Дипломная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48

Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Содержание    

 

 

                                                                                                                              Стр.

 

 

Введение                                                                                                                 2

Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости

               1.1.Из истории исследования проблемы одарённости                        5

               1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка          11

               1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление             

                     в дошкольном возрасте                                                                    16

               1.4. Вывод по главе I                                                                              26

Глава 2. Социально-педагогическая      деятельность     с         одарёнными    

              дошкольниками

                2.1. Дифференцированный подход к  составлению программ 

                       работы с одарёнными дошкольниками                                        28

                2.2. Методика работы социального  педагога с талантливыми    

   детьми                                                                                              38

                2.3. Результаты экспериментальной деятельности  с одарёнными   

                       дошкольниками                                                                               43

                2.4. Выводы по главе II   48

 

Заключение                                                                                                             50

Список литературы 52

Приложение 57

 

 

 

 

 

Введение

     В Конвенции «О правах ребёнка» сформулирована значимость реализации индивидуальности формирующейся личности. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одарённости стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте.

Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства  детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными являются не столько научные  основания одарённости, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одарённых и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одарённости и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Актуальным становится изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребёнка, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в  исследованиях развития креативности. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Эксперименты, проведённые во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одарённому ребёнку, снять барьеры, блокирующие его таланты.                     

  Изучением этой  проблемы занимались зарубежные  и отечественные психологи и  педагоги. Известны крупные исследования  в области психологии творческой  одарённости американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора, психиатра и педагога Г.Домана. Отечественные психологи затронули данную проблему недавно, но сделали уже многое, как в теоретическом, так и в практическом плане. Известные учёные Д.Б.Богоявленская, Н.С.Лейтес, Л.А.Венгер, А.М.Матюшкин, А.И.Савенков, А.И.Теплов и другие обосновали проблемы одарённых детей, разработали теоретические основы организации работы с одарёнными детьми, видели перспективы развития способностей даровитых детей.

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого  воображения в дошкольном возрасте.

Объект исследования – одарённость детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования –  особенности одарённости детей  дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность  выявления, диагностики, развития  талантливых детей.

2.Создание оптимальной ситуации развития воображения через комплексный подход в работе с группой детей.

3.Диагностировать уровень  творческой одарённости у дошкольников.

4.Разработать программу  работы педагога с талантливыми  детьми, их родителями.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что развития творческого воображения  можно повысить,  если:

- использовать различные диагностические методики при работе с одарёнными дошкольниками;

- разработать и внедрить  программы, направленные на развитие  творческого воображения как  целостной структуры. 

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены научно-педагогические основы работы с одарёнными детьми.

Практическая значимость характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут  использоваться в дошкольной практике с одарёнными детьми.

Методы исследования:

-  наблюдение;

-  тестирование;

-  опросные методики;

-  эксперимент.

Работа состоит из: введения,  двух глав,  заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

                   Глава 1.Теоретическая характеристика проблемы 

                 одарённости

1.1.Из истории исследования проблемы  одарённости

В практической и теоретической  педагогике нет вопроса более  таинственного, чем одарённость, хотя о ней говорится и много  делается для её познания.

Чтобы приблизится к  пониманию сущности одарённости, проследим  историю возникновения и развития этой проблемы в науке. В Европе начало научного изучения воздействия на мир ребёнка наследственных и социальных факторов пришлось на середину ХIХ века и продолжилось в ХХ веке. Огромный вклад в изучение проблемы одарённости внесли многие европейские учёные – основатели экспериментальной психологии – Г.Фехнер, Г.Гельмгольц, Д.Кэттелл, В.Вундт и другие. Отцом психологии и диагностики способностей считается Френсис Гальтон – основоположник эмпирического подхода к решению проблемы одарённости и создателем методик её исследования.

Европейская наука ХХ века насыщена многообразными исследованиями проблемы одарённости, таланта, гениальности, но больше всего она переходит  в область изучения интеллекта, способностей человека. В этом направлении работали психологи Ж.Пиаже, А.Бине, Ч.Спирмен, Л.Терстоун и другие.

Начиная с 70-х годов  ХХ века, широкое развитие получили исследования когнитивных особенностей интеллекта. Наибольшую  известность приобрели работы Р.Стернберга. В области исследования интеллекта видное место занимают факторы влияния среды. Наиболее известны модели Д.Фуллера, У.Томпсона, Р.Пломина.

      Особое  место в проблеме интеллекта  и способностей в зарубежной  науке занимают исследования  творчества и деятельности. В  области творческих способностей сложилось в основном три подхода:

   1.отрицание существования  творческих способностей (А. Танненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.);

   2.творческая способность  совершенно независима от интеллекта    ( Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер  и др.);

   3.высокий уровень интеллекта индивида предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д.Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг и др.)(25).

 Начало изучения  одарённости в отечественной  науке связано с возникновением  и развитием экспериментальной психологии и педагогики в начале ХХ века, которые разрабатывали следующие вопросы:

   - социальная необходимость выявления и развития одарённости;

   - определение  понятия одарённости;

   -  происхождение  и структура одарённости.

Исследования проблемы одарённости хронологически делятся на два периода: первый – 1909-1917 годы; второй – 1920-1936 годы. Исследования проблемы одарённости велись в основном в рамках проблематики, разрабатываемой зарубежными психологами, но появлялись оригинальные отечественные исследования. Определённый вклад в разработку идеи одарённости внёс советский психолог Л.С.Выготский. Он рассматривал одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии (25).

Огромный вклад в  разработку проблемы одарённости и  её диагностики внесли многие отечественные  психологи П.П.Блонский, В.Артёмов, М.Е.Басов, В.П.Кащенко, Т.В.Мурашов, В.М.Торбек и  другие. Однако постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса» от 4 июля 1936 года остановило дальнейшие исследования в области одарённости, прервало разработку конкретных методов диагностики интеллектуального потенциала одарённых и талантливых детей. После 1936 года научная и практическая разработка образовательных программ для одарённых детей велась только в рамках смежных дисциплин - либо психологии детской одарённости, либо, чуть позже, педагогики творчества. И только с конца 80-х годов исследования одарённости возобновились.

В 70-80 годы с точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одарённости подходит А.М.Матюшкин. Формулировка концепции творческой одарённости основывается, прежде всего, на его собственных работах по развитию творческого мышления детей с помощью методов проблемного обучения.

Основательное изучение проблем одарённости в нашей  стране связано с именем Н.С.Лейтеса. Он отмечает, что с возрастными  особенностями тесно переплетаются  благоприятные условия для становления  тех или иных сторон умственных способностей. Способности определяются им как «отдельные психические свойства, обуславливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности» (25).

Проблеме творческого  развития дошкольников посвящено много  исследований в психолого-педагогической литературе.

Различные аспекты развития, проявления творческих способностей у  детей дошкольного возраста рассматривались  в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, и др.). Были выделены следующие особенности творческой деятельности ребенка-дошкольника: синкретизм (слитность различных видов творческой деятельности), динамичность, эмоциональная окрашенность, связь с игрой. Большинство исследований детского творчества посвящены развитию творческих способностей в игровой деятельности (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.С. Спиваковская и др.), а также анализу формирования музыкальных, изобразительных, художественно-речевых способностей в традиционных видах художественно-творческой деятельности дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, К.В. Тарасова и др.). Изучались особенности развития детского воображения (Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко др.), творческого конструирования, экспериментирования (Н.Н. Поддъяков и др.).

В некоторых работах творческие и интеллектуальные способности включены в общую интеллектуальную одаренность (Л.А. Венгер,  О.М. Дьяченко и др.). В других исследованиях интеллектуальные и творческие факторы рассматриваются как относительно независимые, при этом главное внимание уделяется творческим возможностям личности (A.M. Матюшкин и др).

Однако вопросы структуры  одаренности остаются пока еще на стадии как теоретической, так и  экспериментальной разработки: у  специалистов нет единого общепринятого  мнения по этим вопросам.

Следует отметить, что  особенности детских дарований  рассматривались в основном в отношении школьного возраста, специфика дошкольного детства в раскрытии различных компонентов одаренности изучена крайне мало.

Среди отечественных  исследований одаренных дошкольников выделяются работы О.М. Дьяченко и И.А. Бурлаковой , проведенные в русле концепции развития познавательных способностей и теоретических представлений об одаренности Л.А. Венгера.

По мнению О.М. Дьяченко, «структура умственной одаренности у детей дошкольного возраста может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной мотивации, умственных способностей и специфических дошкольных видов деятельности, в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект».

Информация о работе Дипломная работа по "педагогике"