Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер.

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» [56, 112].

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия [25, 67].

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность [25, 35].

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

 

Таблица 2. Отличительные особенности игры мальчиков и девочек

Параметры оценки

Мальчики

Девочки

Игровые интересы

Связаны с социокультурным пространством жизни

Связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых

Игровые сюжеты

Общественные и технические сюжеты

Социально – бытовые сюжеты

Предпочитаемые роли

Соответствующие полу

Соответствующие полу

Предпочитаемые игрушки

Используют разнообразные игрушки в неограниченном количестве

Используют игрушки в ограниченном количестве

Предпочитаемые партнеры по игре

Дети своего пола

Дети своего пола

Специфика объединения в игре

Основано на интересе к игровому содержанию

Основано на интересе друг к другу

Характер ролевых действий

Разнообразные ролевые действия

Стереотипные ролевые действия

Длительность ролевого взаимодействия

Не длительно

Длительно

Особенности сюжетосложения

Отражают отдельные элементы сюжета

Не умеют комбинировать сюжеты

Игровое творчество

Действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого персонажа

Роли ясно очерчены и выделены

Уровень развития игры

Более высокий, чем у девочек

Более низкий, чем у мальчиков


 

В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным.

В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям [44, 24].

Таким образом,  наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям - это возраст до 6 лет. Методические пособия и рекомендации по организации поло-ролевого воспитания дошкольников в игре могут способствовать гармонизации и коррекции моделей полового поведения.

Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

Общие вопросы гендерного воспитания являются неотъемлемой частью всех видов деятельности детей-дошкольников, начиная с группы раннего возраста, в том числе они являются и частью разных занятий с детьми - по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию математических представлений, физкультуре, изобразительной и трудовой деятельности.

Целью гендерного воспитания является:

  1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
  2. Формирование определенной модели поведения;
  3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Работа с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:

    • воспитывать у дошкольников стойкий интерес и положительное отношение к себе, закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
    • поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
    • воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям (родным, близким), желание быть приятным партнером в общении с ними,
    • развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями,
    • создавать условия для практично-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распорядиться собой, осуществлять мотивированный осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
    • развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением;
    • обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института,
    • закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования;
    • углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
    • формировать здоровое отношение детей к половым отличиям отношениям лиц обоих полов, к факту рождения ребенка.

Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе:

    • высокая духовная направленность;
    • комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий
    • опережающий характер воспитания;
    • учет круга общения детей и источников информации;
    • оптимальное использование всех возможностей.

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

    • организованные занятия (групповые, индивидуальные);
    • этические беседы:
    • игры:
    • момент общения с детьми;
    • прогулка, экскурсия.
    • самостоятельная работа детей;
    • решение моральных ситуаций и т.д.

В программе с учетом ФГОС  работа по гендерному воспитанию ведется по образовательной области социально–коммуникативное развитие [55,11].

Социально–коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Его содержание направлено на достижение целей  освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Подробнее рассмотрим наиболее типичные программы для детского сада с учетом гендерного подхода (табл. 3-5).

Таблица 3.  Анализ программы дошкольного образования "Радуга" под редакцией Т.Н.Дроновой [36]

+

-

Строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Не обозначены вопросы формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, отсутствует четкая структура содержания. 

Разработана в соответствии с деятельным и личностным подходами к проблеме развития детей

В программе отсутствуют показатели и критерии социально-личностного  развития детей.

Особое внимание уделяется поддержанию мотивации  познания, общения, созидания, игры

 

Таблица 4. Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство" (автор -  Т.И.Бабаева) [37]

+

-

Содержание программы «Детство» позволяет в полной мере решать задачи гендерного воспитания, обозначенные ФГОС.

Недостаточное оснащение учебно-методической, дидактической литературой.

Задачи обозначены в соответствии с возрастными особенностям детей дошкольного возраста и дифференцированы по направлениям: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе», «Ребенок входит в мир социальных отношений» и «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

 

Определены промежуточные и итоговые результаты освоения программы, позволяющие выявить уровень социально-личностного развития детей в каждом возрастном периоде.

 

Таблица 5. Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой [38]

+

-

Дает педагогам и воспитателям в той или иной мере реализовывать гендерный подход к воспитанию детей.

Не предусмотрена планируемая, целенаправленная педагогическая работа по полоролевому воспитанию детей и содействию их правильной гендерной социализации.

Большое внимание в программе уделяется вопросам организации игровой деятельности детей. В методическом обеспечении программы подробно рассмотрены характеристики основных видов игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театральные, подвижные) и даны рекомендации по вопросам организации и руководству игровой деятельностью детей.

 

Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста