Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа
Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.
§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6
§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития
словаря детей дошкольного возраста12
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22
Заключение 29
Список литературы 31
Для отработки и закрепления обобщающих понятий использовали игры «Четыре слова» (дети подбирали слова, относящиеся к родовым категориям
«животные», «рыбы», «птицы»), «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения». Эти игры предполагали активный поиск обобщающего слова, понимание его значения и отнесенности к определенной группе. На начальном этапе нашей работы перечисленные игры вызывали у некоторых детей трудности. Так, Артем М.. очень долго вспоминал подходящее слово, Вова М. путал понятия «Одежда» - «Обувь», Инна Д. подбирала слова, не относящиеся к заданной категории.
Постепенно дети овладевали навыками правильного и быстрого подбора слов к обобщающему понятию. Этому способствовали лексические упражнения, проведенные нами. Лексические или словарные упражнения, в отличие от дидактических игр, не имеют игровых правил. Они использовались нами не только для закрепления знаний детей в области лексики, но и помогали вводить новые слова, обобщающие понятия, объяснять смысл слов. Материалом для лексических упражнений служили слова, словосочетания, антонимы, синонимы.
Мы упражняли детей в обобщении предметов через подведение слов видового значения под родовое название (кровать, стол, стул - ... мебель, туфли, сапоги, сандалии — .... обувь); в обобщении через противопоставление (Сорока — птица, а жук? Сарафан— одежда, а ботинки?). Дети составляли словосочетания и предложения с обобщающими понятиями, что способствовало не только активизации и актуализации словаря, но и развитию грамматического строя речи (Приложение 5).
Словарную работу проводили так, чтобы пробудить у детей интерес к семантическим наблюдениям. Мы часто задавали детям вопрос: «Почему этот предмет так называется? ». В процессе подобных наблюдений дети овладевали значениями слов, у них формировались практические морфологические обобщения. Это, в свою очередь, оказывало положительное влияние на формирование словообразовательных процессов.
Так, при выполнении игрового упражнения, цель которого - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, дети образовывали уменьшительно- ласкательную форму от существительных: куртка, пальто и т.д. Эта упражнение помогло понять разницу в звучании слов, обозначающих большие и маленькие предметы. В других подобных играх дети без особых усилий образовывали уменьшительную форму слов.
Таким образом, нами проведена работа, направленная на развитие лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы использовали различные задания, словесные игры и упражнения, которые способствовали расширению, актуализации, обогащению, уточнению словаря и помогали детям преодолеть свою застенчивость, что, в свою очередь способствовало развитию активной познавательной речевой деятельности. Дети стали более общительными, повысилась их речевая активность. В своей самостоятельной речи они стали чаще пользоваться прилагательными, глаголами, наречиями, обогатился словарь существительных.
Дети научились достаточно быстро подбирать из своего словарного запаса нужные слова, различать оттенки в значении слова, вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова, обобщать, выделять главное, сравнивать, подбирать и употреблять в речи антонимы и синонимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применение методов и форм обучения, способствующих ускорению умственного развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих (дидактических) игр, относится к таким методам.
Наше опытно-педагогическое исследование было направлено на изучение возможностей дидактических игр и лексических упражнений как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
В теоретической части были изучены и проанализированы работы видных отечественных ученых A.M. Бородич, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина, М.М. Алексеевой, О.С. Ушаковой и других, посвященные проблеме развития словаря детей дошкольного возраста, изучению возможностей дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей.
Опытно- педагогическая работа проводилась с детьми старшей возрастной группы.
На первом этапе мы изучили особенности словаря детей исследуемой группы (16 человек) и выявили уровень лексического развития. Для диагностики использовали методику, предложенную М.А. Поваляевой, которая включала 4 задания.
Анализ результатов диагностики показал, что уровень лексического развития детей исследуемой группы различен. Высокий уровень обнаружен у 25 % обследованных детей, средний уровень у 50% детей и низкий уровень лексического развития обнаружен у 25% обследованных детей.
Известно, что игра - это эффективное средство воспитательно-образовательной работы с детьми, поэтому развитие лексической стороны речи осуществляли в ходе специально подобранных игр и игровых упражнений.
Словесные игры и упражнения проводили на прогулке, во время свободной деятельности детей. Они были направлены на активизацию, актуализацию, обогащение, уточнение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий; на употребление обобщающих понятий, подбор синонимов, антонимов.
Мы пришли к выводу, что при решении задач лексического развития детей значительное место должны занимать речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, активизировать и актуализировать словарь детей, научить точному употреблению слов. Дидактические игры и упражнения создают условия для речевой практики детей, предупреждают речевые недостатки, развивают внимание к слову и его значению, обеспечивают многократное повторение ими речевого материала, тренируют в выборе нужного речевого варианта.
В ходе опытно-педагогической работы были решены поставленные цели и задачи. Подобраны дидактические игры и упражнения, направленные на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста. Этот материал может применяться педагогами ДОУ и родителями для занятий с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Козырева
Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. - Екатеринбург,
2002.
Ю.Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое
развитие ребенка в детском
саду. - Ростов-н/Д., 2002. 11.Колунова Л.А., Ушакова О.С. «Умноватый мальчик». Работа над словом
в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное
воспитание, 1994, № 9. 12.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -
СПб.; 2001.
13.Любина Г. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития
//Ребенок в детском саду, 2004, №2. 14.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. 15. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. -М., 1991.
16.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников./Под
ред. О.С. Ушаковой. - М., 1996. 17.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 18.Сомкова О. Развиваем речь детей // Дошкольное воспитание, 2006, №1. 19.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. 20.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников. - Воронеж, 2002. 21.Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей
дошкольного возраста. -М., 1979. 22.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-
грамматических представлений. - СПб., 1999. 23.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. - М., 2003. 24.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду. - М., 2004. 25.Ушакова О.С. Развитие речи детей на занятиях // Дошкольное
воспитание, 1980, № 10. 26.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М., 1999. 27.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с
дошкольниками. - М., 2003. 28.Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи /Под ред.
В.В. Гербовой. - М., 1983.
ПРИЛОЖЕНИЯ
зз
Таблица № 1. Результаты диагностики состояния лексической стороны речи у старших дошкольников.
№ п\п |
Ф.И. ребенка |
Диагностические задания для изучения словаря, оценка в баллах |
Общая оценка, в баллах |
Уровень лексического развития детей | |||
| Классификация понятий |
Подбор антонимов |
Подбор синонимов |
Подбор определений |
| ||
1 |
Юля П. |
30 |
4 |
4 |
7 |
45 |
Средний |
2 |
Инна П. |
30 |
7 |
5 |
8 |
50 |
Средний |
3 |
Ира Г. |
28 |
4 |
4 |
6 |
42 |
Средний |
4 |
Даниил 3. |
30 |
6 |
6 |
5 |
47 |
Средний |
5 |
Антон Ш. |
25 |
2 |
1 |
6 |
34 |
Низкий |
6 |
Илья У. |
30 |
6 |
3 |
8 |
47 |
Средний |
7 |
Игорь 3. |
22 |
3 |
5 |
7 |
37 |
Средний |
8 |
Света Щ. |
30 |
8 |
4 |
9 |
51 |
Высокий |
9 |
Алина А. |
30 |
10 |
9 |
10 |
59 |
Высокий |
10 |
Андрей Т. |
28 |
10 |
7 |
10 |
55 |
Высокий |
11 |
Жанна Ф. |
29 |
9 |
8 |
10 |
56 |
Высокий |
12 |
Вова М. |
16 |
7 |
0 |
4 |
27 |
Низкий |
13 |
Максим Н. |
25 |
7 |
5 |
7 |
44 |
Средний |
14 |
Артем М. |
26 |
4 |
0 |
3 |
33 |
Низкий |
15 |
Инна Д. |
20 |
6 |
1 |
5 |
32 |
Низкий |
16 |
Света Ч. |
27 |
7 |
6 |
7 |
47 |
Средний |
Дидактические игры и упражнения
на активизацию словаря
Что вы видите вокруг? Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
Ход игры
Ложка — это ложка, Ложкой суп едят. Кошка — это кошка, У кошки семь котят. Тряпка — это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка — это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово плим. Я повторяю снова -Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет -Плим, плим, плим. И ничего не значит Плим, плим, плим.
- Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат.
Отгадай-ка!
Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые правила. Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нем, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.
Игровые действия. Передача камешка. Отгадывание, о чем рассказал участник игры.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает:
— Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек в руки любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей