Доктрина российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат

Краткое описание

Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история образования и педагогической мысли.docx

— 110.71 Кб (Скачать файл)

 

• Профессиональная подготовка должна финансироваться с учетом возможности учеников найти работу, а учебные заведения, которые  не могут перестроиться, должны быть закрыты.

 

• Новые учителя должны привлекаться из числа выпускников  университетов, а педагогические вузы должны быть закрыты.

 

• Медицинские институты  должны быть слиты с университетами.

 

• Сельскохозяйственные специалисты  и инженеры должны привлекаться из выпускников университетов общего назначения с тем, чтобы они могли  воспользоваться широкой совокупностью  новых принципов, необходимых для  успеха в рыночной экономике (...экологическими стандартами, производством продукции  с целью получения прибыли  и маркетингом продукции).

 

Как видно из перечисленных  мер, упор в докладе сделан на выпуск специалистов утилитарно-прагматического  направления. При этом полностью  подлежат забвению традиции и достижения русской и советской систем обучения в воспитании общепрофессиональной и трудовой этики — систем, которые  соответствовали особенностям российского  менталитета.

 

За основу взят американский стандарт, ориентированный на «приобщение  к американским ценностям». Составители  доклада даже не сомневаются, что  именно «американская идея» должна служить путеводной звездой для  населения Рос-сии»3.

 

Но российское образование  является сферой проектирования и организации  общественного и государственного воспроизводства и развития российской государственности, оно выступает  средством и механизмом, ведущей  сферой программирования и определения  будущего России.

 

Основная миссия российского  образования как социокультурного института состоит в утверждении  и отстаивании равенства всех людей перед духовной и материальной культурой, культурным творчеством, а  также в организованном обеспечении  этого равенства.

 

Поэтому образовательная  политика является важнейшей составляющей политики государства, инструментом обеспечения  фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития страны, гуманизации общества, роста его  культуры.

 

А выводы Всемирного Банка  о российском образовании нам  представляются неверными и политически  тенденциозными. Названные им проблемы имеют место, но причины их, на наш  взгляд, иные. Все трудности в  российском образовании возникли на фоне социально-экономических перемен  по вхождению России в рыночное сообщество. Они наложились на развернувшийся в  мире социокультурный кризис и кризис мировой системы образования.

 

Одной из центральных проблем  в мире стал социокультурный кризис. Его последствия и оценки в  отечественной философии дала Т. Ю. Сидорина4. Рассматривая с позиций современности кризисную парадигму, она призывает сопоставить собственное мировосприятие с кризисными тенденциями ушедших веков и их оценкой в творчестве западных и отечественных мыслителей.

 

При этом речь идет не только об общеевропейском феномене «кризиса культуры», «кризиса науки», «кризиса человечества», «кризиса образования», зафиксированных в работах Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Гвардини, К. Ясперса и др. Кризис рассматривается как нечто большее, как одна из фундаментальных проблем. «Можно говорить о том, что в XX столетии складывается философия кризиса, представляя  особое направление исследований»5.

 

Т. Ю. Сидорина считает, что XX в. «войдет в историю как один из самых... кризисных за все время  существования человечества».

 

Основные вехи кризиса  — Первая мировая война, период экономической  депрессии и социального хаоса  конца 1920-х — начала 1930-х гг., заканчивающийся  установлением диктатур, Вторая мировая  война, эпоха «холодной войны», крушение Советского Союза — рассматриваются  ею в перспективе новой «формирующейся цивилизации будущего», которую  часто называют «информационной», «постиндустриальной».

 

Диалектика человеческого  развития приводит философа к выводу: «XX столетию была уготована непростая  участь — испытание свободой... Старый мир, культура Западной Европы уходит в прошлое. Все сферы человеческого  бытия требуют перестройки и обновления. Старые формы поражены кризисом и умирают, а новые с болью и муками нарождаются. В течение

 

XX в. человечество освобождалось  от умирающих старых форм, нежизнеспособных  конструкций. В то же время  вновь формирующаяся социальная  реальность создавала и сама  испытывала трудности, как все  нарождающееся. Поэтому и уходящее  старое, и возникающее новое обрекло  человечество XX в. на постоянное  кризисное страдание»6. Конец новоевропейской  культуры свидетельствует, по  мнению автора, о начале и бурном  развитии комплекса новых «цивилизационных  тенденций», всплеске новых проблем  — проблем мирового (глобального)  масштаба, которые неизбежно становятся  и уже стали направляющими  современной истории и преддверием  будущего человечества. Для их  осмысления нужно и новое культурное  пространство, новая философия, новое  образование. 

 

Таким образом, возникшая  философия кризиса считает, что  кризис — это то, что неотступно сопровождает новую эпоху, пока она  осознает себя как новую; это то,

 

что нужно постоянно помнить  и на что ориентироваться. И именно эту возможность дает нам философия  кризиса — наука, где ставится диагноз, делается прогноз, формулируются  задачи, которые транслируются в  сферу образования как наиболее быстро адаптирующуюся к инновациям в общественном развитии.

 

Вот поэтому анализ проблем  образования на пороге XXI в. так неоднозначен и противоречив. Выходом из сложившихся  многоплановых противоречий является образовательная политика государства и регионов, ярко заявившая себя в начале

 

XXI в. 

 

Общие принципы современной  образовательной политики определены в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2005 г.), Федеральной программе  развития образования на 2000—2005 гг., Государственной программе «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации  на 2001—2005 гг.».

 

Основными направлениями, по которым сегодня строится образовательная  политика, являются политика децентрализации, политика диверсификации образовательных  услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности образовательных учреждений и субъектов  процесса образования, политика конвергенции результатов, методов и форм организации  отечественного и зарубежного образования.

 

Основная идея децентрализации  и регионализации образования состоит  в том, чтобы сделать процессы образования в значительно большей  степени чувствительными к проблемам  жизни людей, местным социально-экономическим  и геоэкологическим условиям.

 

Переход России к правовому  государству, демократическому обществу, рыночной экономике, ее специфические  проблемы привели к смене системы  ценнос-

 

тей и социальных приоритетов, а также экономическим и политическим трудностям.

 

Общесистемный социально-экономический  кризис конца 1980 — начала 1990-х гг. существенно затормозил позитивные процессы, начавшиеся в системе образования: адаптацию к принципиально новым  условиям политической жизни, свободному развитию демократического гражданского общества; обеспечение многообразия образовательных учреждений и вариативность  образовательных программ; развитие многонациональной российской школы  и негосударственного сектора образования.

 

Анализируя состояние  современного образования в России, М. Руткевич7 констатирует, что система  образования, в которую вовлечено  большинство населения страны, находится  в состоянии глубокого кризиса. Он проявляется во всех функциях и  в каждом звене этой системы. В  общеобразовательной школе учатся 20 миллионов человек, работает три  миллиона учителей.

 

Многими исследователями  продолжающийся кризис системы российского  образования рассматривается и  как условие роста, и как условие  краха. Кризис школы — это одновременно кризис экономический, социальный, политический, управленческий, духовно-нравственный. Кроме того, кризисы различают  по своему характеру: кризис роста (реформы  и модернизация образования) и кризисы разрушения — в случае свертывания реформ образования «.нашу страну может ожидать только дальнейшая деградация. Притом во всех направлениях — в области экономики и культуры, в нравственном климате, а особенно в области образования», — пишет Н. Н. Моисеев8.

 

Значительная инерционность  системы образования и поразительная  самоотверженность учительского корпуса  позволили сохранить потенциал  восстановления и последующего развития. Наиболее глубоко проявился кризис школы как кризис

 

социальный. Основная его  причина — переход страны к  грабительскому типу рыночных отношений, который выражается в коммерциализации системы общего образования; этот процесс  в России 1990-х гг. находится в  противоречии с мировой тенденцией развития бесплатного образования  молодежи.

 

Коммерциализация образования, в частности средней общеобразовательной  школы, стремительно стихийно прогрессирует  на протяжении последнего десятилетия, причем возрастающая часть затрат на образование всех уровней покрывается  из бюджетов семей. В настоящее время  только 25—30% семей потенциально могут  принимать участие в финансировании образования своих детей (М. Н. Руткевич, 2000)9.

 

В Российской Федерации происходит снижение уровня образованности молодого поколения. Так, например, среди армейской  молодежи доля юношей с начальным  образованием составляет до 25%. Происходит снижение качества школьного образования. Россия, занимавшая в 1960-е гг. одну из первых строк в мировой табели о рангах по качеству образования, скатилась до 13 места в последней, третьей группе развивающихся стран к началу XXI в. (по данным ЮНЕСКО). Возрастает социальная дифференциация в доступе молодежи к качественному образованию, особенно по регионам страны, которые различаются уровнем реальных доходов на душу населения, и еще более — насыщенностью учреждениями культуры, вузами и т. д. Растет численность детей и подростков, которые не получают минимума образования. В РФ нет статистики беспризорных, обычно называются цифры около 500 тысяч человек, сотни тысяч детей живут вне семьи, «социальные сироты» в детских домах и домах ребенка и т. д. «Каждый второй или третий из 36 млн. детей в нашей стране» находится в состоянии неблагополучия»10.

 

Социальное неравенство  в образовательной сфере неминуемо  приводит к социальной сегрегации через  поколения лю-

 

дей, не имеющих возможности  получить качественное среднее, а затем  высшее образование.

 

Многие авторы (Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, Э. Д. Днепров, С. В. Куль-невич, Н. Д. Никандров, Е. В. Ткаченко, Т. И. Шамова) рассматривают проблемы современного образования в условиях глобальных кризисов мирового общества, обращая  внимание на то, что выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Современное образование в этой связи оказывается самым активным участником процесса выхода из планетарных  кризисов. Стратегия образования, по их мнению, заключается в том, чтобы  дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личностных планов. Глобальные проблемы человечества могут быть решены высоконравственным профессионалом. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на основания, выдвинутые ЮНЕСКО: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить в ладу с собою.

 

Главной задачей образовательной  политики сегодня является модернизация образования. Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования, обеспечение ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим  потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Одним  из приоритетных направлений модернизации образования является обеспечение  государственных гарантий доступности  и равных возможностей получения  полноценного образования для всех членов общества. В числе организационно-педагогических мер расширения доступности общего образования необходимо в первую очередь восстановить на современной  технической основе учет детей школьного  возраста и создать государственно-общественную систему обеспече-

 

ния обязательного общего образования; детально анализировать  и оценивать все случаи отсева обучающихся для выяснения истинных причин оставления детьми школы. Предполагается также изменение образовательной  политики в отношении детей, имеющих  проблемы со здоровьем, детей с проблемами асоциального характера. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и  молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального  бедствия.

 

Будущее российской системы  образования во многом зависит и  от модернизации системы управления образованием. Эта проблема рассматривается  многими авторами (А. И. Жилиной, В. И. Зверевой, В. С. Лазаревым, Н. Д. Малаховым, П. И. Третьяковым, Т. И. Шамовой, С. Е. ТТТиттто-вым  и др.), которые отмечают необходимость  демократизации управления развитием  российского образования на всех его уровнях, обеспечения эффективной  регионализации образования и всемерной  поддержки инновационного развития системы образования.

Информация о работе Доктрина российского образования