Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7
1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9
1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19
1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31
1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35
Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40
2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42
2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59
2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………
Во всех анализируемых программах (табл. 3-5). недостаточно внимания уделяется вопросам гендерного воспитания. Очевидно, что реализация содержания данной задачи требует от педагогов овладения новыми способами профессиональной деятельности (например: общения, мотивации и организации деятельности детей), технологиями педагогического общения с детьми, реально ориентированными на гендерную доминанту. Слабая обеспеченность учебно-методической, дидактической литературой также не способствует качественному решению образовательной задачи.
Таким образом, используемое в настоящее время программно-методическое обеспечение позволяет частично решать психолого-педагогические задачи, обозначенные в образовательной области «Социально–коммуникатовное развитие»». Наиболее полно в них представлены технологии решения задач по развитию игровой деятельности и приобщению дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным). Для решения задачи гендерного воспитания необходимо использовать дополнительные научно-методические источники.
Содержание образовательной области рекомендуется дополнить следующими парциальными программами и технологиями по гендерному воспитанию:
Программа «Я, ты, мы» .
Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина [39] .
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят следующие разделы:
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
Автор: С. А. Козлова [40].
Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа «Мальчики и девочки – кто они»
Автор: М. А. Радзивилова [41].
Программа включает в себя пять больших разделов:
Рассмотрим подробнее содержание раздела «Различие полов».
Цель:
1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре
Дифференцированный подход ориентирован на подгруппы детей, обладающих сходными чертами развития. Ориентация на реализацию принципа природосообразности актуализирует проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений.
Дифференцированный подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОO. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Дети в естественной обстановке при совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной игровой деятельности развивать личностные качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими [12, 15].
Принцип индивидуального подхода к девочкам и мальчикам в воспитании предполагает учет таких особенностей, которые влияют на развитие качеств женственности и мужественности. К ним можно отнести как внутренние, так и внешние факторы: физические и психические качества и состояния личности; особенности познавательных процессов, характер деятельности, позицию субъекта, мотивацию, воспитание в семье и др.
Эффективным средством формирования
адекватной гендерной социализации является
индивидуально-
Исходя из психофизиологических особенностей
развития девочек и мальчиков, сущности
индивидуально-
Обогащение содержания детской игровой деятельности осуществляется путем целенаправленного знакомства детей с деятельностью взрослых. Разрабатывая педагогическую технологию, следует учитывать, что современному человеку следует обладать некоторыми чертами личности, свойственными противоположному полу. В то же время необходимо развивать те сугубо женские или сугубо мужские качества, которые изначально заложены природой пола [8, 174].
Организация самостоятельной игровой деятельности детей должна обеспечивать реализацию субъективной позиции девочек и мальчиков в совместной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта игровой деятельности признается важнейшим условием его развития. Позиция субъекта способствует углублению понимания половой принадлежности “Я - девочка”, “Я - мальчик”, развитию представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида игровой деятельности, соответствующей полу ребенка и самостоятельном его осуществлении, эмоционально-положительной направленности общения со сверстниками своего и противоположного пола. Условия освоения ребенком позиции субъекта предусматривают организацию общения взрослого и детей на гуманистической основе, отбор содержания игр с учетом половых предпочтений девочек и мальчиков, гибкое изменение предметно-игровой среды ДОO [31, 54].
Немаловажное значение имеет создание материальной развивающей среды, обеспечивающей развитие детской игровой деятельности девочек и мальчиков, способствующей более успешной социализации ребенка. Гибкое руководство деятельностью детей, открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями будет способствовать полноценному детскому развитию.
В программе воспитания и развития детей в детском саду особое место следует уделить организации предметно-игровой среде по интересам ребенка. Предметно-игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Наряду с материалами, активизирующими познавательную деятельность ребенка, следует отметить набор определенных атрибутов и материалов, учитывающих интересы детей обоего пола (например, мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам - наборы для рукоделия; для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и пр., мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки и пр.)
Следует отдельно выделить уровни освоения
игровой деятельности, которые призваны
помочь воспитателю в осуществлении индивидуально-
Низкий. Ребенок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новую роль, игровые действия. В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками. В игре с воспитателем проявляется интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры.
Средний. Ребенок активно накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов. Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли. В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательные отношения к партнерам по игре. Знает несколько подвижных и хороводных игр. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу, иногда нарушает правила (слабый самоконтроль).
Высокий. Ребенок самостоятельно играет в разнообразные игры. Охотно отвечает на вопросы о любимых играх, может показать и передать их содержание. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и новых ролей. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета. Внимателен к выполнению правил другими играющими, отстаивает выполнение правил. Творчески отражает в играх содержание литературных произведений, мультипликационных фильмов. Активен в ролевом диалоге, любит игры познавательного содержания с элементами соревнования, придумывает новые варианты игр [27,273].
Воспитателю следует не забывать, что каждый ребенок развивается в своем темпе: задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста с учётом освоения детьми половых ролей.
1.5 Компоненты
взаимодействия дошкольников
Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются:
эмоциональный компонент: способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности;
познавательный компонент: становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов;
коммуникативно-поведенческий: компонент: применение в практической деятельности детей маскулинных и феминильных качеств. Фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу. Маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.
Таким образом, необходимо подчеркнуть совокупность качеств личности, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу, сверстникам, взрослым, самому себе и т.д.[ 51, 35].
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации"[19, 47] .
Ведущими механизмами полоролевого воспитания можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.
Половая идентификация - осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника.
К 5 годам ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок понимает, что пол - это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Вот почему так необходимо именно в дошкольном возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях, а на более возвышенном - ценностном отношении к мужчине и женщине.
Белкин А.И. считает, что «в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания» [5, 12].
Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста