Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7
1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9
1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19
1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31
1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35
Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40
2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42
2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59
2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» [56, 112].
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия [25, 67].
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность [25, 35].
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Таблица 2. Отличительные особенности игры мальчиков и девочек
Параметры оценки |
Мальчики |
Девочки |
Игровые интересы |
Связаны с социокультурным пространством жизни |
Связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых |
Игровые сюжеты |
Общественные и технические сюжеты |
Социально – бытовые сюжеты |
Предпочитаемые роли |
Соответствующие полу |
Соответствующие полу |
Предпочитаемые игрушки |
Используют разнообразные игрушки в неограниченном количестве |
Используют игрушки в ограниченном количестве |
Предпочитаемые партнеры по игре |
Дети своего пола |
Дети своего пола |
Специфика объединения в игре |
Основано на интересе к игровому содержанию |
Основано на интересе друг к другу |
Характер ролевых действий |
Разнообразные ролевые действия |
Стереотипные ролевые действия |
Длительность ролевого взаимодействия |
Не длительно |
Длительно |
Особенности сюжетосложения |
Отражают отдельные элементы сюжета |
Не умеют комбинировать сюжеты |
Игровое творчество |
Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа |
Роли ясно очерчены и выделены |
Уровень развития игры |
Более высокий, чем у девочек |
Более низкий, чем у мальчиков |
В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным.
В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям [44, 24].
Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям - это возраст до 6 лет. Методические пособия и рекомендации по организации поло-ролевого воспитания дошкольников в игре могут способствовать гармонизации и коррекции моделей полового поведения.
Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
Общие вопросы гендерного воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.
Целью гендерного воспитания является:
Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе:
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
В программе с учетом ФГОС работа по гендерному воспитанию ведется по образовательной области социально–коммуникативное развитие [55,11].
Социально–коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Его содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Подробнее рассмотрим наиболее типичные программы для детского сада с учетом гендерного подхода (табл. 3-5).
Таблица 3. Анализ программы дошкольного образования "Радуга" под редакцией Т.Н.Дроновой [36]
+ |
- |
Строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей |
Не обозначены вопросы формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, отсутствует четкая структура содержания. |
Разработана в соответствии с деятельным и личностным подходами к проблеме развития детей |
В программе отсутствуют показатели и критерии социально-личностного развития детей. |
Особое внимание уделяется поддержанию мотивации познания, общения, созидания, игры |
Таблица 4. Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство" (автор - Т.И.Бабаева) [37]
+ |
- |
Содержание программы «Детство» позволяет в полной мере решать задачи гендерного воспитания, обозначенные ФГОС. |
Недостаточное оснащение учебно-методической, дидактической литературой. |
Задачи обозначены в соответствии с возрастными особенностям детей дошкольного возраста и дифференцированы по направлениям: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе», «Ребенок входит в мир социальных отношений» и «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». |
|
Определены промежуточные и итоговые результаты освоения программы, позволяющие выявить уровень социально-личностного развития детей в каждом возрастном периоде. |
Таблица 5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой [38]
+ |
- |
Дает педагогам и воспитателям в той или иной мере реализовывать гендерный подход к воспитанию детей. |
Не предусмотрена планируемая, целенаправленная педагогическая работа по полоролевому воспитанию детей и содействию их правильной гендерной социализации. |
Большое внимание в программе уделяется вопросам организации игровой деятельности детей. В методическом обеспечении программы подробно рассмотрены характеристики основных видов игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театральные, подвижные) и даны рекомендации по вопросам организации и руководству игровой деятельностью детей. |
Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста