Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат
Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.
Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы
Существующее разнообразие
цивилизаций, культур, этносов
и образовательных систем —
необходимое условие
Действует Закон
Существует целый спектр
различных доктрин образования,
III РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХ ВЕКЕ
Сложная социальная, экономическая,
а особенно политическая
Ключевым словом в
то время было понятие "
Не подвергалась сомнению
необходимость ускоренного
Вместе с тем развитие
экономики толкало вперед
Мощные и глубокие
поиски в сфере духовной
И все же, несмотря на острые социальные катаклизмы (Первая революция, русско-японская война), это десятилетие оказалось самым стабильным в первой половине XX века. Стабильной осталась и система образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
Собственно образовательной политики
у императора Николая II не было. Более
того, под образованием он понимал
воспитание, а под воспитанием - такой
процесс, в результате которого и
студенты и гимназисты жили и поступали
как добродетельные православные люди,
хранители трона. Поэтому главным
критерием результативности системы
образования для императора был
один: участвуют или не участвуют
массы студентов и гимназистов
в антиправительственных
Потому все министры
народного просвещения,
Однако с неизбежностью
падающего ножа гильотины даже
эти робкие попытки в условиях
острого социального кризиса
середины десятилетия
Между императором
и министрами образования не
налаживался конструктивный
А министры в ответ
предлагали перебросить два
ИДЕИ. Начало XX века - это
время усвоения российским образованием
глобальных педагогических идей. Речь
идет в первую очередь о педоцентризме
- развороте образовательного процесса
в сторону ребенка - солнца, вокруг
которого должны были в соответствии
с его интересами и потребностями
вращаться учителя, предметы, учебный
план. Одновременно происходило и
проникновение комплекса
Другим мощным импульсом,
стимулировавшим развитие
Заметим, что все
эти да и другие инновационные
образовательные идеи пали в
России на благоприятную,
СУДЬБЫ. В первое десятилетие XX века на авансцене еще действовала "старая гвардия" отечественных педагогов и просветителей. Это были те, чей основной мировоззренческий капитал сформировался еще в 89-90-е годы и в дальнейшем уже мало менялся.
Главную роль играли
такие корифеи, как Толстой,
Каптерев, Вахтеров, Стоюнин. Они
выражали гуманистические и
Другим направлением, и тоже авторитетным в своей "епархии", были выразители идей православной педагогики: Победоносцев, Анастасиев, Демков.
Однако все активнее
заявляли о себе и те, кто
действовал вне официальной
Но, несмотря на наличие
в педагогической атмосфере
ШКОЛЫ. В это время заявили
о себе, пожалуй, все основные типы
образовательных учреждений. Наряду
с традиционными - гимназиями, лицеями,
прогимназиями, начальными училищами,
земскими и церковно-приходскими
школами, начинают возникать школы
нового типа. В первую очередь это
частные гимназии, строящиеся, как
правило, по типу английских привилегированных
школ, где детей учили не только
двум-трем языкам и комплексу естественно-
Другой характерной
особенностью является
В целом система
образования России первого
НАСЛЕДИЕ. Начало века скорее поставило вопросы, которые в дальнейшем будут определять развитие российского образования, чем ответило на них. У современников тоже было глубокое чувство неудовлетворенности от происходящего в средней школе. Вообще в ее оценке есть какое-то глубинное противоречие. Были исписаны сотни страниц публицистических и мемуарных статей и книг, где образовательные учреждения этого времени показывались исключительно как "школьные тюрьмы", где царил дух подавления детской личности, широко применялось насилие, процветали бездушный формализм и репродуктивность. Установка делалась на зубрежку. Совершенно не учитывались индивидуальные особенности и возможности, потребности гимназистов. К ним ко всем подходили с одинаковым и достаточно жестким шаблоном. У нас нет оснований не верить всем этим статьям и воспоминаниям.
Но несомненно и
другое: тот мощнейший культурный,
образовательный потенциал,
УРОКИ. Воистину: что имеем - не ценим, потерявши - плачем. Сейчас гимназическое, да и в целом общее среднее образование в России начала XX века представляется как достаточно стабильная и счастливая страница истории отечественного просвещения.
Но как раз эта-то стабильность и воспринималась современниками как чуть ли не самое главное зло.
Традиция не ощущалась
как благо, в ней искали лишь
отрицательные самодержавно-
Основной акцент
Так, внешне выступая
против втягивания школьников
в политику, преподаватели из
лучших чувств готовили
В ходе второго десятилетия
ХХ века произошла радикальная
трансформация российского
Первая мировая война
остро поставила вопрос о
Февральская революция
разбудила дремавшие до поры
силы общественно-
Октябрьская революция
дезорганизовала систему