Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте
1.4. Вывод по главе I
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками
2.4. Выводы по главе II 48
Заключение
Список литературы 52
Приложение 57
Введение
В Конвенции «О правах ребёнка» сформулирована значимость реализации индивидуальности формирующейся личности. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одарённости стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте.
Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными являются не столько научные основания одарённости, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одарённых и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одарённости и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Актуальным становится изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребёнка, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития креативности. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Эксперименты, проведённые во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одарённому ребёнку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Изучением этой
проблемы занимались
Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования
– одарённость детей
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность
выявления, диагностики,
2.Создание оптимальной ситуации развития воображения через комплексный подход в работе с группой детей.
3.Диагностировать уровень творческой одарённости у дошкольников.
4.Разработать программу
работы педагога с
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что развития творческого воображения можно повысить, если:
- использовать различные диагностические методики при работе с одарёнными дошкольниками;
- разработать и внедрить
программы, направленные на
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены научно-педагогические основы работы с одарёнными детьми.
Практическая значимость характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в дошкольной практике с одарёнными детьми.
Методы исследования:
- наблюдение;
- тестирование;
- опросные методики;
- эксперимент.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1.Теоретическая характеристика проблемы
одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости
В практической и теоретической педагогике нет вопроса более таинственного, чем одарённость, хотя о ней говорится и много делается для её познания.
Чтобы приблизится к пониманию сущности одарённости, проследим историю возникновения и развития этой проблемы в науке. В Европе начало научного изучения воздействия на мир ребёнка наследственных и социальных факторов пришлось на середину ХIХ века и продолжилось в ХХ веке. Огромный вклад в изучение проблемы одарённости внесли многие европейские учёные – основатели экспериментальной психологии – Г.Фехнер, Г.Гельмгольц, Д.Кэттелл, В.Вундт и другие. Отцом психологии и диагностики способностей считается Френсис Гальтон – основоположник эмпирического подхода к решению проблемы одарённости и создателем методик её исследования.
Европейская наука ХХ века насыщена многообразными исследованиями проблемы одарённости, таланта, гениальности, но больше всего она переходит в область изучения интеллекта, способностей человека. В этом направлении работали психологи Ж.Пиаже, А.Бине, Ч.Спирмен, Л.Терстоун и другие.
Начиная с 70-х годов ХХ века, широкое развитие получили исследования когнитивных особенностей интеллекта. Наибольшую известность приобрели работы Р.Стернберга. В области исследования интеллекта видное место занимают факторы влияния среды. Наиболее известны модели Д.Фуллера, У.Томпсона, Р.Пломина.
Особое
место в проблеме интеллекта
и способностей в зарубежной
науке занимают исследования
творчества и деятельности. В
области творческих способносте
1.отрицание существования творческих способностей (А. Танненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.);
2.творческая способность
совершенно независима от
3.высокий уровень интеллекта индивида предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот (Д.Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг и др.)(25).
Начало изучения
одарённости в отечественной
науке связано с
- социальная необходимость выявления и развития одарённости;
- определение понятия одарённости;
- происхождение и структура одарённости.
Исследования проблемы одарённости хронологически делятся на два периода: первый – 1909-1917 годы; второй – 1920-1936 годы. Исследования проблемы одарённости велись в основном в рамках проблематики, разрабатываемой зарубежными психологами, но появлялись оригинальные отечественные исследования. Определённый вклад в разработку идеи одарённости внёс советский психолог Л.С.Выготский. Он рассматривал одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии (25).
Огромный вклад в разработку проблемы одарённости и её диагностики внесли многие отечественные психологи П.П.Блонский, В.Артёмов, М.Е.Басов, В.П.Кащенко, Т.В.Мурашов, В.М.Торбек и другие. Однако постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса» от 4 июля 1936 года остановило дальнейшие исследования в области одарённости, прервало разработку конкретных методов диагностики интеллектуального потенциала одарённых и талантливых детей. После 1936 года научная и практическая разработка образовательных программ для одарённых детей велась только в рамках смежных дисциплин - либо психологии детской одарённости, либо, чуть позже, педагогики творчества. И только с конца 80-х годов исследования одарённости возобновились.
В 70-80 годы с точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одарённости подходит А.М.Матюшкин. Формулировка концепции творческой одарённости основывается, прежде всего, на его собственных работах по развитию творческого мышления детей с помощью методов проблемного обучения.
Основательное изучение
проблем одарённости в нашей
стране связано с именем Н.С.Лейтеса.
Он отмечает, что с возрастными
особенностями тесно
Проблеме творческого развития дошкольников посвящено много исследований в психолого-педагогической литературе.
Различные аспекты развития, проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, и др.). Были выделены следующие особенности творческой деятельности ребенка-дошкольника: синкретизм (слитность различных видов творческой деятельности), динамичность, эмоциональная окрашенность, связь с игрой. Большинство исследований детского творчества посвящены развитию творческих способностей в игровой деятельности (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.С. Спиваковская и др.), а также анализу формирования музыкальных, изобразительных, художественно-речевых способностей в традиционных видах художественно-творческой деятельности дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, К.В. Тарасова и др.). Изучались особенности развития детского воображения (Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко др.), творческого конструирования, экспериментирования (Н.Н. Поддъяков и др.).
В некоторых работах творческие и интеллектуальные способности включены в общую интеллектуальную одаренность (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). В других исследованиях интеллектуальные и творческие факторы рассматриваются как относительно независимые, при этом главное внимание уделяется творческим возможностям личности (A.M. Матюшкин и др).
Однако вопросы структуры одаренности остаются пока еще на стадии как теоретической, так и экспериментальной разработки: у специалистов нет единого общепринятого мнения по этим вопросам.
Следует отметить, что особенности детских дарований рассматривались в основном в отношении школьного возраста, специфика дошкольного детства в раскрытии различных компонентов одаренности изучена крайне мало.
Среди отечественных исследований одаренных дошкольников выделяются работы О.М. Дьяченко и И.А. Бурлаковой , проведенные в русле концепции развития познавательных способностей и теоретических представлений об одаренности Л.А. Венгера.
По мнению О.М. Дьяченко, «структура умственной одаренности у детей дошкольного возраста может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компонентов: познавательной мотивации, умственных способностей и специфических дошкольных видов деятельности, в которых ребенок может реализовать свои возможности как субъект».