Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа
Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7
1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9
1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11
1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19
1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31
1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35
Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40
2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42
2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59
2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………
Высокий уровень благополучия фиксируется в том случае, если в группе больше детей 1 и 2 статусной категории (популярные и предпочитаемые).
Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.
Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (отвергаемые и игнорируемые).
Взаимных выборов – 6, причем практически все отдали предпочтение детям своего пола.
Выводы: в данной подгруппе наблюдается средний уровень благополучия взаимоотношений.
Таблица 13. Показатели выбора детей по методике "Два домика" (КГ)
В контрольной группе преобладают «предпочитаемые» дети, «популярных» и «игнорируемых» поровну, а вот «отвергаемых» нет совсем. Уровень благополучия взаимоотношений – средний.
Взаимных выборов –
7, все дети выбрали друзей
Рис. 9. Сравнительные показатели уровня симпатии и антипатии ребенка к сверстникам, проявления эмоционального компонента у детей ЭГ и КГ (констатирующий эксперимент)
На основании выдвинутых гипотез и, исходя из результатов констатирующего эксперимента, была поставлена цель формирующего эксперимента – разработать программу творческих игр на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек.
Задачи формирующего этапа:
ФГОС [55] предъявляют требования к развивающей предметно – пространственной среде, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также давать возможность для уединения. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Общие принципы построения развивающей среды групп:
Рассмотрим подробнее принцип учета половых и возрастных различий детей [4, 47].
Построение среды с учетом половых различий - это предоставление возможностей для любимых игр и занятий как мальчикам, так и девочкам. Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны прежде всего для них, но по содержанию они должны быть равноценны для обоих полов. Наблюдения за детьми показывают, что мальчики проявляют интерес к вышиванию, вязанию и делают это с большим удовольствием, а главное, доводят начатое дело до конца, а девочки не интересуются этим чисто женским видом деятельности.
Мальчики быстрее, чем девочки, реагируют на просьбу воспитателя помочь в уборке игрушек. Среда развития должна помогать детям реализовывать интересы, способности, наклонности. Ребенок должен знать, где лежит любимая игра, какой конструктор ему понадобиться, чтобы построить новый гараж для машины; девочки должны знать, где заветный сундучок с красивыми ленточками, разноцветными лоскутами ткани, куклами.
В организации развивающей среды большое значение имеют творческие способности и эстетический вкус педагога.
Для решения вопросов полоролевого воспитания необходимо постоянно обновлять атрибуты для сюжетно – ролевых игр для девочек: «салон красоты», « столовая», для мальчиков: «гараж», «строитель»; для совместных игр» «семья», «магазин», «больница». В работы в группе необходимо использовать дидактические игры «Подбери одежду для мальчика (девочки)», «Где чьи инструменты». В книжном уголке необходимо иметь альбомы «Моя семья», «Кем работают наши мамы? Папы?», «Мы играем – мы учимся».
С учетом рассмотренных подходов нами разработан перспективный план, в котором указаны основные направления работы по схеме в таблице.
Таблица 14. Перспективное планирование по формированию творческой игры мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (приложение 6)
Задачи работы по развитию положительного взаимодействия дошкольников в игре:
Методы и приемы:
Приемы:
С учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста была определена специфика дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, которая проявлялась:
Были использованы следующие формы работы:
В соответствии с указанными блоками нами было разработано «Перспективное планирование работы по гендерному воспитанию в старшей группе» на учебный год по схеме, предложенному в таблице 16.
Непосредственно образовательная деятельность |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьями |
сентябрь |
Исходя из задачи по развитию навыков эффективного общения между мальчиками и девочками, были определены следующие формы работы:
Цель: формирование навыков общения с внешним миром; развитие чувства групповой сплоченности.
Цель: формирование потребности в общении со сверстниками; установление контакта с членами детского сообщества.
Цель: воспитание культуры общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров; развитие чувства принадлежности к группе.
В работе по положительному игровому взаимодействию нами были использованы народные игры для мальчиков: «Салки», «Перетяжки» (каната, на палках), «Гуси», «Бой петухов», «Муха», «Рыбаки и рыбки», «Лапта» и др.
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать у мальчиков такие необходимые мужские качества, как ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю к победе.
Народные игры для девочек.
«Надень и попляши», «Кострома», «Заря - зарница», «В хороводе были мы», «Аленький платочек», «Золотое колечко» и т.д.
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать основные физические качества; развивать выразительность и пластику движений; воспитывать чувство симпатии к противоположному полу.
Народные игры – симпатии .
«Сахаринка», «Яшка», «Аленушка и Иванушка», «По-загородом гуляет», «Золотые ворота» и т.д.
Цель игр: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров, проявлять чувства симпатии к противоположному полу, повышение самооценки ребёнка.
Таким образом, работа по улучшению игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста у ЗГ проводилась систематически, регулярно, отражаясь в перспективном и календарном планировании (см. приложения).
Таблица 16. Календарное планирование игровой деятельности (приложение 5)
Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста