Игра как средство формирования языковых навыков у младших школьников на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 02:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - раскрытие механизма, стимулирующего влияния игровой деятельности, а также его роль в освоении английского языка и в формировании мотивации у младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. дать характеристику возрастным и психологическим особенностям младших школьников;
2. дать определение понятию «познавательный интерес», определить его структуру;
3. рассмотреть сущность игры как психологического явления;
4. классифицировать игры на уроках английского языка в начальной школе.

Содержание

Введение 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Возрастные и психологические особенности младших школьников 6
1.2. Понятие «познавательный интерес», его структура 12
2 ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1 Сущность игры как психологического явления 18
2.2 Основные цели использования игры на уроках английского языка 23
2.3 Классификация игр на уроках английского языка 27
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

91аия курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Конечной целью обучения иностранному языку всегда является реальная жизнь.  Изучение иностранного языка с психологической точки зрения - это сложный процесс формирования новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние.

В родном языке все компоненты речевого комплекса составляют единую программу нервных связей. Достижение же подобных результатов в иностранном языке возможно лишь при создании условий, которые обеспечат функционирование речедвигательных раздражителей в первые годы усвоения языка. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Проблема познавательного интереса является одной из сложных, требующих для своего решения комплексных усилий специалистов разных наук.

 Объект исследования - игра на уроках английского языка у учащихся младших классов.

Предмет исследования - процесс развития познавательного интереса под влиянием комплексов деятельности с игровым характером на уроках английского языка в младших классах.

Цель исследования - раскрытие механизма, стимулирующего влияния игровой деятельности, а также его роль в освоении английского языка и в формировании мотивации у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников методом использования игр на уроках английского языка даст наиболее продуктивный эффект при применении:

- наиболее адекватных игр с  учетом возрастных, психологических, половых и национальных (актуально  в многонациональных регионах) специфик  детей младшего школьного возраста;

- систематического использования игровых приемов и способов в образовательном процессе;

- дуалистического подхода: сочетания  и синтеза игры с обучением.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. дать характеристику возрастным и психологическим особенностям младших школьников;
  2. дать определение понятию «познавательный интерес», определить его структуру;
  3. рассмотреть сущность игры как психологического явления;
  4. классифицировать игры на уроках английского языка в начальной школе.

Методологической основой исследования являются изучение, анализ и дальнейшее обобщение достижений психологической и педагогической наук.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования выработан наиболее аргументированный и экспериментально апробированный вариант использования игры на уроках английского языка в начальных классах с учетом возрастных особенностей и специфик.

Практическая значимость исследования, несомненно, заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.

 

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Возрастные и психологические особенности младших школьников

 

Исследуя проблемы психолого-педагогической характеристики личности учащихся Н.В. Ковалева утверждает, что учитель никогда не занимается одним лишь изучением школьников - он обучает, воспитывает, а в ходе этой работы выясняет, каковы их психологические особенности. Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами [16, с. 4].

Физиологи отмечают, что младший школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития ребенка.

Младший школьный возраст имеет особое значение в целостном развитии личности. Исследования, проводимые в различные годы в психологии и педагогике, показали, что уже в 6-7 лет складываются хоть и простые, но уже обобщённые, специфические для данного человека, устойчивые (т.е. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы, которые по отношению к другим иерархическим уровням, конкретным свойствам, начинают играть определённую роль, становясь личностной основой психики в целом. Можно говорить, что в этом возрасте происходит становление личности. Более того, именно этот возраст наиболее восприимчив и благоприятен для направленного формирования оптимальных уровней механизмов психики, потому что этот возраст является действительно решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых, оснований психики [9, с. 17].

Если рассмотреть некоторые содержательные особенности развития личности в младшем школьном возрасте, то важно остановиться на ряде закономерностей.

Прежде всего, идёт интенсивный процесс перестройки мотивационной сферы, который в конечном итоге и детерминирует своеобразие внутренней позиции ребенка. Многочисленные исследования показывают, что к моменту поступления в школу возникает ряд новых мотивов, прежде всего связанных с новой ведущей деятельностью - учением, т.е. развивается познавательная мотивация, которая нередко может вступать в конфликт с мотивами игровой деятельности. Кроме того, идёт процесс дальнейшего структурирования мотивации, её иерархизации, соподчинения мотивов, что служит благоприятным условием для развития произвольных форм поведения.

Развитие мотиваций детей в этот период тесно связано с формированием их эмоциональной сферы. Как отмечает B.C. Мухина, переживания ребёнка приобретают смысл, благодаря чему у него возникает новое отношение к себе. В целом возникает обобщение переживаний, логика чувств, дающих новые возможности ориентировки в окружающей действительности.

Развитие личности в младшем школьном возрасте характеризуется и определёнными сдвигами в структуре самосознания. В целом к данному периоду дети достигают достаточно высокого уровня развития самосознания, конечно, по сравнению с ранним возрастом. В психологических исследованиях [2, с. 29] показывается, что самооценка зависит от того, через какую сферу и форму деятельности ребёнок выделяет себя. С одной стороны, к данному возрасту ребёнок накапливает довольно значительный объём конкретных знаний и операционно-технических способов, навыков, действий и т.д. С другой стороны, при всём относительном разнообразии условий воспитания детей эти условия характеризуются тем, что 7-8-летнему ребёнку в большинстве случаев предъявляются определённые нормы, требования более настоятельно, чем в предыдущие возрастные периоды. В то же время сами предъявляемые требования, нормы пока что довольно общи, жёстко не опредмечены (по сравнению с требованиями, предъявляемыми старшим школьникам).

В целом, как показывает анализ литературы, младший школьный возраст, знаменующий переход от детства к взрослости, можно рассматривать как сензитивный период для становления базовых оснований личности, в том числе поведенческих.

Ссылаясь на А.А. Люблинскую (1977) Костяк Т.В. утверждает, что к младшему школьному возрасту ребенок уже многого достиг в межличностном взаимодействии; он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких [8, с. 12]. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непримиримым. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к себе («Я хороший»), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах других людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Взрослые много говорят ребенку о его обязанностях. Он рано узнает, что должен быть послушным, воспитанным, хорошим ребенком. Это, безусловно, верное начало воспитания человека. Ребенок должен осознавать свои человеческие обязанности перед другими людьми и перед самим собой. Развитый младший школьник знает доступные по его разумению формы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила, когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое мы и называем хорошим воспитанием. Школьник уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях.

Однако знания норм поведения и привычки норм поведения не существуют сами по себе. В процессе воспитания у ребенка вырабатывается эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребенок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться непристойному поведению людей и желанию не быть «плохим» [8, с. 14].

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учебная. Данный вид деятельности предполагает сложные изменения в психическом развитии детей в данный возрастной период. В процессе обучения складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На начальном этапе младший школьный возраст характеризуется повышенной мотивацией, которая постепенно, со временем, снижается. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для предотвращения падения уровня мотивации педагогам необходимо стимулировать познавательную деятельность учащихся и давать новую лично значимую мотивацию.  Следует отметить, что ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые навыки и умения.

По Л.С. Выготскому, мышление ребенка в связи с переходом на школьное обучение сознательная становится фундаментом сознательной деятельности школьника. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [3, с. 79].

По О.Ю. Ермолаеву, в период младшего школьного возраста у детей существенно изменяется  развитие внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К окончанию младшего школьного возраста ребенок способен продолжительное время удерживать внимание и выполнять произвольно заданную программу действий [16, с. 114].

Итак, основными изменениями в младшем школьном возрасте являются:

- качественно новый уровень  развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план  действий;

- развитие нового познавательного  отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возраст­ном этапе. На протяжении периода младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных  потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

- раскрытия индивидуальных особенностей  и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению  к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного  развития;

- развития навыков общения со  сверстниками, установления прочных  дружеских контактов.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Таким образом, «младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [10, с. 32].

 

1.2. Понятие «познавательный  интерес», его структура

 

Интерес – комплексное и  имеющее большое значение в жизни индивида образование – не имеет единственно верного определения, его дифференцируют как: избирательную направленность внимания человека; проявление его умственной и эмоциональной активности; активатор разнообразных чувств; особый сплав эмоциональных, волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека; активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к миру; структура, состоящая из потребностей; специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Информация о работе Игра как средство формирования языковых навыков у младших школьников на уроках английского языка