Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:06, курсовая работа
Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников 10
Глава 2. Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников 16
2.1. Игровая деятельность: сущность, содержание, задачи и функции 16
2.2. Методика проведения игр с младшими школьниками 20
2.3. Организация внеклассной игровой деятельности младших школьников в начальной школе 25
Заключение 30
Список литературы 32
Содержание
Введение
Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня общество все настойчивее обращаться к проблеме нравственного воспитания. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Именно с нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества. Нравственное образование учащихся в современном образовательном учреждении заключается в освоении ими в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний, формировании нравственных качеств личности в целях личностной самореализации, приобщения к культуре семьи, социальной группы, народа, общества, социализации в современном обществе.
Нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы. Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с тем, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
Указанные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме нравственного воспитания обучающихся в начальных классах в игровой деятельности.
Цель - определить специфику нравственного воспитания в начальной школе средствами игровой деятельности.
Объект - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет - нравственное воспитание обучающихся в начальных классах в игре.
Задачи:
1. Определить понятие
2. Охарактеризовать формы и
3. Охарактеризовать игровую деятельность: определить сущность, содержание, задачи и функции.
4. Охарактеризовать методику
5. Определить особенности
6. Разработать внеклассное
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Понятие нравственного воспитания
Понятия «нравственность», «нравственный» применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин «нравственность», «нравственный» применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми, совершаемых ими поступков и действий. Термин « нравственность « берет свое начало от слова нравы. По латыни нравы звучат как морас - мораль. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Основой нравственности является мораль. Понятие «мораль» чаще всего характеризует требования, предъявляемые обществом к поведению человека, т.е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу [8:101].
Мораль (лат. моралис - нравственный, от мос. мн. ч. морес - обычаи, нравы, поведение), нравственность - одна из важнейших форм общественного сознания [15:981]. Каждое общество имеет свою мораль. Современная мораль на Западе имеет в своей основе два основных идейных направления - религиозное и экзистенционалистское (экзистенциализм -философия существования). Религиозное направление исходит из божественного происхождения морали: ее заповеди являются неизменными, неисторичными, пригодными для всех времен и народов. Растущий человек должен только усвоить их и применять во всех случаях жизни, всякое отступление греховно, карается богом [1:97-98].
Экзистенциализм так же отрицает прогресс в нравственности, хотя исходит из иных предпосылок. Эта философия дает как религиозное, так и атеистическое толкование сущности человека. Но оба направления сходятся на том, что сущность человека таинственна, непознаваема, неизменна и внесоциальна. Экзистенциализм проповедует искать причины неудач не в социальных условиях жизни, а в самом себе: только уход в себя есть подлинное существование (отсюда и его название: философия существования).
При всем современном неприятии марксистской философии надо признать, что она является одним из этапов развития философской мысли вообще. Она исторична и как всякое воззрение имеет несомненно положительные стороны. Одним из них является доказательство того, что мораль, как форма общественного сознания, не может быть вечной и неизменной. Мораль объективна, исторична: В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [9: 345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [9 :558]. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [13:414].
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [16:170]. Сам факт наличия у ребенка нравственного сознания, знания нравственных норм и правил еще не влечет за собой правильного морального поведения, нередко под влиянием противоречивых жизненных обстоятельств у людей, в том числе и у детей, происходит разрыв между нравственным сознанием и поведением. Поэтому нравственная воспитанность является как бы показателем единства сознания и поведения. Нравственное воспитание -процесс достижения ребенком высокой нравственной воспитанности посредством педагогической организации всей его жизни, формирования нравственного сознания в единстве с поступками.
Категория нравственности, очевидно, должна рассматриваться исключительно в контексте человеческой природы, так как нравственное присуще только человеку, оно есть продукт человеческого разума в рамках культуры.
Воспитание как социальная функция воспроизводства человеческого качества может быть понято лишь в контексте целостной культуры, а не отдельных ее компонентов. С этой точки зрения воспитание человеческого в человеке - это осуществление в нем целостной культуры, его «окультуривание» [11:10-17].
К числу базовых компонентов культуры принадлежат нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический, трудовой, технологический и физический [3:17]. Их совокупность, теснейшее взаимопроникновение позволяет видеть культуру целостно, объемно. Обладая относительной автономностью, каждый компонент культуры самостоятелен, и, одновременно, все они образуют единое целое. Область их пересечения - совершенствуемая в течение всей жизни человека модель реальности.
В содержании общего образования каждому компоненту культуры соответствует свой учебный предмет (или предметы). Каждый учебный предмет призван, с одной стороны, реализовать особую функциональную нагрузку соответствующего компонента культуры, а с другой - стать «проводником» к остальным компонентам культуры, тем самым способствуя интеграции личности учащегося в культуру целостную, а не в какой-то отдельный ее компонент.
Особая роль принадлежит нравственному компоненту культуры как отражающему феномен направленности человека, его отношения к себе, окружающему миру и являющемуся ключевым звеном механизма принятия решений, что делает его доминантой поведения человека. Нравственный компонент способствует личностному самоопределению человека по отношению к тому знанию, которое у него имеется.
Безусловно, в нравственном аспекте целью школьного обучения должен быть Человек с потенциалом к его возможному развитию, а не абстрактный идеал философской теории, господствующей на данном этапе развития общества. По нашему убеждению, свободное развитие человека в нравственном становлении как категория истинной ценности наиболее последовательно была изложена в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
Прежде всего, наиважнейшим моментом следует считать определение цели в нравственном становлении личности, данное Вентцелем: «Цель нравственного воспитания не внушение добра, как его понимаем мы, воспитатели, не внедрение в детей путем подражания и других психических процессов чисто автоматического характера нашего нравственного идеала, а пробуждение в ребенке самостоятельной свободной воли, самобытного нравственного творчества, для которого наш нравственный идеал является только материалом, свободно и творчески перерабатываемым в более высокие формы» [4:39].
Другими словами, нравственное становление есть выработка личных нравственных оснований, при этом личная нравственность может не соответствовать устоявшимся моральным нормам и правилам. Следует особо подчеркнуть, что свободное нравственное становление предполагает полный отказ воспитателя от того или иного нравственного идеала в качестве образца для подражания. Современная практика нравственного воспитания грешит против этого принципа. Несомненно, отвергая авторитарный подход в деле воспитания, педагоги, будто бы основываясь на гуманистическом принципе (в действительности же используя скрытые формы принуждения и насилия), ведут воспитанника к заранее определенному ими идеалу. Они, считая себя в отношении нравственного идеала обладателями абсолютной истины и не веря в возможность прогресса человечества в деле познания высших начал нравственности, стараются как можно раньше внушить ребенку свой идеал, чтобы тем спасти его от возможной нравственной гибели. Свободное нравственное становление - это не движение к какому-то идеалу, а вечное искание высшего и лучшего, ведь добродетельным каждый человек может быть только в своем смысле. Воспитатель же является для ребенка только сопровождающим на пути его саморазвития.
Кроме того, при рассмотрении вопрос о нравственном воспитании нуждается в уточнении места и роли учителя, ибо духовно-нравственное воспитание осуществляется не без его активного участия. А поэтому личный опыт, которым учитель обладает, будет либо помогать в духовно-нравственном становлении учащегося, либо придавать ему ложное направление, а иногда даже и «ломать» личность воспитанника.
Воспитание предусматривает, прежде всего, учет и осуществление духовного опыта, о чем в свое время писал И.А. Ильин: «Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками этого (духовного) опыта... ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно доверилось всецело (или почти всецело) чувственным ощущениям и вырастающей из них теории и практике. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изучении материальной природы и в технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений. Преодолеть этот кризис можно только одним способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими» [8:34-35].
Опыту в человеческом знании уделялось много внимания. В виду понимания всей сложности человека, теснейшего взаимовлияния его духа, души и тела требуется акцентировать внимание на тех видах опыта, в которых задействован весь человек, все его силы. Такому пониманию соответствуют личностный и духовный опыт.
Н. Н. Никитина приходит к пониманию важности учета современными педагогами духовного опыта, как учащегося, так и учащего: духовный опыт - «опыт понимания себя и других, опыт экзистенциональной рефлексии, смыслообразования и смысло-строительства, опыт переживания высоких духовных состояний, ведущих его к обретению своей целостности» [12:43].
Таким образом, воспитание, как бы оно ни понималось различными концепциями, сложившимися на сегодня, может быть успешным только в той мере, в какой оно учитывает духовный опыт человека и способствует его дальнейшему осуществлению. Учет сложившегося опыта и создание условий для дальнейшего осуществления духовного опыта человека позволяет ему преобразовать весь опыт своей жизнедеятельности и освоить социальные умения и навыки или обрести утраченные в развитии человечества, но ценные для него способы бытия, восстановить нарушенную связь поколений, осознать истоки культуры и традиций. И все это осуществляется под чутким руководством учителя.
В этом контексте профессионально-педагогическая деятельность становится миссией. Миссия может рассматриваться как характеристика деятельности учителя, служение человеку, заключающееся в создании условий для осуществления человека целостного. Миссия учителя представляет собой стремление к восполнению целостности на разных уровнях:
-прежде всего, возвращение себя к состоянию человека целостного. На личном примере учителя ученики могут понять, что состояние целостного человека возможно для всех, что следование духовно-нравственным ценностям возможно и в современных условиях внеморальной конкуренции. Обретение себя должно начаться до того, как учитель начнет осуществлять свою профессионально-педагогическую деятельность. Этот этап миссии по времени обширный. Он же является и подготовительным;
-важным является взаимосвязь человека и природы путем одухотворения природы. Так происходит возвращение полноты культуры через свой предмет;
-еще одной важной миссией является социальная, которая заключается в снижении противостояния в семье, школе, государстве.
1.2. Формы и методы нравственного воспитания младших школьников
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования нравственных ценностей благодаря таким специфическим особенностям и новообразованиям как разрыв единства «Я - реального» и «Я - идеального», дифференциация внутренней и внешней сторон личности ребенка, осознание своего социального «Я», порождающее ведущую потребность «быть взрослым». Важно понимание того, что ценностное отношение ребенка к явлениям действительности формируется тогда, когда личностный смысл ценности обнаруживает себя через актуализацию в контексте опыта ребенка, где ценность впервые получает определенное содержание. Общение и деятельность представляют собой способ приобщения ученика к ценностям другого и формирования в его сознании образа Мира. Младший школьный возраст характеризуется личностными новообразованиями и особым положением ребенка в системе общественных отношений, что объясняет действие ряда закономерностей и механизмов формирования нравственных ценностей в данном возрасте. Главное новообразование этого возраста - внутренняя позиция, осознание младшим школьником своего социального «Я» в сочетании с обобщением ребенком собственных переживаний позволяет осуществлять переход социальных ценностей в личностные. А одна из ведущих потребностей - быть хорошим учеником, наряду с ориентацией ученика на регламентированные, социально значимые действия, на оценку окружающих людей и переживание им своей значимости для других в качестве равноправного партнера являются основой для возвышения потребностей, то есть перехода от биологических побудителей к социальным, нравственным ценностям. Действенность механизмов социализации обосновывается также осознанной произвольностью регуляции психомоторной и интеллектуальной деятельности, новым уровнем рефлексии. Вместе с перечисленными актуальны такие механизмы, как произвольное подражание и идентификация, благодаря которым происходит поддержание общепринятых норм и правил поведения, а также выбор детьми ценностей. Механизм рефлексии определяет у младших школьников переход внешних отношений во внутренние, значимые для себя, то есть личностные ценности. В процессе формирования нравственных ценностей в этом возрасте действуют общие закономерности воспитания, а также специфические среди которых важную роль играет влияние таких факторов как семья и накопленный опыт социальных отношений ребенка. Логика данного процесса в научных источниках включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или реализация ценности в совместной деятельности) и предполагает формирование потребностно-мотивационного компонента в сочетании с интеллектуально-чувственным (оценочным) и поведенческо-волевым.
Информация о работе Игровая деятельность как метод нравственного воспитания младших школьников