Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

 

Во всех анализируемых программах (табл. 3-5). недостаточно внимания уделяется вопросам гендерного воспитания. Очевидно, что реализация содержания данной задачи требует от педагогов овладения новыми способами профессиональной деятельности (например: общения, мотивации и организации деятельности детей), технологиями педагогического общения с детьми, реально ориентированными на гендерную доминанту. Слабая обеспеченность учебно-методической, дидактической литературой также не способствует качественному решению образовательной задачи.

Таким образом, используемое в настоящее время программно-методическое обеспечение позволяет частично решать психолого-педагогические задачи, обозначенные в образовательной области «Социально–коммуникатовное развитие»». Наиболее полно в них представлены технологии решения задач по развитию игровой деятельности и приобщению дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным). Для решения задачи гендерного воспитания необходимо использовать дополнительные научно-методические источники.

Содержание образовательной области рекомендуется дополнить следующими парциальными программами и технологиями по гендерному воспитанию:

Программа «Я, ты, мы» .

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина [39] .

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

  • «Уверенность в себе»;
  • «Чувства, желания, взгляды»;
  • «Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Программа «Я — человек»

Автор: С. А. Козлова [40].

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа «Мальчики и девочки – кто они»

Автор: М. А. Радзивилова [41].

Программа включает в себя пять больших разделов:

  • «Что я знаю о себе».
  • «Различие полов».
  • «Мужской и женский этикет».
  • «Моя семья».
  • «Вместе весело играть»

Рассмотрим подробнее содержание раздела «Различие полов».

Цель:

  • сформировать уважительное отношение к внешним и внутренним особенностям представителей другого пола,
  • познакомить мальчиков и девочек с основными характеристиками мужского и женского пола, отличительными особенностями их поведения.

 

 

 

1.4 Сущность дифференцированного  подхода в воспитании девочек  и мальчиков в игре

Дифференцированный подход ориентирован на подгруппы детей, обладающих сходными чертами развития. Ориентация на реализацию принципа природосообразности актуализирует проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений.

Дифференцированный подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОO. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Дети в естественной обстановке при совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной игровой деятельности развивать личностные качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими [12, 15].

Принцип индивидуального подхода к девочкам и мальчикам в воспитании предполагает учет таких особенностей, которые влияют на развитие качеств женственности и мужественности. К ним можно отнести как внутренние, так и внешние факторы: физические и психические качества и состояния личности; особенности познавательных процессов, характер деятельности, позицию субъекта, мотивацию, воспитание в семье и др.

Эффективным средством формирования адекватной гендерной социализации является индивидуально-дифференцированный подход. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода состоит в том, что общие воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом, работающим в смешанной группе, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппу девочек и мальчиков, объединенных одинаковой социальной ситуацией, с учетом особенностей развития отдельного ребенка и знания его индивидуальности [12, 28].

Исходя из психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков, сущности индивидуально-дифференцированного подхода, И.В. Тельнюк разработала модель, обеспечивающую успешное протекание процесса полоролевой социализации в ДОO [53, 24]. В основу данной модели положены взаимосвязанные, взаимодополняющие компоненты, являющиеся педагогическими условиями воспитательно-образовательной работы с девочками и мальчиками. Самостоятельность и творчество ребенка в деятельности во многом зависят от содержания, которым он оперирует, свободы в выборе деятельности, их эмоциональной значимости для ребенка.

Обогащение содержания детской игровой деятельности осуществляется путем целенаправленного знакомства детей с деятельностью взрослых. Разрабатывая педагогическую технологию, следует учитывать, что современному человеку следует обладать некоторыми чертами личности, свойственными противоположному полу. В то же время необходимо развивать те сугубо женские или сугубо мужские качества, которые изначально заложены природой пола [8, 174].

Организация самостоятельной игровой деятельности детей должна обеспечивать реализацию субъективной позиции девочек и мальчиков в совместной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта игровой деятельности признается важнейшим условием его развития. Позиция субъекта способствует углублению понимания половой принадлежности “Я - девочка”, “Я - мальчик”, развитию представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида игровой деятельности, соответствующей полу ребенка и самостоятельном его осуществлении, эмоционально-положительной направленности общения со сверстниками своего и противоположного пола. Условия освоения ребенком позиции субъекта предусматривают организацию общения взрослого и детей на гуманистической основе, отбор содержания игр с учетом половых предпочтений девочек и мальчиков, гибкое изменение предметно-игровой среды ДОO [31, 54].

Немаловажное значение имеет создание материальной развивающей среды, обеспечивающей развитие детской игровой деятельности девочек и мальчиков, способствующей более успешной социализации ребенка. Гибкое руководство деятельностью детей, открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями будет способствовать полноценному детскому развитию.

В программе воспитания и развития детей в детском саду особое место следует уделить организации предметно-игровой среде по интересам ребенка. Предметно-игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Наряду с материалами, активизирующими познавательную деятельность ребенка, следует отметить набор определенных атрибутов и материалов, учитывающих интересы детей обоего пола (например, мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам - наборы для рукоделия; для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и пр., мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки и пр.)

Следует отдельно выделить уровни освоения игровой деятельности, которые призваны помочь воспитателю в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Существуют три уровня: низкий, средний и высокий.

Низкий. Ребенок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новую роль, игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляется интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры.

Средний. Ребенок активно накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли. В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательные отношения к партнерам по игре. Знает несколько подвижных и хороводных игр. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).

Высокий. Ребенок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых играх, может показать и передать их содержание. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и новых ролей. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает выполнение правил. Творчески отражает в играх содержание литературных произведений, мультипликационных фильмов. Активен в ролевом диалоге, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования, придумывает новые варианты игр [27,273].

Воспитателю следует не забывать, что каждый ребенок развивается в своем темпе: задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста с учётом освоения детьми половых ролей.

 

 

1.5 Компоненты  взаимодействия дошкольников со  сверстниками

Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются:

эмоциональный компонент: способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности;

познавательный компонент: становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов;

коммуникативно-поведенческий: компонент: применение в практической деятельности детей маскулинных и феминильных качеств. Фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу. Маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Таким образом, необходимо подчеркнуть совокупность качеств личности, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу, сверстникам, взрослым, самому себе и т.д.[ 51, 35].

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации"[19, 47] .

Ведущими механизмами полоролевого воспитания можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация - осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника.

К 5 годам ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок понимает, что пол - это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Вот почему так необходимо именно в дошкольном возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях, а на более возвышенном - ценностном отношении к мужчине и женщине.

Белкин А.И. считает, что «в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания» [5, 12].

Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста