Доктрина российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат

Краткое описание

Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история образования и педагогической мысли.docx

— 110.71 Кб (Скачать файл)

 

 Сопоставление образовательных  программ осуществляется при  помощи кредитной системы, которая  уже давно применяется в западноевропейских  и американских университетах.  Кредитная система делает прозрачными,  а главное, – сопоставимыми  учебные программы, что позволяет  повышать академическую мобильность  студентов. Кредиты – важная  составляющая общеевропейской системы  образования в рамках Болонского  процесса. В соответствии с этим  принципом для каждой учебной  дисциплины в зависимости от  объема работы, ее значимости  с точки зрения освоения будущей  профессии эксперты определяют  кредитный балл, оценку. В случае  успешного освоения каждой дисциплины  студент "набирает" кредиты,  общая сумма которых позволяет  ему получить степень бакалавра  или магистра.

 

 Сопоставимость учебных  планов позволяет студентам выбирать  программы в разных вузах, соответствующие  получаемой ими квалификации, которые,  при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный  материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого  курса, по отношению к общему  объему работы, необходимой для  программы полного академического  года в университете, включая  семинары, лекции, практические занятия,  самостоятельную работу, экзамены  и тесты. В европейской системе  перезачета кредитов 60 кредитов  по объему нагрузки представляют  один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе  университеты готовят ежегодно  обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

 

 Каковы перспективы  введения системы кредитов в  России? Как известно, у нас все  госстандарты написаны с учетом  учебных часов. Многие считают,  что наша трудоемкость ничем  не хуже системы евроамериканских  кредитов.

 

 Однако в приложении  к диплому необходимо не только  указывать трудоемкость теоретической  подготовки, но и добавить туда  трудоемкость экзамена (36 часов на  один семестровый экзамен). Конечно,  можно параллельно указывать  и "кредиты", руководствуясь  соответствующим письмом Минобразования  России.

 

 Но если мы будем  вводить эту систему "кредитов" в полном объеме (то есть как  механизм формирования студентом  своей образовательной траектории), то это потребует коренной  ломки, по крайней мере, в двух  плоскостях. Во-ервых, придется менять  структуру всех наших стандартов; во-вторых, – всю нормативную  базу, причем закон не об образовании,  а о труде. Потому что, если  выбирать предметы для изучения  станут сами студенты, придется  каждый год формировать содержание  образования в зависимости от  того, что они выбрали. И основным  преподавателем у нас, по существу, станет "контрактник", а вузу  уже не понадобится столько  штатных преподавателей, как сегодня.  Преподавателей будут набирать  под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов.

 

 Несмотря на проблемы, возникающие в процессе адаптации  к кредитной системе, очевидно, что учреждение системы кредитов  расширяет совместимость российского  образовательного пространства  с общеевропейским и повышает  привлекательность и конкурентоспособность  российского образования.

 

 Достижению большей  совместимости и сравнимости  систем высшего образования способствует  и принятие системы понятных  и сопоставимых степеней. В настоящее  время существуют значительные  расхождения в системах научных  степеней. В Европе их три, в  России четыре: бакалавр, магистр,  кандидат и доктор. Некоторые  ректоры российских вузов высказывают  опасения, что от нас потребуется  упразднение докторской степени.  Этот вопрос обсуждался на  конференции в Берлине, в ходе  которой принято решение о  создании рабочей группы для  анализа содержания научных степеней  во всех странах Европы. Осенью 2005 г. эта группа должна представить  свой отчет и предложения по  приведению всех существующих  степеней к единой системе.  Продвигаясь в этом направлении,  Россия подписала соглашение  с Францией о приравнивании  дипломов российского кандидата  и французского доктора наук. Однако между российским кандидатом  и европейской степенью Ph.D есть содержательное расхождение, мы должны быть готовы при необходимости скорректировать программы аспирантуры.

 

 Одним из ключевых  вопросов, обсуждаемых в рамках  Болонского процесса, является вопрос  о сопоставимости дипломов, при  этом особое внимание уделяется Приложению к диплому. Приложение к диплому, подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома; полученной квалификации; уровне квалификации; содержании программ и результатах; информации о функциональном назначении квалификации; дополнительной информации; информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение дает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом.

 

 В настоящее время  при отсутствии существенной  разницы в содержании программ  обучения получить признание  российского диплома для работы  за рубежом очень сложно. В  России признание диплома осуществляется  через систему государственной  аккредитации, в то время как  в Европе этим занимаются профессиональные  ассоциации. И реальность такова, что, несмотря на конвенции,  эти ассоциации не хотят признавать  российские дипломы. Совместимости  российских дипломов с европейскими  мешает неоднородность российского  образования, и эта сложная  проблема требует немедленного  решения.

 

 Несмотря на неоднозначные  оценки европейского образовательного  пространства и неоднородность  отечественного высшего образования,  очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

 

 

4.6 Опыт других стран

 

 

 Во многих европейских  странах уже существует и довольно  успешно функционирует система  бакалавр-магистр. Так бинарную  систему институтов высшего образования  имеют Финляндия и Германия. Обе  страны ввели законодательство, устанавливающее новую структуру  степеней со степенью бакалавра  в качестве стандартного звена.  Однако в Германии введен только  один стандарт бакалавра, тогда  как в Финляндии эта степень  будет в университетах и политехнических  ВУЗах иметь разные профили.  В Германии бакалавриат рассчитан  на 3-4 года и 82.8% программ бакалавриата  ограничиваются 180 кредитами ECTS. В настоящее время по программам бакалавриата обучается 10% студентов и, как показывают исследования, степень бакалавра уже принята рынком труда. Основной мотивацией для проведения реформы послужили проблемы со старой системой степеней (слишком длинные сроки обучения, негибкость учебных программ, высокий уровень отсева и трудности с признанием дипломов).

 

 

 Франция, вводящая  трехступенчатую систему степеней, сходным образом руководствуется  в этом реформировании необходимостью  решения существующих проблем  в высшем образовании. Во Франции  степень бакалаврского уровня  носит название "licence". В Финляндии основной мотив реформ видят в интернационализации образования и подчеркивают важность вовлечения в реформирование самих высших учебных заведений, как это уже делается во Франции. Правительство Финляндии уже ввело специальные ассигнования для помощи системе образования в переходный период.

 

 Невысокий уровень  интереса к Болонским преобразованиям  наблюдается в Великобритании, Германии, Ирландии, Литве, Швеции, Эстонии.  В 63% университетов Юго-Восточной  Европы проявляется формальная  вовлеченность студентов в процесс  преобразований. Слабее, чем в других  странах, участвуют в Болонском  процессе студенты Греции, Португалии, Словении.

 

 Большинство (80%) стран,  подписавших Болонскую декларацию, заявили о том, что пока нет  правовых оснований для введения  двухуровневой структуры степеней, и они только приступают к  ее формированию. Вместе с тем, 56% европейских вузов переходят  на двухуровневую систему или  намереваются это сделать в  ближайшие годы. При этом 11% вузов  не видят в этом необходимости. По-разному представляются степени бакалавра и магистра в национальных системах. Почти повсеместно фиксируется слабое участие работодателей в создании новых учебных планов, программ и совместной подготовке студентов.

 

 Почти 50% вузов не  имеют финансовой поддержки для  проведения Болонских преобразований. Так, 75% ректоров европейских вузов  заявляют, что тормозом в достижении  целей и задач Болонского процесса  является отсутствие четких финансовых  стимулов. Академическая общественность  во многих странах опасается,  что взамен доказавших свою  жизнеспособность форм и методов  финансирования возникнут другие, но с сомнительными краткосрочными  перспективами.

 

 В странах Европы  наблюдается «преимущественно односторонняя»  мобильность студентов, в целом  она ориентирована на въезд  в Великобританию, Данию, Ирландию, Швецию. Большинство стран разработали  собственные мероприятия по предотвращению  «утечки мозгов». По имеющимся  оценкам, 40% выехавших из стран  Европы специалистов не возвращаются  на родину. При этом отмечается  возрастание роли человеческого  капитала, который в развитых  странах составляет 70-80% национального  богатства.

 

 В Европе около 70% вузов используют систему ECTS для учета и переноса кредитов, 75% — для их накопления. Однако 90% студентов сталкиваются с проблемой признания кредитов (зачетных единиц).

 

 По мере активизации  Болонских реформ усиливается  внимание к оценке и аккредитации  образовательных программ. Так, 80% вузов  подвергаются внешней оценке, в  первую очередь в таких направлениях, как бизнес, экономика, техника.  По-прежнему отдается предпочтение  не общеевропейским, а национальным  процедурам обеспечения качества  высшего образования. Вместе с  тем, акцент делается на взаимном  признании национальных моделей  аккредитации.

 

V. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ

 

 

 Несмотря на все  эти тенденции, высшее образование  в России официально, или, правильнее  сказать, институционально, продолжает  пока существовать как система  подготовки специалистов.

 

 Сегодня роль бакалавриата  в России исполняет пятилетнее  невостребованное профессиональное  образование. Ни для кого не  секрет, что многие студенты изначально  не собираются работать по  своей специальности и идут  учиться в непрофильные ВУЗы  только ради диплома, причём  неважно, какого. А всё это потому, что требования со стороны  изменившегося рынка труда носят  достаточно жесткий характер. ВУЗы  организуют прием и обучение  по весьма специализированному  перечню профессий, однако сами  студенты и выпускники очень  часто относятся к своему высшему  образованию как к общему, и  поэтому после окончания ВУЗа  они с легкостью идут работать  не по той специальности, которая  записана в их дипломе. Люди, таким образом, пытаются наполнить  старый социальный институт новым содержанием и стихийно используют его для получения общего образования.

 

 С позиции модели  человека экономического данное  поведение вполне оправдано, оно  рационально. Молодые люди хорошо  информированы о том, какие  требования сейчас рынок труда  предъявляет к выпускникам. Известно, благодаря проведённым опросам,  что более половины работодателей  отдали бы предпочтение человеку  с хорошими способностями к  обучению, нежели кандидату с  уже высокими навыками, но в  очень узкой специальности. Поэтому  и относятся к профильному  образованию, как к общему, которое  даёт больше шансов к трудоустройству.  Хорошо индивидами оцениваются  и издержки, связанные с получением  образования: многие идут учиться  на самые «дешёвые» факультеты, независимо от его специализации,  зная заранее, что работать  будут абсолютно в другой сфере.  Кроме того, для молодых людей  обучение в ВУЗе, опять же независимо  от специальности, широко используется  в качестве отсрочки от армии.

 

 Таким образом, реформа  нашего образования, подразумевающая  введение двухуровневой системы,  призвана, по сути, закрепить официально (институционально) то, что неофициально  уже сложилось ввиду рационального  проведения нашего молодого населения.  Но ни в коем случае не  с целью экономии средств, так  как при этом государство рискует  снизить стандарты преподавания. Можно также согласиться, что  двухступенчатая система имеет  то преимущество, что предоставляет  студентам после 3-4 лет обучения  возможность выбора собственного "маршрута" образования и в  то же время позволяет отбирать  для магистерских программ только  лучших студентов. Кроме того, промежутке между двумя этапами  бакалавры могут приобрести опыт  отношений с рынком труда. Однако  в России такому виду мобильности препятствуют отсутствие внутренней инфраструктуры и финансовые проблемы. О степени бакалавра у нас еще слишком мало знают и она не принята работодателями. Последние по-прежнему склонны поддерживать традиционные интегрированные программы образования и плохо информированы о происходящих процессах и реформах. Эти положение и стремится исправить наше правительство.

Информация о работе Доктрина российского образования