Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат
Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.
Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы
• Профессиональная подготовка должна финансироваться с учетом возможности учеников найти работу, а учебные заведения, которые не могут перестроиться, должны быть закрыты.
• Новые учителя должны привлекаться из числа выпускников университетов, а педагогические вузы должны быть закрыты.
• Медицинские институты должны быть слиты с университетами.
• Сельскохозяйственные специалисты
и инженеры должны привлекаться из
выпускников университетов
Как видно из перечисленных мер, упор в докладе сделан на выпуск специалистов утилитарно-прагматического направления. При этом полностью подлежат забвению традиции и достижения русской и советской систем обучения в воспитании общепрофессиональной и трудовой этики — систем, которые соответствовали особенностям российского менталитета.
За основу взят американский стандарт, ориентированный на «приобщение к американским ценностям». Составители доклада даже не сомневаются, что именно «американская идея» должна служить путеводной звездой для населения Рос-сии»3.
Но российское образование
является сферой проектирования и организации
общественного и
Основная миссия российского
образования как
Поэтому образовательная политика является важнейшей составляющей политики государства, инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития страны, гуманизации общества, роста его культуры.
А выводы Всемирного Банка
о российском образовании нам
представляются неверными и политически
тенденциозными. Названные им проблемы
имеют место, но причины их, на наш
взгляд, иные. Все трудности в
российском образовании возникли на
фоне социально-экономических
Одной из центральных проблем в мире стал социокультурный кризис. Его последствия и оценки в отечественной философии дала Т. Ю. Сидорина4. Рассматривая с позиций современности кризисную парадигму, она призывает сопоставить собственное мировосприятие с кризисными тенденциями ушедших веков и их оценкой в творчестве западных и отечественных мыслителей.
При этом речь идет не только
об общеевропейском феномене «кризиса
культуры», «кризиса науки», «кризиса
человечества», «кризиса образования»,
зафиксированных в работах Э.
Гуссерля, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета,
Р. Гвардини, К. Ясперса и др. Кризис
рассматривается как нечто
Т. Ю. Сидорина считает, что XX в. «войдет в историю как один из самых... кризисных за все время существования человечества».
Основные вехи кризиса
— Первая мировая война, период экономической
депрессии и социального хаоса
конца 1920-х — начала 1930-х гг., заканчивающийся
установлением диктатур, Вторая мировая
война, эпоха «холодной войны», крушение
Советского Союза — рассматриваются
ею в перспективе новой «
Диалектика человеческого развития приводит философа к выводу: «XX столетию была уготована непростая участь — испытание свободой... Старый мир, культура Западной Европы уходит в прошлое. Все сферы человеческого бытия требуют перестройки и обновления. Старые формы поражены кризисом и умирают, а новые с болью и муками нарождаются. В течение
XX в. человечество освобождалось
от умирающих старых форм, нежизнеспособных
конструкций. В то же время
вновь формирующаяся
Таким образом, возникшая философия кризиса считает, что кризис — это то, что неотступно сопровождает новую эпоху, пока она осознает себя как новую; это то,
что нужно постоянно помнить и на что ориентироваться. И именно эту возможность дает нам философия кризиса — наука, где ставится диагноз, делается прогноз, формулируются задачи, которые транслируются в сферу образования как наиболее быстро адаптирующуюся к инновациям в общественном развитии.
Вот поэтому анализ проблем образования на пороге XXI в. так неоднозначен и противоречив. Выходом из сложившихся многоплановых противоречий является образовательная политика государства и регионов, ярко заявившая себя в начале
XXI в.
Общие принципы современной
образовательной политики определены
в Законах РФ «Об образовании»,
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» и раскрыты в Национальной
доктрине образования в Российской
Федерации (до 2005 г.), Федеральной программе
развития образования на 2000—2005 гг.,
Государственной программе «
Основными направлениями, по которым сегодня строится образовательная политика, являются политика децентрализации, политика диверсификации образовательных услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности образовательных учреждений и субъектов процесса образования, политика конвергенции результатов, методов и форм организации отечественного и зарубежного образования.
Основная идея децентрализации
и регионализации образования состоит
в том, чтобы сделать процессы
образования в значительно
Переход России к правовому государству, демократическому обществу, рыночной экономике, ее специфические проблемы привели к смене системы ценнос-
тей и социальных приоритетов,
а также экономическим и
Общесистемный социально-экономический
кризис конца 1980 — начала 1990-х гг.
существенно затормозил позитивные
процессы, начавшиеся в системе образования:
адаптацию к принципиально
Анализируя состояние
современного образования в России,
М. Руткевич7 констатирует, что система
образования, в которую вовлечено
большинство населения страны, находится
в состоянии глубокого кризиса.
Он проявляется во всех функциях и
в каждом звене этой системы. В
общеобразовательной школе
Многими исследователями продолжающийся кризис системы российского образования рассматривается и как условие роста, и как условие краха. Кризис школы — это одновременно кризис экономический, социальный, политический, управленческий, духовно-нравственный. Кроме того, кризисы различают по своему характеру: кризис роста (реформы и модернизация образования) и кризисы разрушения — в случае свертывания реформ образования «.нашу страну может ожидать только дальнейшая деградация. Притом во всех направлениях — в области экономики и культуры, в нравственном климате, а особенно в области образования», — пишет Н. Н. Моисеев8.
Значительная инерционность
системы образования и
социальный. Основная его причина — переход страны к грабительскому типу рыночных отношений, который выражается в коммерциализации системы общего образования; этот процесс в России 1990-х гг. находится в противоречии с мировой тенденцией развития бесплатного образования молодежи.
Коммерциализация образования,
в частности средней
В Российской Федерации происходит снижение уровня образованности молодого поколения. Так, например, среди армейской молодежи доля юношей с начальным образованием составляет до 25%. Происходит снижение качества школьного образования. Россия, занимавшая в 1960-е гг. одну из первых строк в мировой табели о рангах по качеству образования, скатилась до 13 места в последней, третьей группе развивающихся стран к началу XXI в. (по данным ЮНЕСКО). Возрастает социальная дифференциация в доступе молодежи к качественному образованию, особенно по регионам страны, которые различаются уровнем реальных доходов на душу населения, и еще более — насыщенностью учреждениями культуры, вузами и т. д. Растет численность детей и подростков, которые не получают минимума образования. В РФ нет статистики беспризорных, обычно называются цифры около 500 тысяч человек, сотни тысяч детей живут вне семьи, «социальные сироты» в детских домах и домах ребенка и т. д. «Каждый второй или третий из 36 млн. детей в нашей стране» находится в состоянии неблагополучия»10.
Социальное неравенство
в образовательной сфере
дей, не имеющих возможности получить качественное среднее, а затем высшее образование.
Многие авторы (Е. В. Бондаревская,
Б. С. Гершунский, Э. Д. Днепров, С. В. Куль-невич,
Н. Д. Никандров, Е. В. Ткаченко, Т. И. Шамова)
рассматривают проблемы современного
образования в условиях глобальных
кризисов мирового общества, обращая
внимание на то, что выходы из глобальных
кризисов могут быть только глобальными.
Современное образование в этой
связи оказывается самым
Главной задачей образовательной
политики сегодня является модернизация
образования. Цель модернизации образования
состоит в создании механизма
устойчивого развития системы образования,
обеспечение ее соответствия вызовам
XXI в., социальным и экономическим
потребностям развития страны, запросам
личности, общества, государства. Одним
из приоритетных направлений модернизации
образования является обеспечение
государственных гарантий доступности
и равных возможностей получения
полноценного образования для всех
членов общества. В числе организационно-
ния обязательного общего
образования; детально анализировать
и оценивать все случаи отсева
обучающихся для выяснения
Будущее российской системы образования во многом зависит и от модернизации системы управления образованием. Эта проблема рассматривается многими авторами (А. И. Жилиной, В. И. Зверевой, В. С. Лазаревым, Н. Д. Малаховым, П. И. Третьяковым, Т. И. Шамовой, С. Е. ТТТиттто-вым и др.), которые отмечают необходимость демократизации управления развитием российского образования на всех его уровнях, обеспечения эффективной регионализации образования и всемерной поддержки инновационного развития системы образования.