Доктрина российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат

Краткое описание

Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история образования и педагогической мысли.docx

— 110.71 Кб (Скачать файл)

 

 Однако, несмотря на  все жестокие потрясения, школа  выжила и даже обновлялась,  пусть и не всегда в лучшую  сторону. 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Можно говорить о четырех образовательных  политиках, действовавших на протяжении этого десятилетия. Первая, охватывавшая 1910-1914 гг., - это политика стабилизации системы образования и воспроизводства  в ней всех существовавших ранее  положительных и отрицательных  черт. По сути это было золотое время, пик развития того образования, которое  начало складываться с 1860-х годов.

 

1915-1916 гг. - время проектов  реформ, предпринимавшихся лучшим  за всю историю России министром  просвещения графом Павлом Николаевичем  Игнатьевым и его блистательной  командой. Они продемонстрировали  образец построения образовательной  политики с четкой постановкой  стратегических и тактических  целей, выделения приоритетов.  Неудивительно, что потенциала  сформулированных в ходе подготовки  реформ конструктивных идей, подготовленных  программно-методических материалов  хватило на то, чтобы наполнить  образовательную политику Временного  правительства, большевиков и  русской школы эмиграции. 

 

 Образовательная политика  Министерства народного просвещения  Временного правительства, конечно  же, не отличалась целостностью  и систематичностью. Три министра  побывали у руля за сакраментальные  9 месяцев. Но вместо рождения  законодательного акта об образовании,  который был подготовлен Комитетом  по народному образованию, последовал  октябрьский переворот. 

 

 У Наркомпроса изначально  образовательной политики не  было. Все сводилось к нескольким  высказываниям Маркса, отдельным  декларациям Ленина да работам  представителей германской социал-демократии. Поэтому в основу образовательной  политики были поначалу положены  три основных источника: соответствующие  декреты и проекты эпохи Великой  французской революции, документы,  подготовленные Комитетом по  образованию Временного правительства  и книга Блонского "Трудовая  школа".

 

 Главной доминантой 1918-1919 гг. стал курс на разрушение  старой школы, которая воспринималась  исключительно негативно - как  школа зубрежки, насилия, подавления  детской личности. К сожалению,  этот курс привел во многом  к разрушению школы вообще.

 

ИДЕИ. Социально-политический кризис, приведший к глобальным сдвигам  и трансформациям в 1910-е годы, парадоксально  сказался на развитии мировоззренческих  основ отечественного образования.

 

 Очень обидные, больно  ранившие душу поражения во  время Первой мировой войны  разбудили чувство национального  самосознания, выразившееся в стремлении  опереться на традиции русской  педагогики, создать русскую национальную школу. Так оказались востребованными те базисные ментальные идеи, которые определяли социокод народной педагогики. Наступил своеобразный неоправославный педагогический ренессанс. Среди же педагогических имен прошлого оказалось поднятым на щит наследие К.Д. Ушинского.

 

 Отторжение чрезвычайно  до этого популярных идей и  моделей германской школы развернуло  российское образование к тем  подходам, которые выдвигались в  американской, английской и французской  педагогике. Это были действительно  для того времени передовые,  прогрессивные и гуманные идеи, во многом способствовавшие модернизации  российского образования. 

 

 После Октябрьской  революции заимствование всех  передовых идей и подходов  приняло совершенно неуправляемый  и безграничный характер. Это  в полной мере воплотилось  в документе гуманистическом,  вдохновляющем, замечательном, но  в равной степени и утопичном,  и эклектичном - "Основных принципах  Единой трудовой школы РСФСР" (1918).

 

 Что же касается  изменений в направлении стратегии  развития образования, то, несомненно, социальный переворот обусловил  и переворот педагогический. На  смену доминировавшей прежде  парадигме "школы учебы"  стала приходить новая образовательная  парадигма - "школа труда".

 

СУДЬБЫ. 1910-е годы - это  время, когда старая гвардия педагогов  покидает авансцену и в итоге  удаляется - кто на периферию педагогической жизни, а кто и вовсе эту  жизнь покидает. На первые роли выходят  те, кто и в 20-е, а кому повезет - и в 30-е годы будут в основном определять развитие отечественной педагогической мысли - П. Блонский, М. Рубинштейн, А. Пинкевич, В. Зеньковский, С. Шацкий, В. Сорока-Росинский, С. Гессен.

 

 Особенно ярко заявили  о себе Блонский и Рубинштейн. Каждая их статья вызывала  споры, дискуссии. Они, с одной  стороны, призывали к построению  педагогики на научно-психологической,  философской, культурологической  основе. А с другой - выдвигали  идеи серьезных социально-педагогических  преобразований, призывали к смене  образовательных парадигм.

 

 Но педагогом десятилетия,  несомненно, был Блонский. Популярный  еще во время Первой мировой  войны он, решительно перейдя  в 1918-1919 гг. на сторону новой  власти, стал главным теоретиком  Наркомпроса. Его оригинальные, но  совершенно не вписанные в  контекст тогдашней российской  действительности идеи при попытке  их практической реализации привели  к тому, что пропагандируемые  им школы-коммуны потеряли свои  образовательные функции. 

 

ШКОЛЫ. Это десятилетие, как  на проявляемой фотографии, предъявило современникам чуть ли не весь потенциал  возможного многообразия типов и  видов школ. Среди них были как  перспективные, добротные образовательные  учреждения, так и всколыхнутые революционной  волной забавные и даже причудливые  образцы.

 

 Блистательных успехов  накануне революции добивались  коммерческие училища. Благодаря  тому, что они подчинялись не  Минпросу, а Министерству финансов, в них проводились смелые эксперименты. Решительно модернизировалось содержание образования, использовались удачные приемы стимулирования самостоятельной творческой деятельности учащихся. Широко применялись наглядные пособия, ставились опыты, проводились многочисленные экскурсии. В этих училищах собирались лучшие учителя, которым было тесно в казенных учебных заведениях. Кстати, среди них было много евреев, которых не жаловало гимназическое руководство.

 

 Другим интересным  феноменом стали появившиеся  в 1918-1919 гг. первые опытные станции  и школы Наркомпроса. Лучшие  из них действительно поражали  воображение своими успехами. Что,  впрочем, было неудивительно,  т.к. они основывались на хорошей  материальной базе бывших гимназий  и лицеев. Здесь работали прекрасные  педагоги - люди широко образованные, высоко культурные, настоящие подвижники  образования, соль русской интеллигенции. 

 

 Оригинальным типом  учреждений, который лишь относительно  можно назвать образовательным,  стали появившиеся в начале  гражданской войны школы-коммуны.  В них была предпринята попытка  реализации народнических идей. Располагавшиеся в сельской местности,  в помещичьих усадьбах, эти школы  строили всю свою деятельность  на основе самоуправления, самообслуживания, постоянного и тяжелого труда  педагогов и воспитанников на  полях и огородах, в мастерских. Неудивительно, что на учебу  времени оставалось мало.

 

 Это десятилетие оставило  богатое наследство, причем не  только идей, но и законодательных  актов, программно-методических  материалов. Почти все они не были практически реализованы в то время. Революционная эпоха, конечно, оказалась богатой на различные футурологические проекты, в которых школа менялась до неузнаваемости, превращаясь в своеобразный город-государство, где все его жители - и взрослые и дети - вместе трудились, учились, строили свою жизнь.

 

 Не менее богатым  оказалось это десятилетие и  на уроки. Стало очевидно, чем  чревато вовлечение детей в  политическую борьбу. Не менее  серьезным уроком - легкомыслия - явилась вся первоначальная образовательная  политика Наркомпроса, когда в  угоду фантастическим проектам  переустройства школы на коммунистической  основе были принесены в жертву  идеалы российского просвещения.

 

 Таким образом, на  протяжении последних 100 лет государство  постоянно заботилось о повышении  среднего образовательного ценза  населения в России. В 20-х годах  в рамках «культурной революции»  была уничтожена полностью безграмотность  населения. В 1935 году в России  — СССР было введено всеобщее 7-летнее образование в городе  и в 1937 году — в деревне,  а с 1940 года 7-летнее образование  стало обязательным. В 1958 году  уровень неполного среднего образования  был поднят до 8 лет, а в 1984 году — до 9 лет. В 1966 году  вводится всеобщее среднее образование,  а к 1977 году всеобщее среднее  образование становится обязательным. В советском обществе начальное  и неполное среднее образование  было бесплатным, а в 1956 году  отменена плата за обучение  в старших классах школ, средних  специальных и высших учебных  заведениях [20].

 

 Доктрина российского  образования, как она сложилась,  исторически ориентировалась на  высокий уровень фундаментализации  и математизации образования, на гармоничное сочетание высоких уровней естественнонаучной и историко-гуманитарной подготовок. Фундаментальное образование в школе синтезировалось с широким профилем подготовки специалистов, особенно в областях инженерного и медицинского отраслей высшего образования, что определило выход системы советского образования в 1950-х годах на 1-ое -3-е места в мире.

 

 В настоящее время  исторический опыт советского  образования с его принципами  государственности, народности, массовости, высокого уровня математической  и естественнонаучной подготовки  положен американскими властями  в США в основание ориентиров  американской реформы образования  на ближайшую перспективу. Признано, что, если США не перейдут  на государственное управление  развитием образования и государственную  поддержку необходимого уровня  естественнонаучной и математической  подготовки в американской школе,  то США ждет потеря экономической  конкурентно способности в начале XXI века, что по оценкам властей  США с позиций национальной  безопасности является недопустимым.

 

 Крах либерального  идеала развития Западной цивилизации  и человечества в конце ХХ  века на форме первой фазы  Глобальной Экологической Катастрофы, возвестившей Финал Классической, Стихийной Истории и одновременно  Финал рыночно капиталистического  устроения бытия человечества, определил  и исторический крах либеральной,  англо-американской доктрины образования  [10-17, 21].

 

 Ориентация реформ  образования в России в 1992-1997 годах (и позднее) на принципы  англо-американской доктрины образования,  обусловленная целями экономических реформ на капиталистическую реформацию в России и «свободно рыночных» механизмов регуляции экономического развития, обернулась крахом образовательных реформ с одновременным крахом экономических реформ [9, 15, 20].

 

 Россия переживает  системный кризис образования  и экономики.

 

 Необходим возврат  к основным принципам Национальной  доктрины российского образования,  как они сложились исторически,  с учетом императива выживаемости  человечества в XXI веке и модели  устойчивого развития в форме  управляемой социоприродной эволюции  на базе общественного интеллекта  и образовательного общества.

 

3.1 Национальная доктрина  развития образования и национальная  идея России

 

 

 Образованная, просвещенная  Россия – ядро национальной  идеи России, русской идеи [1]. Национальную  идею невозможно изобрести, создать  с помощью какой-либо группы  ученых или «идеологов» по  заказу, она складывается исторически,  она есть итог российской истории.  Высокие образованность и профессионализм,  военное могущество, социальная  справедливость, общинность, соборность, коллективизм, социализм, культ женщины,  любви и материнства, примат  духовного над материальным, уважение  к труду и к человеку труда,  трудовое воспитание, общее дело  как «стержень» русской идеи, всечеловечность, всемирная отзывчивость, ноосфера как форма гармонии в эволюции человека и природы, добролюбие, спасительная функция красоты, здоровая окружающая среда — вот основные измерения национальной идеи, определяющие общественный идеал России.

 

 Россия — уникальная  евразийская цивилизация, цементирующим  звеном которой являются русский  народ, русский язык и культура, русские философия и космизм  [1, 16, 17, 20]. Это не означает, что  умаляется вклад в уникальную  историю и культуру России  многочисленных других народов  России, это означает только признание  исключительной роли русского  народа, его культуры с его  духовностью, с открытостью его  Духа к взаимодействию с другими  народами, с его философией любви,  без которых российская цивилизация  в этой своей исторической  неповторимости не состоялась  бы.

 

 Разрешение проблемы  формирования исторического достоинства  русского народа и русской  культуры должно стать одним  из ведущих направлений Национальной  доктрины российского образования.  Необходимо поставить барьер  скрытой русофобии в системе  российского образования, особенно  активно проводимой через историческое  образование в школе.

Информация о работе Доктрина российского образования