Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение основных направлений работы учителя-предметника по формированию у школьников умений и навыков домашней учебной работы.
Для достижения цели нами решены в ходе написания курсовой работы следующие задачи:
1.Изучение литературы по теме исследования.
2.Анализ существенных понятий домашний учебный труд школьников
3.Определение путей, методов и приемов работы учителей по формированию домашней учебной работы
4.Разработка практических рекомендаций для студентов-практикантов и учителей общеобразовательных школ по организации работы с учащимися над домашними заданиями с учащимися

Вложенные файлы: 1 файл

курсачччччччч светы.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

Как видим, разъяснительная  работа должна быть не только разнообразной  по своему содержанию, но и отличаться широкой масштабностью в течение  продолжительного времени. Она обогащает  учащихся званиями, воздействует на их сознание и чувства.

Нельзя, однако, переоценивать  ее значение в формировании навыков  домашнего учения, а также ее влияния  на волевую сферу учащихся. Тут  нужна иная методика. Выработка навыков  и укрепление воли ребят требуют  применения упражнений и продолжительного контроля за их работой. В психолого-педагогических исследованиях показано, что процесс  усвоения умений и навыков имеет  свою определенную структуру: с одной  стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образу, а с другой - нужен постоянный самоконтроль учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами. Чтобы сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного  труда, нужно добиваться такой организации  работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно  было показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и  добиваться успехов в учении с  этой целью с учащимися поводились практические занятия по выполнению домашних заданий по различным предметам.

В данном случае можно описать  следующий опыт. Их осуществление  происходит под руководством учителей. Вначале школьникам напоминают правила  умственного труда, а затем им предлагается выполнить домашнее задание  с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после выполнения задания необходимо провести беглую проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся указывается, чтобы они не забыли использовать приемы рассредоточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала.

Подобные практические занятия проводились главным  образом по математике, русскому и  белорусскому языкам, изучение которых  обычно вызывает определенные затруднения  у ребят. Школьники оставались на них по желанию. Но на второй день все  видели, что «добровольцы» уверенно отвечают на уроке и получают хорошие  оценки. Поэтому очередные практические занятия, как правило, проходили  при полном составе класса.

В решении поставленной задачи большую роль играет правильно  налаженный педагогический контроль. В школах и сейчас немало делается по осуществлению контроля за учебной  работой учащихся. Но подходят к  нему не совсем верно. Контроль осуществляется главным образом за тем, как учащиеся усвоили заданный материал. Что же касается самого процесса усвоения и  закрепления знаний в системе  домашней работы, то он фактически в  большинстве школ остается вне контроля.

Получается, что контролю подвергается не сама учебная работа (а именно это должно быть главной  целью контроля), а лишь ее результаты. Вот почему такой контроль не всегда побуждает учащихся к лучшей подготовке домашних заданий, а нередко вызывает у них отрицательные эмоциональные  переживания. В самом деле, зачастую школьники не умеют учиться или  у них не хватает волевых усилий для прочного овладения знаниями. Они нуждаются в серьезной  и действенной помощи со стороны  учителя, в его тактичном контроле. А поскольку такой помощи не бывает, то при проверке знаний отдельные  учащиеся, естественно, получают «двойки».

Между тем один опытный  педагог писал: «Хороший учитель  тот, у кого трудно получить двойку и легко пятерку». Но в таком  случае центр педагогических усилий школы должен быть перенесен на повышение  качества уроков, на совершенствование  домашней работы учащихся и контроль за ее ходом. По этому пути и должны быть направлены усилия учителей. Возникает  четкая необходимость обратить серьезное  внимание на контроль за самим процессом  домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Учителя и  классные руководители необходимо посещать ребят на дому и проверять, как  они соблюдают режим труда  и отдыха, как готовят домашние задания. К этой работе могут быть подключены активисты, а также родители. На практике оказывается, что в ряде случаев учителя обнаруживали серьезные  недочеты: у многих ребят отсутствует постоянное рабочее места, многие не применяют приемы самоконтроля за усвоением учебного материала и т.д.

Таким образом, усиление внимания и контроля за самим процессом  усвоения знаний дает возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим  ученикам, формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать  на них действенное влияние. Но всякая работа нуждается в периодическом  подведении итогов [12].

Таким образом, подводя  итог, необходимо отметить, что коллективы классов при проведении данной деятельности, как правило, отчитываются о выполнении поставленной задачи перед директором школы, на родительских собраниях, на специально организованных встречах с представителями  промышленных предприятий и т.д.

Это содействует формированию общественного мнения и дает возможность  и учащимся, и учителям анализировать  и выявлять имеющиеся недостатки, видеть результаты проделанного. В  итоге такой целенаправленной и  продолжительной работы возникает  реальная возможность закрепить  у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного  повышения успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль умений и навыков школьников по выполнению домашней учебной работы в их личностном развитии

3.1. Домашнее задание и всестороннее развитие личности

Домашнее задание  должно служить развитию личности учащихся. Чтобы обосновать необходимость  домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь  между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными  качествами, которые должны развиваться  в этой деятельности.

Человек развивается  в деятельности и с помощью  деятельности. отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к  деятельности, стимулирует их личностное развитие. Это звучит банально, так  как домашнее задание не выполняется  само по себе, но бывают случаи, когда  по тем или иным причинам отдельные  ученики или целые классы не выполняют  домашнюю работу. И тут, естественно, нет смысла ждать запланированных  результатов. А списывание заданий  у одноклассников и уроки, приготовленные родителями? Необходимо подумать о  том, какой дефицит развития личности может наступить, если деятельность, которую предполагает домашнее задание, не осуществляется или осуществляется нежелательным образом.

В деятельности личность себя проявляет и развивает  в единстве всех своих сторон. Если я задала детям задачу, то при  её решении требуются и развиваются  не только математические навыки и  способности, но и одновременно математическая и внематематическая эрудиция, общие  интеллектуальные способности, навыки чтения и письма, определённое отношение  к этой задаче, к математической науке, к обучению в школе как  к общественному долгу. Здесь  действуют и вместе с тем испытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такие черты  характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности  и долга. Любое домашнее задание  – если школьник выполняет его  сам – оказывает комплексное  воздействие на развитие личности.

Чтобы обосновать необходимость какого-либо домашнего  задания, нужно:

Ø   определить свойства личности, развитию которых служит задание, и доказать, что развитие этих свойств входит в задачи урока;

Ø   доказать, что объективные требования, выдвигаемые заданием, стимулируют формирование именно необходимых качеств и соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика.

Ø   объяснить, почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно выполнение этого задания на уроке.

Наши учебные  планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет  вносит в этот процесс свой специфический  вклад. С одной стороны, знания и  умения являются неотъемлемой частью, основой, предпосылкой для развития личностных качеств. С другой – вместе с ростом знаний и развитием умений совершенствуются и личностные качества[8].

Итак: любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми  учащимися основных знаний и умений, влияет и на становление личности. Я уже говорила, что регулярные домашние задания способствуют развитию у учеников самодисциплины, чувства  долга и силы воли. Хорошо, когда  учитель имеет это в виду.

Необходимо также  знать имманентное комплексное  влияние отдельных дидактических  функций. Тренировка и повторение развивают  память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это  развивает выдержку, настойчивость  и силу воли. Процесс применения знаний может оказывать аналогичное  воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления и развивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль, оценка и самоконтроль формируют  чувство долга и ответственности, воспитывают скромность, самокритичность. Но не следует целиком полагаться на эти имманентные воздействия, руководствуясь девизом: «Моё дело –  дать знания и научить; всё остальное  придёт само».

Из потребностей общественного развития, вытекают и  требования к современному уроку, а  следовательно, и к домашнему  заданию. К этим требованиям относятся  следующие:

Ø   понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, так как нарастающий темп научного прогресса требует систематического повышения квалификации;

Ø   развитие у всех учащихся творческих способностей, прежде всего в научно-технической области, так как от успехов в технике и экономике зависит развитие всей нашей страны;

Ø   моральная установка, побуждающая быть лучше самим и сделать лучше окружающих.

Необходимо по мере взросления учащихся предоставлять  им больше возможностей испытать себя при самостоятельном овладении  новыми знаниями и умениями, а также  при их комплексном применении. Комплексное  применение требует от учителя связывать  задания не просто с темой одного раздела, с одним правилом, но находить задания, для выполнения которых  необходимы знания и умения из различных  разделов программы. В этом могут помочь задания из вариантов единого государственного экзамена. Актуальны также упражнения, требующие применения знаний и умений по разным предметам. Такие задания, безусловно, раскрывают неограниченные возможности для творческих поисков учителя старших классов. Главная проблема, чтобы учащиеся, заканчивая школу, сохраняли потребность в постоянном самообразовании. Домашние задания, по существу, – ключ к решению этой проблемы.

Творческие способности  развиваются в творческой деятельности учащихся. Другого пути нет. Творческая деятельность предполагает репродуктивные и рецептивные действия, но не ограничивается ими, а требует самостоятельных  поисков, проб, оригинального мышления в отношении знаний или событий, являющихся новыми, по крайней мере, для школьников. Самостоятельность  в постановке и решении проблемы – существенные признаки творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для  проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение  проблемы, поиск оптимальных путей, выводящих к конкретному результату. Большинство школьников говорят  о таких заданиях, что они доставляют им удовольствие. Однако применяются  на практике такие задания очень  редко[2].

Выполнение любого задания требует трудового напряжения. Умение правильно распределять свои силы, мобилизуя волю, настойчивость, чтобы добиваться результатов, оттачивая  постепенно, приучая трудиться ежедневно. Но, задавая задание на дом, учитель  должен учитывать, в какой степени  развито это умение ребят, повышать трудовую нагрузку незаметно, без чрезмерного  перенапряжения.

Я остановилась на отдельных проблемах воспитания личности, так как пути развития тех или иных личностных качеств  специфичны. Но это не означает, что  для развития каждого из них требуется  строго определённый вид домашнего  задания. Пути развития имеют общие  черты, и закономерность комплексного влияния деятельности играет свою роль. Выбирая домашнее задание, следует  исходить из:

Ø   социально-детерминированных целей всестороннего развития личности;

Ø   реального развития конкретного класса;

Ø   индивидуальных (сильных и слабых) сторон отдельных учащихся.

Следует тщательно  продумывать, на какие из целей обратить внимание, какие виды деятельности необходимо развивать, как подобрать  домашние задание, в какой форме  и кому его задать, как его мотивировать. Существуют проблемы развития, касающиеся всех учеников данного класса. В  таком случае оправдано фронтальное  домашнее задание. Другие проблемы развития касаются отдельных школьников. Когда  речь идёт о воспитывающей роли домашнего задания, то приходится говорить о целой системе педагогической стратегии. Чтобы домашнее задание воздействовало индивидуально, оно и должно быть индивидуальным, что требует от учителя хорошего знания своих воспитанников. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

В основу обучения должно быть положено развитие ученика, т.е. сообщение ему методов научного познания.

Основные этапы познавательной деятельности: мотивация, этап осмысления, закрепления, обобщения, контроль и  коррекция. Выделим этап осмысления. Это синтез, анализ, равнение, выделение  главного, обобщение. От того, как учитель  организовал этап осмысления, зависит  ход усвоения, путь к результату и то, каким будет результат. Этот этап часто не выполняет своей  дидактической функции, являясь  слабым звеном нашей работы.

Этап мотивации в лучшем случае имеет элемент практической потребности  в изучении содержания, но не сообщается, чем вызвана потребность в  овладении методом познания.

Недооценивается диалектическая взаимосвязь  проблемного обучения и приемов  умственной деятельности. Ученики часто  не могут решить проблему только потому, что их исходные данные формировались  не в соответствии со структурой мыслительной деятельности. Проблемное обучение выступает  как оптимально организованная система  при условии, если ученики научены  правильно мыслить.

Информация о работе Домашний учебный труд школьника как форма организации обучения