Дипломная работа по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение особенностей проявления одарённости и развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.
Объект исследования – одарённость детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности одарённости детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения одарённости
1.1.Из истории исследования проблемы одарённости 5
1.2.Определение понятий одарённость, одарённость ребёнка 11
1.3.Возрастные особенности одарённости, её проявление
в дошкольном возрасте 16
1.4. Вывод по главе I 26
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными
дошкольниками
2.1. Дифференцированный подход к составлению программ
работы с одарёнными дошкольниками 28
2.2. Методика работы социального педагога с талантливыми
детьми 38
2.3. Результаты экспериментальной деятельности с одарёнными
дошкольниками 43
2.4. Выводы по главе II 48

Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Академик А.В.Запорожец, рассматривая особенности воспитания одаренных детей, отмечает, что у каждого ребенка имеются огромные потенциальные возможности и необычайная пластичность их, и это при бережном и индивидуальном подходе позволяет достигнуть высокого общего умственного, эстетического и нравственного развития каждого, а не только одаренного. В этом ему вторит крупный отечественный педагог Н.А.Ветлугина, отмечая: «Всестороннее развитие является тем источником, который питает и отдельные способности, таланты. Без него они не получают нужного расцвета». Следует, прежде всего, воспитывать человека, и только гармонически развитая личность  сможет в  полной  мере  развить  свои специальные способности (19).

Таким образом, наблюдая за неординарным ребенком, изучая его творческие работы, можно составить общее представление о его творческих возможностях. Если основное внимание при этом обратить на познавательную активность дошкольника — ведущий показатель одаренности, то можно проследить, в какой области начинает (или начнет) раскрываться дарование малыша.

Важно также не забывать, что однообразие быстро вызывает скуку, снижает творческую активность, поэтому следует постоянно менять задания, разнообразить содержание.

Занимаясь с одарённым  ребёнком, следует отметить, что  в ходе занятия большое значение играет стиль общения. Благоприятное  влияние на развитие творческих способностей оказывает демократический стиль  общения, когда ребенок и взрослый общаются как равные. По существу меняется форма организации деятельности детей, это не обычное занятие с обучением, а встреча с другом, игра, совместный поиск путей выхода из нестандартных ситуаций. В этом случае снимаются комплексы, чувство неуверенности, зажатости, повышается значимость ребенка в собственных глазах, что дает большой простор развитию фантазии и творчества.

 Таким образом, дошкольный период по-своему сензитивен. Поэтому внимание учёных и педагогов-практиков к дошкольному периоду развития личности одарённого ребёнка оправдано. Ведь в это время активное развитие познавательных процессов и эмоции соотносится с не менее активным личностным развитием ребёнка.

    

        1.4.Выводы по главе II

Период дошкольного детства - это важный этап в развитии одарённости. Именно в этот период происходит первоначальное становление личности, развиваются личностные механизмы поведения, формируется новый уровень социального развития, когда ребенок, начинает, все более активно вступать в отношения с другими людьми (детьми и взрослыми). В период дошкольного детства ребенок стремится активно воздействовать на ситуацию, овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, при этом он усваивает социальные ценности, нормы поведения, которые затем становятся социальными мотивами его поведения и деятельности.

Креативность тесно  связана с личностными особенностями  и индивидуальностью, поэтому основным условием для развития творчества ребенка  является развитие его личности. Реализация различных компонентов творческого потенциала может быть затруднена, если для ребенка не создается соответствующие условия: благоприятный стиль семейного воспитания, помощь и поддержка взрослых, специальные программы для развития дошкольника.

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.

И, прежде всего, нужно  признание самого факта, что одарённые  дети есть  и что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с одарёнными дошкольниками  

 2.1. Дифференцированный подход к составлению программ работы с одарёнными детьми

  Специалисты единодушно  придерживаются того мнения, что  учебные программы для одаренных  детей дошкольного возраста должны  качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними  способностями. При этом подчеркивается, что эти отличия не сводятся просто к большему объему осваиваемого материала или более высоким темпам учебно-познавательного процесса. Следует учитывать то обстоятельство, что одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение.

Необходимость составления  специальной программы обучения для одаренных детей давно обоснована специалистами в области образования. Более четверти века назад было опубликовано сообщение по этому вопросу педагогов Сампшена, Норриса и Термена. Они отмечали, что необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Таким образом, для специалистов ясно, что специализированное обучение одаренных детей влечет за собой мероприятия, далеко выходящие за рамки простого расширения обычной программы обучения или включения в него заданий из программ, предназначенных для детей старшего возраста.   

Разработка чётко дифферинцированной учебной программы  - трудная задача, однако её решение создаёт условия  для повышения качества учебной  деятельности.

А.Пассов (1982)  предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одарённым и талантливым детям.

1.Содержание учебной  программы для одарённых и  талантливых детей должно предусматривать  детальное, углубленное изучение  наиболее важных проблем, идей  и тем, которые интегрируют  знания со структурами мышления.

2.  Учебная программа  для одарённых и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3.  Учебная программа  для одарённых и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать   им   стремление   к   приобретению   знаний.

4.  Учебная программа  для одарённых и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5.  Учебная программа  для одарённых и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

6.  Учебная программа  для одарённых и талантливых детей должна способствовать развитию  их  сознания  и  самосознания,  пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7.  Учебная программа  для одарённых и талантливых детей должна оцениваться в соответствии    с    ранее    обозначенными    принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одарённых и талантливых детей, вырабатывать решения, направленные на максимальную ёмкость учебного процесса (31).

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы с одаренными детьми, предложенный Н. Буториной и В. Григорьевских.

Комплекс состоит из трех этапов:

1.Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов.

2.Диагностика детей  с помощью психологических тестов  с учетом их склонностей и  интересов.

3.Работа педагогов  с детьми по специализированным  программам, направленным на развитие и углубление их способностей.

В отечественной психодиагностике создан внушительный арсенал методик  для выявления творческих возможностей детей дошкольного возраста. Социальный педагог на сегодняшний день уже  не может ограничивать себя констатацией творческих проявлений ребёнка, ему необходимо располагать инструментарием для отслеживания и прогнозирования динамики развития креативных (творческих) способностей детей. Существующие методы исследования детского творчества ориентированы преимущественно на оценку конечного продукта детской деятельности и не позволяют выделить самобытность креативных актов ребенка. Кроме того, возникают трудности при интерпретации показателей, при выборе тестовых задач, в определении таких показателей, как новизна, полезность, оригинальность продуктов творчества применительно к деятельности ребенка.

 Психологами В.Т.Кудрявцевым,  В.Синельниковым был выдвинут  оригинальный подход к проблемам  диагностики творческого потенциала  детей дошкольного возраста. Психологи выделили универсальные характеристики детского творчества. Среди первых они выделили: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование. Авторы отмечают, что каждая из них представлена в целостном творческом процессе ребенка, однако с различной степенью выраженности. Мера сформированности этих способностей у ребенка служит основой для построения критериев его творческого развития.

Для диагностики творческих возможностей широко используется проблемно-синтетический подход, на основе которого можно судить практически обо всех компонентах творческой деятельности. В основе данного подхода лежит метод решения творческих задач, способ решения которых человеку неизвестен. Этот метод был применен в исследованиях К.Дункера, Э.Д.Телегиной, О.К.Тихомирова, З.И.Калмыковой, Л.А.Пономарева.

Для диагностики креативности могут использоваться так же и  другие методики, в частности, проективные. Из проективных методов наиболее информативным является "Рисунок фантастического, несуществующего животного". Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход ребенка к творческой задаче. Этот тест требует объединения с другими тестами, т.к. он является ориентировочным тестом.

Важное место в диагностике  творчества занимает другая проективная  методика - тест Роршака, адаптированным вариантом которого является методика чернильных пятен.

В практике могут быть использованы и более простые  приемы изучения творческих способностей детей. Интересны методики, предлагаемые О.М.Дьяченко, Г.А.Урунтаевой. С их помощью можно изучать оригинальность решения задач на воображение, воображение в словесном творчестве, определить уровень развития воображения.

Анализ исследований по вопросу изучения воображения и творчества детей позволяет сделать выводы:

1.В разработке проблемы отсутствую специальные эксперименты и работы, посвященные роли взаимодействия ребенка и взрослого в развертывании воображения.

2.Много аспектов проблемы требуют детальной разработки.

3.В целом проблема развития воображения детей дошкольного возраста остается нерешенной.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Ребенок, приученный с раннего детства к действиям  по штампу, по готовому рецепту, теряется там, где от него требуется самостоятельное размышление, создание чего-то нового, необычного.

Часто приходится наблюдать, как дети, тогда когда необходимо размышлять, высказывать самостоятельное  суждение о предмете или явлении, а не только повторять чужие слова, теряют интерес к теме обсуждения, отвлекаются. И поэтому очень важную роль играет взрослый. Существует специфика взаимодействия взрослых и детей, стиля общения и сотрудничества в процессе развивающих занятий:

1.Необходимо   создать   атмосферу,   благоприятствующую появлению новых идей и  мнений,  атмосферу,  которая  может вдохновлять  ребенка,   вселять  уверенность  в  себе,   поощрять интересы, развивать творческое начало.

2.Создать   климат   взаимного   доверия,   психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет творческий процесс).

3.Восхищаться каждой  идеей детей (позитивно подкреплять  все идеи и ответы, поощрять  оригинальные идеи, использовать  ошибки как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное).

Всем известна истина: "Принуждение - враг творчества". Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной  мотивации.

Поэтому важным моментом является создание мотивации, которая  основывается на потребностях детей дошкольного возраста.

При организации деятельности нужно учитывать желания и  интересы детей, их эмоциональный настрой. Часто дети придумывают самостоятельно, необходимо вовремя подхватить идею, помочь ее реализовать. В этом случае важна импровизация - способность быстро и верно оценить ситуацию, принять иной поворот событий. Социальный педагог должен умело руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло (за одну идею просто похвалить, а другую - развить дополнительными вопросами и довести ее до логического конца). Такой подход позволит существенно повысить эффект занятий.

Большое внимание должно уделяться подготовке педагогов для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы: целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Социальные педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, занятий, находить индивидуальный подход к способностям каждого талантливого ребёнка. И тогда, возможно, вырастет талант.

 Констатирующий эксперимент

Был проведен констатирующий эксперимент в детском саду в двух группах с детьми старшего дошкольного возраста (6-7лет) - экспериментальной – 10 детей, контрольной – 10 детей.

Цель эксперимента: определить уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

Информация о работе Дипломная работа по "педагогике"