Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Половая дифференциация - это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существуют две теории. Первая - теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения.

В ракурсе этих проблем полоролевое воспитание является важным направлением. Суть полоролевого воспитания заключается в формировании адекватной полу модели поведения, правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе и в овладении культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика - именно мальчиком [5, 23].

В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования полоролевого поведения [6, 28].

По утверждению И.С. Кона, полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, - это половая принадлежность [19, 126].

Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Таким образом, ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет первичные представления о своем поле.

В дошкольные годы появляются различия в интересах мальчиков и девочек, выражающиеся в тематике их игр и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. Большое значение в этот период имеет направленность педагогических средств на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности и варьирование различных форм воспитательных воздействий [6, 35].

С целью расширения представлений ребенка о возможных моделях полоролевого поведения и облегчения идентификационных процессов, а также развития и реализации маскулинных и фемининных свойств детей используются совместные сюжетно-ролевые игры детей обоего пола, этические беседы, сказки и художественные произведения.

При таком подходе к воспитанию у мальчиков поддерживается и развивается смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки мужественности. У девочек развиваются мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, т.е. предпосылки женственности. Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста, подчеркивал В.А. Сухомлинский, отмечая, что, уже в «малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину». Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями [52, 55].

Решение этих вопросов осуществляется за счет привлечения ребенка к реально ценным занятиям, которые позволяют свободно проявлять ребенку качества, соответствующие его представлениям о мужском и женском.

 

 

Выводы по 1 главе

1. Анализ массовой практики  показывает, что в настоящее время  в системе дошкольного образования  возникают серьёзные проблемы  по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России практически не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

    2. Такие видные психологи, как Т.П. Хризман, А.И.Захарова, В.С.Мухина, А.И. Хрипкова, Д.И. Колесова, И.П. Петрищев, В.Д. Еремеева, Т.В. Антонова, В.А. Сопикова, Е. Маккоби доказали, что в дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности.

     3. Сюжетно – ролевая игра является наиболее характерной для дошкольников и занимает значительное место в их жизни. Однако имеются отличительные особенности игры мальчиков и девочек: расходятся их игровые интересы, сюжеты игр, они предпочитают разные роли, игрушки, других партнеров по игре. У них различная специфика объединения в играх, характер игровых действий. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек.

    4. Дифференцированный подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Дети в естественной обстановке при совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной игровой деятельности развивать личностные качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

    5 . Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются: эмоциональный компонент, то есть способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности, познавательный компонент - становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; коммуникативно-поведенческий, то есть применение в практической деятельности детей качеств, присущих только их полу.

 Правильно организованное ролевое взаимодействие мальчиков и девочек в игре приводит к закономерному освоению детьми адекватного полоролевого поведения.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

  • 2.1. Гипотеза, задачи и методы исследования

  • Цель исследования - проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

    Гипотеза: игровая деятельность является мощным средством развития положительных взаимоотношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

    С целью проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:

    Задачи исследования:

    1. Изучить особенности развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в процессе наблюдения за сюжетно – ролевыми играми дошкольников.
    2. Выявить уровни развития игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно – ролевой игры.
    3. Подобрать систему диагностических методик по изучению  особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
    4. Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента с использованием творческих игр, направленного на развитие навыков эффективного взаимодействия мальчиков и девочек.
    5. Провести контрольный эксперимент, направленный на изучение эффективности разработанной системы деятельности с детьми по улучшению игрового взаимодействия дошкольников.
    6. Сделать выводы об уровне игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

     

    Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:

    1 этап - констатирующий эксперимент.

    2 этап - формирующий эксперимент.

    3 этап – контрольный  эксперимент.

    В качестве испытуемых были выбраны дети старшей группы МАДОO 453, расположенного в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.

    Для проведения исследования было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная группа в количестве 10 испытуемых, с которыми на втором этапе были проведена программа по развитию навыков эффективного взаимодействия дошкольников со сверстниками, и контрольная группа в количестве 10 испытуемых, с которыми данных занятий проведено не было. Объем выборки составил 20 детей (табл. 6). Работа проводилась с октября по март.

     

    Таблица 6. Характеристика выборки исследования

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    И.Ф.

    Возраст

    И.Ф.

    Возраст

    1

    Федя Ф.

    5 лет

    1

    Миша Г.

    6 лет

    2

    Настя А.

    6 лет

    2

    Лиза В.

    5 лет

    3

    Рома П.

    6 лет

    3

    Дима Г.

    6 лет

    4

    Яся В.

    5 лет

    4

    Арина К.

    5 лет

    5

    Ваня У.

    6 лет

    5

    Андрей Ш.

    6 лет

    6

    Даша Н.

    5 лет

    6

    Саша Н.

    5 лет

    7

    Артем П.

    5 лет

    7

    Максим З.

    5 лет

    8

    Рита Л.

    5 лет

    8

    Уля Ц.

    5 лет

    9

    Алеша П.

    6 лет

    9

    Егор Б.

    6 лет

    10

    Уля Б.

    5 лет

    10

    Карина К.

    5 лет


     

    Методы изучения:

      • наблюдение за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой мальчиков и девочек
      • беседы с детьми, родителями, воспитателями по изучению особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками
      • анализ условий предметно – развивающей среды, способствующей улучшению взаимоотношений дошкольников.

     

     

    2.2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

    Цель: выявить уровни сформированности игрового взаимодейсвия мальчиков и девочек в условиях сюжетно – ролевой игры, проанализировать причины полученных результатов.

    В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить особенности отношения к сюжетно – ролевой игре и игровые интересы мальчиков и девочек пятого года жизни.
    2. Изучить особенности развития игровых умений мальчиков и девочек: сюжетосложение, распределение ролей, игровое взаимодействие.
    3. Изучить особенности реального взаимодействия мальчиков и девочек пятого года жизни в детском саду.
    4. Изучить уровень игрового творчества мальчиков и девочек пятого года жизни.

    Для решения задач были использованы следующие методы:

      • беседа,
      • интервьюирование,
      • наблюдение,
      • социометрические методы.

     

    Таблица 7. Критерии определения уровня игрового взаимодействия

                         мальчиков и девочек

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

    Определение уровня знаний детей об особенностях поведения мальчиков и девочек

    Слабые знания об отличиях мальчиков и девочек. Не владеет  способностью понять интересы, настроения и эмоциональные проявления другого человека

    Знания об отличиях полов есть, но ответы односложные, указывающие только на внешнее различие полов, знание культуры поведения.

    Глубокие знания об отличиях полов не только по внешним признакам, но и манере поведения и профессиональной деятельности, знание правил этикета, особенностей в различии поведения мальчиков и девочек.

    Определение особенностей эмоционального отношения к детям противоположного пола

    Не умеет учитывать чувства другого человека, практически не проявляет интереса к детям противоположного пола, предпочитает партнеров по игре только своего пола, не дружелюбен к детям противоположного пола.

    Проявляет слабый интерес к детям противоположного пола, редко играет с детьми противоположного пола, длительность ролевого взаимодействия невелика.

    Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре, с удовольствием взаимодействует  в игре с детьми противоположного пола, умеет совместно строить и развивать сюжет игры, дружелюбен.

    Определение особенностей поведения ребенка в игре

    Имея представления о правилах культуры поведения, самостоятельно следовать им не желает, привычки к этому нет.

    Умеет разрешать конфликты с помощью взрослого, имеет представления о правилах культуры поведения, однако в новых условиях может вести себя неадекватно (скованно или импульсивно).

    Владеет разными формами и способами культурного поведения, тактичен, охотно общается с детьми своего и противоположного пола как в привычной, так и в новой ситуации.

    Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста