Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:59, дипломная работа
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
Введение
1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную. Её виды и способы.
1.1. возрастные и психологические особенности подросткового возраста.
1.2. Способы адаптации учащихся.
2. Дидактическая игра как средство осуществления адаптации учащихся 5 класса.
2.1. Понятие дидактической игры.
2.2.методические рекомендации по организации дидактических игр.
2.3. Обоснование использования дидактических игр на уроках математики в адаптационный период.
3. разработанные дидактические игры.
3.1. В царстве, в государстве.
3.2. меньше или больше.
3.3. Доли. Обыкновенные дроби.
3.4. сложение и вычитание дробей
Заключение
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное
бюджетное образовательное
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра образования периода детства
Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную.
Выпускная квалификационная работа
Бурков А.В.
Специальность 05020152 «Математика» группа
39 м
Научный руководитель: Заварыкина О.Г.
Допустить к защите:
Зав. кафедрой:
Пономарева Е.В.
Екатеринбург
2010
Введение
1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную. Её виды и способы.
1.1. возрастные и психологические
особенности подросткового
1.2. Способы адаптации учащихся.
2. Дидактическая игра как
средство осуществления
2.1. Понятие дидактической игры.
2.2.методические рекомендации по организации дидактических игр.
2.3. Обоснование использования
дидактических игр на уроках
математики в адаптационный
3. разработанные дидактические игры.
3.1. В царстве, в государстве.
3.2. меньше или больше.
3.3. Доли. Обыкновенные дроби.
3.4. сложение и вычитание дробей
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Цели образования
в 5-6 классах определяются, прежде всего,
той ответственностью, которая возлагается
на переходный (от начального к основному)
период обучения. Ответственность связана
с необходимостью обеспечить благополучную
адаптацию школьника в 5-6 классах.
С учетом развития качеств (самостоятельности,
активности, инициативности, умения рассчитывать
собственные силы), которые формируются
в начальной школе, приоритетной
целью обучения является развитие учебной
самостоятельности как
Увеличение умственной нагрузки учащихся на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение
интереса к математике у значительного
числа учащихся зависит в большей
степени от того, насколько умело
будет построена учебная
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в ограниченном единстве.
Современная
дидактика, обращаясь к игровым
формам обучения на уроках, справедливо
усматривает в них возможности
эффективной организации
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируется в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Дидактические
игры очень хорошо уживаются с
«серьезным» учением. Включение
в урок дидактических игр и
игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее
настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В термине «Дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математики в 5-6 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.
В результате этого возникает противоречие между разработанностью в науке понятия «Дидактическая игра» и недостаточностью рекомендаций, позволяющих использовать дидактическую игру в адаптационный для учащихся период при переходе из начальной школы в основную.
Проблемой исследования является выявление особенностей адаптационного периода и особенностей разработки и содержания дидактических игр. И учет особенностей адаптационного периода учащихся для разработки дидактических игр с использованием их на уроке математики.
Объектом исследования является процесс адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную.
Предметом исследования считается особенности организации дидактических игр на уроках математики.
Актуальность исследования: исходя из анкетирования учителей (Приложение 1) математики различных школ можно сделать следующие выводы:
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм. (Приложение 2)
Цель исследования: обоснование использования и разработка дидактических игр на уроках математики для успешной адаптации учащихся 5 класса.
Задачи исследования:
1.1. Возрастные особенности
Средний школьный возраст – переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.
Характерная
особенность подросткового
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника.
Характерная
черта внимания ученика среднего
возраста – его специфическая
избирательность: интересные уроки
или интересные дела очень увлекают
подростков, и они могут долго
сосредотачиваться на одном материале
или явлении. Но легкая возбудимость,
интерес к необычному, яркому часто
становятся причиной непроизвольного
переключения внимания. Оправдывает
себя такая организация учебно-
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению
Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям логическим основаниям, доказательным рассуждениям.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведение современного человека. Уметь поставить себя на его место. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами.
В подростковом
возрасте серьезно изменяются условия
жизни и деятельности школьника,
что приводит к перестройке психики,
логике старых сложившихся форм взаимоотношений
с людьми. В 5-ом классе школьники
переходят к систематическому изучению
наук. А это требует от них психической
деятельности более высокого уровня:
глубоких обобщений и доказательств,
понимания более сложных
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречны. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.
Учения для подростка является главным видом деятельности. И от того, как он учится, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.
Ведущей деятельностью для младших подростков является интимно-личностное общение со сверстниками. Среди наиболее значимых потребностей учащихся данного возраста можно выделить:
Именно через
активное общение со сверстниками,
ролевое экспериментирование, отстаивание
собственной самостоятельности
во взаимодействии с взрослыми, получение
более широкого социального опыта
подростки формируют и
В связи с ведущей ролью общения со сверстниками учебная деятельность, хотя она и занимает большую часть времени подростков, отходит по значимости на второй план. Для подростков она становится важной, прежде всего как средство самоутверждения школьников в коллективе сверстников. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждении своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделится. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, способами решения задач. Стремление к исключительности входит и в мотивацию достижения, но в составляющую «награды», «успеха». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации достижения преломляются у подростка через призму узколичностных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия.