Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень благополучия фиксируется в том случае, если в группе больше детей 1 и 2 статусной категории (популярные и предпочитаемые).

Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.

Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (отвергаемые и игнорируемые).

         Взаимных выборов – 6, причем практически все отдали предпочтение детям своего пола.

        Выводы: в данной подгруппе наблюдается средний уровень благополучия взаимоотношений.

 

Таблица 13. Показатели выбора детей по методике "Два домика" (КГ)

  • популярные («звезды») - Арина, Максим
  • «предпочитаемые» - Миша, Лиза. Дима, Андрей, Уля Ц, Саша
  • «игнорируемые»  - Егор, Карина
  • «отвергаемые» нет

          В контрольной группе преобладают «предпочитаемые» дети, «популярных» и «игнорируемых»  поровну, а вот «отвергаемых» нет совсем. Уровень благополучия взаимоотношений – средний.

 Взаимных выборов – 7, все дети выбрали друзей своего  пола, причем девочки чаще предпочитают играть с девочками, а мальчики выбирают мальчиков.

  •          Результаты констатирующего эксперимента показали, что игровое взаимодействие мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ слабое, дети в должной мере не обладают устойчивыми знаниями о различии полов, у них недостаточно развито положительной эмоциональное отношение друг к другу, девочки играют с девочками, а мальчики с мальчиками.

  •  

     Рис. 8. Уровни  симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, проявления эмоционального компонента КГ (констатирующий эксперимент).

     

    Рис. 9. Сравнительные показатели уровня симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, проявления эмоционального компонента у детей ЭГ и КГ (констатирующий эксперимент)

  • 2.3. Программа формирующего этапа, направленного на развитие навыков эффективного взаимодействия дошкольников через игру

  • На основании выдвинутых гипотез и, исходя из результатов констатирующего эксперимента, была поставлена цель формирующего эксперимента – разработать программу творческих игр на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек.

    Задачи формирующего этапа:

    1. Разработать систему мероприятий, направленных на повышение эффективности игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
    2. Апробировать разработанный комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

    ФГОС [55] предъявляют требования к развивающей предметно – пространственной среде, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также давать возможность для уединения. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Общие принципы построения развивающей среды групп:

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии (разновысокая, легко трансформируемая  мебель,  распределение группы на зоны).
    2. Принцип активности, самостоятельности, творчества  (наличие пособий, материалов, стимулирующих творческую активность детей, дидактические игры, условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности).
    3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
    4. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации.
    5. Принцип эмоциогенности, эмоциональной комфортности, индивидуального благополучия (зона отдыха, личное пространство для каждого ребенка).
    6. Принцип открытости-закрытости (организация уголка природы,  стена творчества, семейные и групповые альбомы).
    7. Принцип стабильности, динамичности (среда постоянно меняется соответственно программе, возрасту, индивидуальным особенностям детей, по половым признакам)
    8. Принцип учета возрастных и половых отличий детей (наполняемость среды соответственно возрастным и индивидуальным  особенностям детей).

    Рассмотрим подробнее принцип учета половых и возрастных различий детей [4, 47].

    Построение среды с учетом половых различий  - это предоставление возможностей для любимых игр и занятий как мальчикам, так и девочкам. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны прежде всего для них, но по содержанию они должны быть равноценны для обоих полов. Наблюдения за детьми показывают, что мальчики проявляют интерес к вышиванию, вязанию и делают это с большим удовольствием, а главное, доводят начатое дело до конца, а девочки не интересуются этим чисто женским видом деятельности.

    Мальчики быстрее, чем девочки, реагируют на просьбу воспитателя помочь в уборке игрушек. Среда развития должна помогать детям реализовывать интересы, способности, наклонности. Ребенок должен знать, где лежит любимая игра, какой конструктор ему понадобиться, чтобы построить новый гараж для машины; девочки должны знать, где заветный сундучок с красивыми ленточками, разноцветными лоскутами ткани, куклами.

    В организации развивающей среды большое значение имеют творческие способности и эстетический вкус педагога.

    Для решения вопросов полоролевого воспитания необходимо постоянно обновлять атрибуты для сюжетно – ролевых игр для девочек: «салон красоты», « столовая», для мальчиков: «гараж», «строитель»; для совместных игр» «семья», «магазин», «больница». В работы в группе необходимо использовать дидактические игры «Подбери одежду для мальчика (девочки)», «Где чьи инструменты». В книжном уголке необходимо иметь альбомы «Моя семья», «Кем работают наши мамы? Папы?», «Мы играем – мы учимся».

    С учетом рассмотренных подходов нами разработан перспективный план, в котором указаны основные направления работы по схеме в таблице.

    Таблица 14. Перспективное планирование по формированию творческой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (приложение 6)

    Задачи работы по развитию положительного взаимодействия дошкольников в игре:

    1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
    2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение  новых творческих сюжетов.
    3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
    4. Обогащать способы игрового сотрудничества между мальчиками и девочками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

    Методы и приемы:

    1. Опосредованный метод воздействия на ребёнка: принятия на себя роли педагога.
    2. Игровые методы: метод игра в игре разговор по телефону, создание и решение проблемно-игровых ситуаций.
    3. Приемы косвенного воздействия на игры детей (внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры). Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.
    4. Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.

    Приемы:

      • показ иллюстраций, фотоальбомов,
        • чтение художественной литературы,
        • беседы о профессиях,
        • рассказы об играх детей другой группы,
        • напоминание о правилах игры,
        • советы.

    С учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста была определена специфика дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, которая проявлялась:

      • в организации жизнедеятельности, режима дня, питания мальчиков и девочек;
      • в организации игровой активности с учетом расхода суточной энергии мальчиков и девочек (большее включение активных видов деятельности для мальчиков – подвижных игр, физических упражнений, элементов активности в разнообразные формы деятельности и т.д.)
      • в определении различного содержания сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек
      • в создании мини сред («Домашний очаг», «Уголок доблести»), комнат гигиены, оборудования спален для мальчиков и девочек;
      • в отборе произведений художественной литературы, ориентированных на интересы мальчиков и девочек (для мальчиков акцент делался на событийности, для девочек – на личностных особенностях героев произведений);
      • в разработке проблемных ситуаций (поисковых, творческих, рефлексивных, состязательных) направленных на коррекцию полоролевого поведения с учетом интересов, способностей, мотивов, потребностей мальчиков и девочек.

    Были использованы следующие формы работы:

      • Утренний образовательный блок: беседа, загадки.
      • Развивающий блок: сюжетно-ролевая, игра-инсценировка, игра-драматизация.
      • Вечерний образовательный  блок: совместная продуктивная деятельность: создание игровых атрибутов, совместное изготовление книжек малышек по теме.

    В соответствии с указанными блоками нами было разработано «Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию в старшей группе» на учебный год по схеме, предложенному в таблице 16.

    Таблица 15. Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию в старшей группе на учебный год (приложение 4)

    Непосредственно образовательная деятельность

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие с семьями

    сентябрь


    Исходя из задачи по развитию навыков эффективного общения между мальчиками и девочками, были определены следующие формы работы:

    • Языки общения.

    Цель: формирование навыков общения с внешним миром; развитие чувства групповой сплоченности.

    • Расскажи мне обо мне.

    Цель: формирование потребности в общении со сверстниками; установление контакта с членами детского сообщества.

    • Я + ты = вместе.

    Цель: воспитание культуры общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров; развитие чувства принадлежности к группе.

    В работе по положительному игровому взаимодействию нами были использованы народные игры для мальчиков:  «Салки», «Перетяжки» (каната, на палках), «Гуси», «Бой петухов», «Муха», «Рыбаки и рыбки», «Лапта» и др. 

    Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать   у мальчиков такие необходимые мужские качества, как  ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю к победе.

    Народные игры для девочек.

    «Надень и попляши», «Кострома», «Заря - зарница», «В хороводе были мы», «Аленький платочек», «Золотое колечко» и т.д.

    Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать основные физические качества; развивать выразительность и пластику движений; воспитывать чувство симпатии к противоположному полу.

    Народные игры – симпатии .

    «Сахаринка», «Яшка», «Аленушка и Иванушка», «По-загородом гуляет», «Золотые ворота» и т.д.

    Цель игр: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми;  воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров, проявлять чувства симпатии к противоположному полу, повышение самооценки ребёнка.

    Таким образом, работа по улучшению игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста у ЗГ проводилась систематически, регулярно, отражаясь в перспективном и календарном планировании (см. приложения).

    Таблица 16. Календарное планирование игровой деятельности (приложение 5)

    Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста