Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - систематизация и апробация дидактических игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели нами были выделены задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить возможности дидактической игры и лексического упражнения как средства развития словаря детей-дошкольников;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста.

§ 1. Психолого-лингвистические основы словарной работы 6

§ 2. Характеристика развития лексической стороны речи в норме 9
§ 3. Дидактические игры и лексические упражнения как метод развития

словаря детей дошкольного возраста12





ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Выявление уровня лексического развития детей старшего дошкольного
возраста 16
§ 2. Система дидактических игр и лексических упражнений в развитии
словаря детей старшего дошкольного возраста 22




Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Игровой материал:

1. Таблица,  разделенная  на    9  клеток  (№ 1).  В  каждой клетке —

изображение птицы или животного: в первом ряду — воробей, голубь, дятел; во втором — оса, лиса, стрекоза; в третьем — волк, бабочка, снегирь.

2. Таблица № 2. В первом ряду — корова, лось, чайка; во втором —

кошка, тигр, курица; в третьем — собака, лиса, гусь. 3.Таблица № 3. В первом ряду — лев, жираф, бегемот;   во втором -белый медведь,   северный  олень, тюлень; в третьем — волк, лось, бобр.

4. Таблица № 4. В первом ряду — щука, пингвин, морж;  во втором — дельфин, карась, окунь; в третьем — пеликан, кит, сом.

Ход игры

Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу № 1, предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые он будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.

Вопросы к таблице № 1:

1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

2.Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Воробей,

голубь, дятел, снегирь.)

3. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.)

 

4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице?

5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать столбик с 
рядом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)

6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили 
общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)

 

 

Вопросы к таблице № 2:

  1. Сравните животных первого и второго столбиков. На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные.)
  2. Какие еще животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (Кошка — тигр, лиса — собака.)
  3. Как можно назвать всех, кто изображен в третьем столбике? (Птицы.)

 

  1. Каких птиц больше — домашних или диких?
  2. Сравните животных второго и третьего ряда. Что вы заметили общего? (В каждом ряду по одному домашнему, одному дикому животному и по одной домашней птице.)
  3. Посмотрите на всех, кто нарисован на таблице, и скажите, каких животных больше, домашних или диких? (Поровну.)

 

 

Вопросы к таблице № 3:

  1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр.)
  2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран.)

 

  1. Что общего между животными второго ряда? (Это животные севера.)
  2. Что общего между животными третьего ряда? (Эти животные живут в наших лесах.)
  3. Что общего у животных третьего столбика? (Живут в воде большую часть времени.)

6. Какие животные питаются рыбой?

 

 

Вопросы и задания к таблице № 4.

  1. Назовите птиц.
  2. Назовите рыб.
  3. Кого больше — птиц или рыб?
  4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное?
  5. Какое животное обитает в холодном северном море?
  6. Сравните животных первого и второго столбиков. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.)
  7. Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.)

 

Лексические упражнения на классификацию предметов и их обобщение:

  1. Различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам (распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт - железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины — сельскохозяйственные, бытовые, военные.
  2. Исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье — «Какие предметы (слова) лишние?»).
  3. Подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?; назовите перелетных птиц; какие продукты продают в продовольственном магазине?).
  4. Подведение слов видового значения под родовое название (туфли, сапоги, сандалии — ....; берет, панама, шляпа — ...).
  5. Обобщение через противопоставление (ласточка — птица,  а бабочка? Платье — одежда, а туфли?).
  6. Составление   словосочетаний   и   предложений   со   словами, обозначающими видовые и родовые понятия.

Информация о работе Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей