Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат
Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.
Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы
Так же, как и в других странах, на рубеже веков образование для России перестало быть внутренним делом только педагогического сообщества. Сегодня кредит доверия отечественной образовательной системе со стороны граждан оказался практически исчерпан. Резкое снижение качества образования — тот фактор, который в первую очередь беспокоит наше население, независимо от места его проживания — в столице или провинции.
В начале XXI в. происходит активный поворот в отношении граждан к образованию. Массовое предпочтение снова отдается высшему образованию, что знаменует новый уровень обязательной социализации, выходящий за рамки общеобразовательной школы. Продолженная социализация в виде массового или всеобщего 12— 13-летнего образования уже несколько десятилетий существует в других странах. И соответствующее стремление сделать так в России — это свидетельство сохранившегося потенциала страны.
Люди начали осознавать образование как свою собственную инвестицию. Образование все больше воспринимается как частное благо. Это не значит, что население отказывается от бесплатного образования, т. е. за счет государственного бюджета. Но оно активно дополняет бюджетные программы за свой счет (кружки, репетиторы, дополнительное профессиональное образование и др.).
Вместе с тем в России пока отсутствует системное видение перспективных требований к образованию на основе анализа потребностей экономики, отсутствует прогноз социальных стандартов образованности (желаемого образования). Образовательная политика вынуждена развиваться либо «от достигнутого», либо реагируя на возникающие кризисы.
Наиболее острая и болезненная
проблема — подрыв академического
уровня образования, сложившегося в
СССР. Это извращает саму суть образования,
выдвигая на первый план или утилитарные
сиюминутные потребительские
Одной из сложнейших проблем
российского образования в
Поэтому педагогический труд в большей степени зависит от текущего материального вознаграждения. В конце XX и начале XXI вв. гарантированное материальное вознаграждение не достигало социально необходимого уровня, поэтому в системе образования начались разрушительные процессы.
Прежде всего началось перерождение творческой деятельности в репродуктивную, повторяющуюся. Учитель, превращаясь в почасовика, отрабатывающего толь-
ко ту часть нагрузки,
которая формально
Если гарантированная
заработная плата в образовании
заведомо неконкурентоспособна, наиболее
квалифицированные и
Почти все преподаватели были поставлены в такие материальные и моральные условия, что им оказалось излишним инвестировать в себя — повышать квалификацию, вести исследования. Такие инвестиции не дают краткосрочной отдачи, не увеличивают доход. Избирается альтернативная линия поведения — набрать больше текущей (фиксируемой и оплачиваемой) нагрузки. Превращение преподавателя в почасовика разрывает его связь с учащимися. В результате резко падает эффект преподавательского труда.
Как считает Я. И. Кузьминов,
«формализация, вырождение преподавательского
труда ведет к формализации процесса
обучения со стороны учащихся —
школьников и студентов. Образование
из развития личности превращается в
приобретение общественно установленного
набора формальных знаков. Потребители
при этом могут оценить — и
соответственно востребовать — только
те курсы, которые имеют своим
непосредственным результатом приобретение
некоторых прикладных умений. Например,
владение разговорным иностранным
языком, умение плавать или проходить
формальные тесты на следующую ступень
образования. Компетенции, связанные
с приобретением
Опираясь на результаты исследований, он отмечает, что система образования не вознаграждает по заслугам тех сво-
их участников, которые
избрали долгосрочные стратегии. Если
старшие по возрасту преподаватели
все еще придерживаются стратегий,
сформированных в 1970—1980-е гг., то их
более молодые коллеги
Система образования в России в условиях социальных реформ конца XX в. выжила, но пока сложившиеся новые условия не позволяют ей развиваться в полную меру, происходит падение качества образования, растет его формализация и отчуждение результата от потребителя образования.
Усиливает эти проблемы и
становление информационного
Массовое образование должно формировать компетенции обновления компетенций, что включает поиск и отбор информации, умение анализировать, выдвигать и оценивать гипотезы. Требование современной жизни — воспитать человека, умеющего принимать решения, ведущего собственные проекты. Не соответствующие этим требованиям просто не смогут добиться успеха и будут выталкиваться в нижние социальные страты.
Рост и развитие сферы услуг в экономике (до 70%) также предъявляет образова-
нию новые требования: коммуникационные навыки должны включать не только владение языками и технологиями обмена информацией, но и умение эффективно общаться с незнакомыми людьми.
Невозможность адекватно
ответить на вызовы времени привела
к кризису массового
Однако ответ на новые вызовы необходимо дать в первую очередь в рамках сложившейся системы образования, так как альтернативы ей фактически нет. Уход ресурсов из официальных учебных заведений, выхолащивание образования для 80% учащихся, не охваченных предлагаемыми видами образовательной деятельности, и наряду с этим высокие риски низкого качества обучения для участников новых форм — вот, собственно, цена этой альтернативы.
Россия сегодня быстро
теряет качество образования и место
в неявном соревновании мировых
образовательных систем. Результаты
последних международных
Образованность населения и масштабы системы образования в России сохраняются на уровне, обеспечивающем нашу конкурентоспособность с развитыми странами. По сути дела, именно триада «образование — наука — культура» является долгосрочной опорой нашей страны в мировом сообществе.
Начиная с последних десятилетий
прошлого века в структуре продукта
развитых стран ведущее место
занимает так называемая новая экономика,
или экономика, основанная на знаниях.
Доля валового внутреннего продукта,
созданная исключительно
Перманентное обновление
производственных и экономических
технологий делает образование необходимым
элементом возрастающего
Такая ситуация позволяет
России совершить рывок в
Интеллектуальный потенциал
у российского образования в
конце XX в., по признанию Всемирного
Банка, был очень высок, хотя необходимость
реформы образования ощущалась,
по крайней мере, уже с середины
1970-х гг. У многих еще в памяти
многочисленные постановления ЦК КПСС
и правительства по «совершенствованию
системы образования и
вали и широкие массы
населения, что нашло свое отражение
в бытовавшем тогда мнении об избыточном
количестве в СССР людей с высшим
образованием и необходимости уменьшения
числа студентов (уменьшении соотношения
«студенты вузов — население»,
за период с 1970 по 1988 г. оно должно было
составить 6%). Аналогичные явления
наблюдались и в странах
Во исполнение закона 1992
г. была принята Федеральная программа
развития образования в России (1993),
призванная обеспечить его практическую
реализацию, в которой полностью
отказались от советской концепции
системы образования —
В соответствии с этим докладом Всемирного Банка в России отказались от вертикальной схемы утверждения учебных планов и перешли к горизонтальной схеме: «Федеральные органы должны отвечать за уровень практических знаний и навыков выпускников в целом, и они должны опосредованно обеспечить этот уровень: за счет
финансовых стимулов, установления
принципов вступительных
Для обеспечения выполнения
указанных задач в докладе
Всемирного Банка предлагается следующая
структурная перестройка