Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:56, дипломная работа
Цель: разработка дидактических средств развития пространственных представлений младшего школьника.
Для достижения цели данного исследования нами были
поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования;
выявить сущность, особенности пространственных представлений младших школьников;
Количественный
анализ геометрического содержания
учебников математики традиционной
системы обучения (колонки 3 – 5) дает,
во-первых, практические одинаковые цифры
по второму, третьему и четвертому классу,
а, во-вторых, показывает, что процентное
отношение заданий с
Глава 2.Методика развития пространственных представлений учащихся начальных классов
2.1. Развитие пространственных представлений младших школьников посредством решения задач на конструирование
Процесс овладения
любым видом деятельности
Исследователем Венгером было дано следующее определение: конструирование – деятельность моделирующего характера, специфической особенностью которой является направленность на воссоздание окружающего пространства в наиболее существенных чертах и отношениях [12,c.110].
По данным исследователей, конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определенной ступени развития и зависит от уровня восприятия, мышления, речевого развития ребенка.
Важнейшей предпосылкой формирования конструктивной
деятельности является развитие пространственного воображения – процесса
оперирования
этим видом деятельности позволяет развивать пространственное мышление в
целом.
Исследования Н.Н. Поддьякова позволили выделить в конструктивной деятельности два основных этапа:
1) процесс создания замысла; 2) процесс выполнения замысла.
Процесс создания
замысла – обдумывание
процесс мысленного представления последовательности действий и их
конечного результата. Дети с помощью педагога осуществляют выбор
способов достижения этой цели - воссоздания пространственных характеристик образца.
На втором этапе осуществляется взаимодействие мыслительных и практических действий. Наиболее важная роль при этом отводится практическим действиям поискового характера.[43,c.213]
В ходе конструирования
формируются и уточняются
Воссоздавая в процессе конструирования пространственные
характеристики объекта, дети учатся анализировать его строение: особенности взаимного расположения деталей, их форму. В процессе моделирования образца формируются умения отбирать детали по определенным характеристикам (форме, размеру, цвету, материалу), комбинировать их для получения заданной формы, контролировать результат собственных практических действий.
Развитие конструктивной деятельности обогащает речь детей: увеличивает словарный запас, совершенствует ее грамматическую строну.
Проговаривая под руководством педагога последовательность
моделирующих действий, анализируя объекты, дети усваивают
соответствующие глаголы (обозначения действий), существительные (названия объектов моделирования, их частей, геометрических форм, деталей), прилагательные (пространственные характеристики объекта). [43,с.70].
Планирование последовательности действий, отчет о выполненной работе позволяет формировать у детей умение грамматически правильно строить предложения, развивает связную речь.
Таким образом, сам характер конструктивной деятельности обусловливает ее значительное развивающее влияние на ребенка. Ее осуществление стимулирует образное и элементы наглядно-схематического мышления, формирует целостные представления о предметах, совершенствует качество восприятия окружающего мира.
Процесс конструирования связывается в ходе обучения с решением
доступных детям конструктивных задач [29,с.31].
Конструктивная деятельность
используется в процессе
возможность для практического использования пространственных и геометрических представлений.
В.П.Бобылкина, рассматривая вопросы использования конструктивной
деятельности в начальных
из отдельных деталей или создание на бумаге чертежа – развертки [8,с.105].
При осуществлении
конструктивной деятельности
учащиеся усваивают ряд
Н.Н. Поддьяковым определены два варианта постановки
конструктивных задач в
образцу; 2) конструирование в соответствии с поставленными условиями
[43,с.69].
В качестве еще
одного варианта постановки
используется внесение изменений в готовую конструкцию.
Исследователи определяют
следующую последовательность
организации конструктивной деятельности в процессе обучения: от конструирования по образцу, разделенному на отдельные элементы, к
конструированию по нерасчлененному образцу; переход от моделирования реальных объектов к работе по условно – графическим изображениям.
Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить, что подавляющее большинство из них приходят к выводу о необходимости:
При
формировании таких отношений основными
практическими действиями ребенка
должны выступать действия по раскрашиванию
предметных картинок, рисование «дорожек»,
обозначение предметов буквами,
с помощью которых фиксируется
результат мыслительной деятельности
по осознанию опыта ориентации в
привычном пространстве и начинается
овладение простейшими
Рис 1.
2. По щучьему велению ведра
с водой ходят в избу сами
так, что озеро всегда
Рис. 2
3. Мартышка, попугай, слоненок и
удав отправляются в
Рис. 3
Формирование
пространственных
Вырежи кольца и, разрезав только одно
из них, сделай зацепление, показанное
на рисунке 4.
.
2. Закончи раскраску фигуры так,
чтобы соседние области были
одного цвета. Используй
Рис. 5
3. Два
дома соединены пешеходными
Рис. 6
4. Найди и запиши в «окошки» два разных маршрута для туриста, если он хочет побывать в каждом городе только один раз, а его путь начинается и заканчивается в городе А (рис. 7).
А
А
Т
О
А
А
М А
К Е
Рис. 7
Развитие
пространственных представлений невозможно
отделить от формирования умений мысленно
представить различные
1.Лист бумаги, сложенный «конвертиком», развернули и повернули другой стороной.
Нарисуй получившуюся картинку (рис. 8).
Рис. 9
3. Катя,
Маша и Петя нарисовали
Рис. 10
Способствует
и расширяет возможности
Нарисуй в другой сетке такую же линию. Используй отмеченные точки (рис. 11).
|
|||||||
А |
|||||||
|
|||||||
В |
|||||||
С |
Рис. 11.
Достаточно большие возможности дают для формирования пространственных представлений упражнения на развитие умений представить мысленно различные положения и форму предметов при изучении многогранников. При этом многогранники рассматриваются как тела, ограниченные замкнутой поверхностью, состоящей из плоских кусков. Естественно, что развитие таких умений должно опираться на практические упражнения с развертками многогранников. Эти упражнения складываются из решения задач следующих видов: