Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:59, дипломная работа

Краткое описание

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Содержание

Введение

1. Адаптация учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную. Её виды и способы.
1.1. возрастные и психологические особенности подросткового возраста.
1.2. Способы адаптации учащихся.
2. Дидактическая игра как средство осуществления адаптации учащихся 5 класса.
2.1. Понятие дидактической игры.
2.2.методические рекомендации по организации дидактических игр.
2.3. Обоснование использования дидактических игр на уроках математики в адаптационный период.
3. разработанные дидактические игры.
3.1. В царстве, в государстве.
3.2. меньше или больше.
3.3. Доли. Обыкновенные дроби.
3.4. сложение и вычитание дробей

Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

дидактическая игра как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную.docx

— 376.28 Кб (Скачать файл)

Возникая  в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью  детей, и, прежде всего, их активным умственным трудом. Организация учителем учебной  деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, в  том числе и включение в  процесс обучения дидактических  игр, формирует особую черту личности - внимательность.

Внимательность  проявляется в умении длительно  сосредотачиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что  составляет одну из наиболее существенных чет, характеризующих общую готовность человека к труду.

Сформулированные  теоретические положения определяют перечень задач, которые следует  решить учителю для успешного  проведения дидактической игры:

  1. определение цели игры.
  2. установление количества играющих.
  3. разработка методических материалов и пособий, необходимых для данной игры.
  4. Установление правил игры и организация знакомства с ними (правила должны быть доступны и понятны всем играющим и изложены в корректной лаконичной форме).
  5. Выбор времени и места проведения игры.
  6. Осуществление контроля за игрой и играющими (игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия в зависимости от разыгрываемой ситуации).
  7. Отслеживание и диагностика игры, оформление выводов (важная часть принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся анализируют ход и результаты игры).
  8. Правильное оценивание действий и работы учащихся на уроке.[6]

Последняя задача является самой трудновыполнимой. Ведь объективно оценить работу учащихся на уроке достаточно не просто. Тем  более урок нетрадиционного вида. Как правильно оценить работу ученика во время проведения игры? Для этого необходимо учесть множество  различных аспектов и внести их в  разработку и правила игры.

Требования  к игре

  1. Правила должны быть простыми и четко  сформулированы, а математическое содержание доступно для школьников
  2. Игра должна способствовать мыслительной деятельности
  3. По ходу игры должен быть обеспечен контроль над результатами
  4. Необходимо следить за речевой грамотностью учащихся, отвечающих на вопросы
  5. Дидактический материал должен быть ярким и наглядным
  6. В игре следует проявить чувство меры
  7. Завершение игры и оглашение результатов должно проводиться в запланированное время
  8. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля, к четкому соблюдению установленных правил, к активизации учащихся.
  9. Обязательный элемент игры – ее эмоциональность
  10. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся
  11. Оценивание результатов игры должно основываться не только на теоретических и практических знаниях детей, но и на их психологическом поведении. [6.]

 

2.3. Обоснование использования дидактических игр на уроках математики в адаптационный период

Проблемы адаптационного периода

Возможности дидактических игр для  решения проблем адаптационного периода

Падение самооценки

Групповая форма организации деятельности

Увеличение дисциплинарных проблем

Наличие в игре правил проведения ее

Негативное отношение к школе

Укрепление дружеских отношений  в классе

Недостаточное развитие самосознания

Активное общение со сверстниками

Недостаточная мотивация к успеху

Мотивация проявляется непроизвольно, т.к. желание выиграть возникает у каждого учащегося или команды

Невозможность выделится в коллективе

Соревновательные моменты, задачи (требующие  проявление творчества, смекалки, настойчивости)

Недостаточность или отсутствие друзей

Групповые и парные работы

Выраженная эмоциональность 

Выплеск эмоций с помощью различных  видов дидактических игр 

Нервозность, слабость

Игры могут дать ощущение свободы  и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;


Разработанные дидактические игры.

В
царстве, в 0,3 государстве

Класс_____5___________________________                                          

ТЕМА: обыкновенные и десятичные дроби.

Актуальная цель: создание условий для обобщения и систематизации ранее изученного материала

Задачи урока:

  • обучающие: закрепить теоретические знания и практические умения о обыкновенных и десятичных дробях
  • развивающие: развить адаптацию учащихся в ходе проведения игры
  • воспитательные: формировать навыки анализа и обобщения

Тип урока: систематизация и обобщение материала                            Вид урока: урок-игра

Принципы: научности, наглядности

Особенности игры: групповое взаимодействие, сказочность, необычность

Обобщающий урок-сказка по теме «Обыкновенные  и десятичные дроби»


Учитель: дорогие ребята, мы сейчас отправляемся в царство, в 0,3 государство, но попасть туда мы сможем, если отгадаем имя царицы этого царства с помощью кроссворда.

 

 


 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с ее внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют…….  4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам.  5.

 


 

 

 

 

Учитель: отгадали – встречайте Царицу дробь с ее советниками – Числителем и Знаменателем.

Царица: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас в нашем царстве. Без ложной скромности, хочу подчеркнуть свою значимость. Вы думаете, что дробь – это доля, малая часть чего-то, на которую не стоит обращать внимания?

А если бы строя ваш дом,

Тот, в котором вы живете,

Архитектор на малую долю ошибся в расчете,

Что б случилось, ты знаешь едва ли

Дом превратился бы в груду развалин.

Ты вступаешь на мост – он надежен  и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих  точен?

Три десятых – и стены возводятся косо,

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых аптекарь,

Станет ядом лекарство, убьет человека.

Числитель: не случайно еще древнеримский политический деятель, оратор, писатель Марк Туллий Цицерон говорил: «Без знания дроби никто не может признаваться сведущим в арифметике».

Царица: сейчас мы проверим, как вы научились работать с дробями. Мы составим дроби, а вы назовите их и скажите:

    • какая дробь правильная, а какая неправильная
    • какая дробь получится после сокращения
    • каков разряд выделенной цифры

14,8;  3,21;  9,003;  71,083

Учитель: без знания дробей не справиться с такой задачей:

Причиной  многих заболевания является неблагоприятная  экологическая обстановка – загрязненность воздуха, воды и почвы. Например, загрязнение  воздуха над заводом составляет 0,86%,

Над городом  – 0,219%

Над селом  -

Над лесом  –  .

Расположите числа в порядке возрастания. Где самая благоприятная экологическая  обстановка?

Царица: ну что ж, с этой работой вы справились, поэтому я могу вам доверить доставку важного донесения, текст которого зашифрован: каждому полученному результату соответствует определенная буква в таблице.

Л

Д

Н

Р

С

У

Т

13

5

4,1

18

19,3

55,14

А

О

К

Г

И

Ж

Ь

1

4

10

8

0,025


 

Путь себе выбирайте сами, учитывая свои силы.

Прямо пойдешь – короткий путь изберешь.

Направо пойдешь – меньше трудностей найдешь, но к цели быстро не дойдешь.

Налево пойдешь – на легкий, но длинный путь попадешь.

Налево пойдешь:

 

 

Должно получиться слово  ОКРУЖНОСТЬ

Прямо пойдешь:

  1. При скорости ветра 2,75 м/с чайка летит по ветру со скоростью 18,5 м/с. С какой скоростью чайка будет лететь против ветра?

Должно получиться слово УГОЛ 

Направо пойдешь:

  1. Должно получиться слово УГОЛ

Числитель: а знаете ли вы, как и когда появились дроби? По мере развития представлений о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби , и т.д. которые теперь называются родовыми или основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили еще по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.

Знаменатель: особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: , и т.д. этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до XVI века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута – это часть часа, а одна секунда – это часть часа.

Царица: Римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь - унция. Например, вместо того, чтобы говорить «Я прочитал книги», они говорили «Я прочитал пять унций книги». Дроби со знаменателем 12, вероятно, появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времен правления царя Нумы

Числитель: и в нашей жизни без дробей не обойтись, судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Я зачитаю, а вы запишите встретившиеся дроби в тетрадь и на доске.

Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четвертых  пачки маргарина, полтора стакана  сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесить тесто, выложить его  в форму и поставить на четверть часа в духовку.

Учитель: ну что же, ребята, домашнее задание у вас сегодня необычное: испечь печенье по бабушкиному рецепту. А получится оно у того, кто с дробями справится!

 

 

Данная дидактическая  игра развивает адаптацию учащихся своими особенностями: групповое взаимодействие, сказочность, необычность, которые, в свою очередь усиливают мотивацию учащихся к изучению и работе на уроке. 

 

Меньше или больше

Класс_____5___________________________                                           

ТЕМА: Меньше или больше

Актуальная  цель: создание условий для формирования навыков сравнения чисел

Задачи урока:

  • обучающие: закрепить теоретические знания о сравнении чисел
  • развивающие: развить адаптации учащихся в ходе проведения игры
  • воспитательные: формировать навыки анализа и обобщения

 

Оборудование: доска, мел, карточки для самостоятельной работы

 

Тип урока: изучение нового материала                                   

 Вид урока: урок-игра

 

Принципы: научности, наглядности

 

Особенности игры: групповое взаимодействие, соревнование, наличие правил игры, качественное оценивание. 
        Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами проведем игру, которая называется Меньше или больше? На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. А что значит ответить на вопрос. Тоже самое, что и отгадать загадку. Поэтому мы на уроке будем отгадывать загадки. Самая главная наша загадка – больше или меньше‼!Но чтобы отгадать эту загадку нам предстоит разобраться, о чем идет речь вообще. А помогут нам в этом другие загадки.

Людям всем дано от Бога

по одной лишь голове!

Ну, а руки что, а ноги?

Их у каждого по… (две)

 

Вот так чудо! ну-ка, ну-ка

ты получше посмотри – 

это вроде бы и буква

но еще и цифра….(три)

 

Вот так циферка, взгляни

,у нее и фокус есть – 

ты ее переверни и 

получишь цифру…. (шесть)

 

Поживают в трудной книжке

хитроумные братишки

десять их, но братья эти

сосчитают все на свете (цифры)

 

Правильно! Цифры! Их то, мы и будем сравнивать, то есть узнавать какое из них меньше, какое  больше. И ответим на главную загадку!

Давайте этим и займемся! Следующая наша загадка: девочке Оле 5 лет. Ее подруге Свете на 2 года больше. Сколько лет Свете и кто из них старше?

Информация о работе Дидактическая игра на уроке математики как средство реализации адаптации учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы в основную