Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7
1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9
1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19
1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31
1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35
Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40
2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42
2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59
2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………
Половая дифференциация - это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.
В изучении половой дифференциации существуют две теории. Первая - теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения.
В ракурсе этих проблем полоролевое воспитание является важным направлением. Суть полоролевого воспитания заключается в формировании адекватной полу модели поведения, правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе и в овладении культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика - именно мальчиком [5, 23].
В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования полоролевого поведения [6, 28].
По утверждению И.С. Кона, полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, - это половая принадлежность [19, 126].
Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Таким образом, ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет первичные представления о своем поле.
В дошкольные годы появляются различия в интересах мальчиков и девочек, выражающиеся в тематике их игр и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. Большое значение в этот период имеет направленность педагогических средств на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности и варьирование различных форм воспитательных воздействий [6, 35].
С целью расширения представлений ребенка о возможных моделях полоролевого поведения и облегчения идентификационных процессов, а также развития и реализации маскулинных и фемининных свойств детей используются совместные сюжетно-ролевые игры детей обоего пола, этические беседы, сказки и художественные произведения.
При таком подходе к воспитанию у мальчиков поддерживается и развивается смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки мужественности. У девочек развиваются мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, т.е. предпосылки женственности. Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста, подчеркивал В.А. Сухомлинский, отмечая, что, уже в «малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину». Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями [52, 55].
Решение этих вопросов осуществляется за счет привлечения ребенка к реально ценным занятиям, которые позволяют свободно проявлять ребенку качества, соответствующие его представлениям о мужском и женском.
Выводы по 1 главе
1. Анализ массовой практики
показывает, что в настоящее время
в системе дошкольного
2. Такие видные психологи, как Т.П. Хризман, А.И.Захарова, В.С.Мухина, А.И. Хрипкова, Д.И. Колесова, И.П. Петрищев, В.Д. Еремеева, Т.В. Антонова, В.А. Сопикова, Е. Маккоби доказали, что в дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности.
3. Сюжетно – ролевая игра является наиболее характерной для дошкольников и занимает значительное место в их жизни. Однако имеются отличительные особенности игры мальчиков и девочек: расходятся их игровые интересы, сюжеты игр, они предпочитают разные роли, игрушки, других партнеров по игре. У них различная специфика объединения в играх, характер игровых действий. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек.
4. Дифференцированный подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Дети в естественной обстановке при совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной игровой деятельности развивать личностные качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.
5 . Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются: эмоциональный компонент, то есть способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности, познавательный компонент - становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; коммуникативно-поведенческий, то есть применение в практической деятельности детей качеств, присущих только их полу.
Правильно организованное ролевое взаимодействие мальчиков и девочек в игре приводит к закономерному освоению детьми адекватного полоролевого поведения.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель исследования - проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза: игровая деятельность является мощным средством развития положительных взаимоотношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
С целью проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент.
2 этап - формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный эксперимент.
В качестве испытуемых были выбраны дети старшей группы МАДОO 453, расположенного в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
Для проведения исследования было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная группа в количестве 10 испытуемых, с которыми на втором этапе были проведена программа по развитию навыков эффективного взаимодействия дошкольников со сверстниками, и контрольная группа в количестве 10 испытуемых, с которыми данных занятий проведено не было. Объем выборки составил 20 детей (табл. 6). Работа проводилась с октября по март.
Таблица 6. Характеристика выборки исследования
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
№ |
И.Ф. |
Возраст |
№ |
И.Ф. |
Возраст |
1 |
Федя Ф. |
5 лет |
1 |
Миша Г. |
6 лет |
2 |
Настя А. |
6 лет |
2 |
Лиза В. |
5 лет |
3 |
Рома П. |
6 лет |
3 |
Дима Г. |
6 лет |
4 |
Яся В. |
5 лет |
4 |
Арина К. |
5 лет |
5 |
Ваня У. |
6 лет |
5 |
Андрей Ш. |
6 лет |
6 |
Даша Н. |
5 лет |
6 |
Саша Н. |
5 лет |
7 |
Артем П. |
5 лет |
7 |
Максим З. |
5 лет |
8 |
Рита Л. |
5 лет |
8 |
Уля Ц. |
5 лет |
9 |
Алеша П. |
6 лет |
9 |
Егор Б. |
6 лет |
10 |
Уля Б. |
5 лет |
10 |
Карина К. |
5 лет |
Методы изучения:
2.2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА
Цель: выявить уровни сформированности игрового взаимодейсвия мальчиков и девочек в условиях сюжетно – ролевой игры, проанализировать причины полученных результатов.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
Для решения задач были использованы следующие методы:
Таблица 7. Критерии определения уровня игрового взаимодействия
мальчиков и девочек
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Определение уровня знаний детей об особенностях поведения мальчиков и девочек | ||
Слабые знания об отличиях мальчиков и девочек. Не владеет способностью понять интересы, настроения и эмоциональные проявления другого человека |
Знания об отличиях полов есть, но ответы односложные, указывающие только на внешнее различие полов, знание культуры поведения. |
Глубокие знания об отличиях полов не только по внешним признакам, но и манере поведения и профессиональной деятельности, знание правил этикета, особенностей в различии поведения мальчиков и девочек. |
Определение особенностей эмоционального отношения к детям противоположного пола | ||
Не умеет учитывать чувства другого человека, практически не проявляет интереса к детям противоположного пола, предпочитает партнеров по игре только своего пола, не дружелюбен к детям противоположного пола. |
Проявляет слабый интерес к детям противоположного пола, редко играет с детьми противоположного пола, длительность ролевого взаимодействия невелика. |
Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре, с удовольствием взаимодействует в игре с детьми противоположного пола, умеет совместно строить и развивать сюжет игры, дружелюбен. |
Определение особенностей поведения ребенка в игре | ||
Имея представления о правилах культуры поведения, самостоятельно следовать им не желает, привычки к этому нет. |
Умеет разрешать конфликты с помощью взрослого, имеет представления о правилах культуры поведения, однако в новых условиях может вести себя неадекватно (скованно или импульсивно). |
Владеет разными формами и способами культурного поведения, тактичен, охотно общается с детьми своего и противоположного пола как в привычной, так и в новой ситуации. |
Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста