сенсорных эталонов размера: большой, средний, маленький возникло у десяти детей из двенадцати, т.е. у 83 %.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что практически у всех детей не сформированы представления о черном и белом цвете; о прямоугольнике; о понятии «средний» размер предмета. Это вполне оправдано, поскольку ознакомление с этими сенсорными эталонами по программе предусмотрено в течение всего года, а первичная диагностика уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов у детей второй младшей группы была проведена в начале учебного года.
2.2. Методы и приемы организации дидактической игры
для развития сенсорики у младших дошкольников
Для развития сенсорики у детей младшего дошкольного возраста систематически и целенаправленно был проведен формирующий этап эксперимента. Для его проведения было отобрано 10 детей, которые показали средний и низкий уровни знаний в области сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Метод: педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.
Приемы: сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.
Формировать представления о цвете, форме и величине я старалась в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращала внимание на цвет одежды ребенка: «Азалия, какая на тебе красивая зеленая футболка, найди в группе игрушку такого цвета. А ты, Карим, сегодня в синей футболке. Давайте посмотрим, у кого еще сегодня одежда синего цвета». В утренние часы, когда в группе один – два ребенка, обязательно проводила индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Просила ребенка называть цвет, форму, размер предмета, но не требовала, если он отказывался. Во время режимных моментов обращала внимание детей на цвет, форму и размер полотенец, фартуков, салфеток, посуды и пр. В сюжетно – ролевых играх также обращала внимание детей на сенсорные эталоны предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Доктор, какого цвета таблетки мне нужно пить, желтые или белые?», «Диляра, какую чашку дать твоей кукле: большую или маленькую?» и т.д.
I. Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:
1. «Спрячь зайчат»
Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 6 цветах (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный).
2. «У кого какое платье»
Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать 6 основных цветов.