Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: игровая деятельность мальчиков и девочек
Предмет исследования: процесс развития взаимоотношений в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния игры на развитие взаимодействия старших дошкольников…………………………….......
7

1.1 Анализ состояния проблемы гендерного воспитания у дошкольников
9

1.2 История становления гендерного воспитания дошкольников……….
11

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста……………………………………………………………………….
19

1.4 Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре……………………………………………………………..
31

1.5 Компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками………
35

Выводы по 1 главе……………………………………………………...
38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию навыков игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
40

2.1 Гипотеза, задачи и методы исследования………………………………
40

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………
42

2.3 Программа формирующего эксперимента, направленная на развитие эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек…………..
59

2.4 Оценка эффективности формирующей программы по результатам контрольного этапа…………………………………………………………
65

Выводы по 2 главе…………………………………………………….
80
Заключение………………………………………………………………...
84
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

р16диплом 6 (2).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

В ходе интервьюирования детей по выявлению знаний об отличиях полов выяснилось, что дети ЭГ на 60 % обладают средними знаниями,

20 % детей показали глубокие  знания, а 20 % затруднились с ответами.

В ходе проведения социометрического опроса «Два домика» выяснилось, что в ЭГ: «популярных» - 1 ребенок; «предпочитаемых» –7 человек;  «непринятых» – 1 человек;  «изолированных» – 1 ребенок. В то время, как у детей КГ «непринятых» нет совсем, «предпочитаемых» - 6 детей, «популярных» - 2 ребенка, «изолированных – двое.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была разработана программа творческих игр на развитие эффективного взаимодействия детей экспериментальной группы со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Задачи программы:

  1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
  2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение  новых творческих сюжетов.
  3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
  4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

С целью проверки эффективности проведено программы была проведена повторная диагностика, которая показала значительное улучшение показателей экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой детей.

В ходе формирующего эксперимента у детей ЭГ высокий уровень игрового взаимодействия поднялся до 50 %, низкий уровень не выявлен вообще. В то время, как у детей КГ практически не произошло каких – либо заметных изменений в лучшую сторону.

В ходе формирующего эксперимента дети ЭГ показали хорошие результаты по выявлению знаний об отличиях полов. Так, 60% детей обладают глубокими, прочными знаниями, и лишь 40 % - средними знаниями. У детей КГ тоже произошли изменения в лучшую сторону. Так, в контрольном эксперименте, было установлено, что необходимые знания об отличиях полов есть у всех детей без исключения.

Дети КГ показали большой процент средних знаний (80%), 20 % детей показали глубокие знания.

При внедрении программы  творческих игр на развитие эффективного взаимодействия детей в ходе повторной диагностики по выявлению эмоционального компонента, выяснилось, что в ЭГ число «популярных» детей выросло до 50%, остальные 50% - «предпочитаемые», а вот «изолированных» и «отвергнутых» не стало совсем. Мальчики с удовольствием объединялись в играх с девочками, учитывали желания друг друга, прислушивались к советам товарищей по игре, причем не только своего, но и противоположного пола.

В то время, как у детей КГ количество предпочитаемых детей не изменилось – 60%, но выросло количество «популярных», их стало 40%, также 1 ребенок оказался «игнорируемым».

Это позволяет нам сделать вывод о том, что программа творческих игр на развитие эффективного взаимодействия детей была успешно внедрена и показала хорошие результаты.

Тем самым были подтверждены гипотезы о том, что:

  1. сюжетно – ролевые игры способствуют улучшению взаимодействия мальчиков и девочек,
  2. в результате проведения программы с использованием творческих и народных игр, а также блоков общения, показатели положительного игрового взаимодействия мальчиков и девочек у испытуемых экспериментальной группы выше, чем у испытуемых контрольной группы.

      В результате проведенной работы с применением творческих игр, упражнений детей дошкольного возраста выявлены также следующие положительные изменения: повышение интереса детей в игре к детям противоположного пола, улучшение эмоционального настроя в коллективе детей, уменьшение конфликтов и непонимания между детьми противоположных полов, активизации работы с родителями.

Заключение

 

Цель исследования состояла в  проведение экспериментального исследования по выявлению особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

На основании теоретического анализа подходов к проблеме взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками были сделаны следующие выводы:

    • Наибольшее число исследований посвящено процессу общения дошкольников, описанию его феноменологии и возрастных особенностей.
    • Вопрос о качественной специфике и взаимосвязи общения со сверстником является одним из центральных в контексте рассматриваемой проблемы.
    • Детский тип общения характеризуется деятельностью, происходящей из «предметно-практической содержательности».
    • Основные параметры общения, определяющие уровень 
      его развитости: выделенность общения из предметной деятельности, способность к разным контактам, значимость общения, гибкость отношения к партнеру не только своего, но и противоположного пола.
    • Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В процессе творческих игр у дошкольников воспитываются те стороны взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.

Для проведения исследования были использованы методики:

  1. Наблюдение за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой мальчиков и девочек по показателям, разработанным Н. Н. Серовой.
  2. Беседа с ребенком с целью изучения особенностей взаимоотношений со сверстниками.
  3. Ситуация выбора «Два домика» на выявление симпатии и антипатии ребенка со сверстниками.
  4. Интервьюирование детей.

 

Практическая значимость исследования:

  • Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик, интерпретация их результатов позволят практическим педагогам, психологам получить достоверную информацию об особенностях взаимодействия дошкольников со сверстниками.
  • На основе использования диагностических приемов, предлагаемых в работе, возможно оказание помощи родителям в организации оптимального содержания их общения с детьми.
  • Разработанная программа творческих игр и заданий, направленная на развитие навыков эффективного игрового взаимодействия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, может стать основой работы воспитателей при взаимодействии с дошкольниками.

Список литературы

 

  1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход.  – М.: Академия, 2009. – 208 с.
  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.- 372 с.
  3. Абраменкова В.В.  Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. - М.: Даниловский благовестник, 2001. - 144 с. 
  4. Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Москва. 2012 – 47 с.
  5. Белкин А. И. «Нарушения половой идентификации» - М. 2002 22с.
  6. Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности. – Москва.  2012 –42 с.
  7. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая ; под ред. Т. А. Марковой. - Москва : Просвещение, 1982. - 128 с
  8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
  9. Гуткина Н.И. Диагностический инструментарий для Программы «Группы развития» // Ж. «Психолог в детском саду». 2007, № 4.
  10. Дергунская В. А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре». Москва 2005 – 45 с.
  11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 267 с.
  12. Иванова Т. В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей Волгоград.-Корифей 2008, 39 с. 
  13. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей, – М.: Просвещение, 1988. - 96 с.
  14. Иванкова Р. А. «Планирование педагогической работы по формированию сюжетно – ролевой игры» // Дошкольное воспитание 2013 - №5 – 53-56.
  15. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989 – 286 с.
  16. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации/ Под ред. Т.В. Сенько. Л.: Рос. Гос. Пед. Ун-т им. А.И.Герцена, 1991 . - 28 с.
  17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: Гардарики, 2004.- 411 с.
  18. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 11 т. М., 1962.
  19. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. – М. Педагогика 1975 – 158 с.
  20. Короткова Н. А. «Сюжетно – ролевая игра старших дошкольников»  // Дошкольное воспитание – 2014- №6 – 42-48.
  21. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.- СПб.: Питер, 2001.- 544 с.
  22. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А.А. Леонтьев.: Избр. псих.труды. – Л., Воронеж, 2001. – 447 с.
  23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. - 384 с.
  24. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
  25. Менджерицкая Д.В. Детские игры  / Менджерицкая, Д. // Дошк.воспитание. - 2008. - №5.- С.10-11.
  26. Михайленко Н. Я. «Педагогические принципы организации сюжетно – ролевой игры» // Дошкольное воспитание – 2012 - №4 – 23-29.
  27. Мониторинг в детском саду / Под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб, 2010. С. 156-158.
  28. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  29. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2.- М.: ВЛАДОС, 2004. – 498 с.
  30. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. –1998. –№4. –С.79.
  31. Новоселова С.Л Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007. – 119 с.
  32. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Академия, 1999. – 372 с.
  33. Общение детей в детской саду и семье./ Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1998. - 275 с.
  34. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-64с
  35. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект./ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Генезис, 2003. - 331 с.
  36. Программа дошкольного образования «Радуга» Т. Н.Доронова, Г. И. Гризик – М. 2002
  37. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе – С. Петербург 2014
  38. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова – М. 2005
  39. Программа «Я, ты, мы» О. М. Князева,  Р. Б. Стеркина – М. Дрофа-1999-128 с.
  40. Программа «Я – человек» С. А. Козлова – Школьная пресса – 2012 – 64 с.
  41. Программа «Мальчики и девочки – кто они?» М. А. Радзивиллова – ТЦ Сфера – 2006 – 96 с.
  42. Психология детей дошкольного возраста.// Под  ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.- М.: Гардарика, 1998.- 294 с.
  43. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 386 с.
  44. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М.: Генезис, 1998.– 273 с.
  45. Развитие общения дошкольников со сверстниками./ Под. ред. А.Г. Рузской. - М.: Просвещение, 1998.– 281 с.
  46. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. –192 с.
  47. Смирнов H.А. Психология ребенка и подростка. В 2 т. – М.: Педагогика, 1999. – Т. 1.– 364 с.
  48. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками. // Вопросы психологии. №2. 2003. С. 167.
  49. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
  50. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками.- М.: Аспект пресс, 2004. – 460 с.
  51. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция.- М.: Туманит, ВЛАДОС, 2003.– 160 с.
  52. Сухомлинский В.А. О воспитании: [выдержки из работ] /  В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1979.
  53. Тельнюк И. В. «Экспертные оценки в образовании» - М.2002
  54. УсоваА.П.  Игра и организация жизни детей. - М.: Просвещение, 1982. - 37.
  55. ФГОС – М. 2014 – 32 с.
  56. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте./ Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Педагогика, 1999.– 341 с.
  57. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2000. – 312 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

Текст анкеты.

1. Фамилия, имя  ребенка. Дата рождения.

2. Общителен ли  ваш ребенок со взрослыми?

а) очень,

б) не очень,

в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли  ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

4. Если ваш ребенок  общительный, то предпочитает ли  он играть:

а) с детьми старше себя по возрасту,

б) с ровесниками,

в) с более младшими детьми.

5. Как ведет  себя ваш ребенок в игре?

а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,

б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,

в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.

6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,

б) часто конфликтует.

7. Делится ли  ваш ребенок игрушками с другими  детьми?

а) охотно делится,

б) иногда делится, иногда нет,

в) не делится.

8. Сочувствует  ли ваш ребенок другим людям?

а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,

б) иногда сочувствует, иногда нет,

в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли  ваш ребенок других детей?

а) часто обижает,

б) иногда обижает,

в) никогда не обижает.

10. Часто ли  ваш ребенок жалуется взрослым?

а) часто,

б) иногда,

в) никогда.

11. Обидчив ли  ваш ребенок?

а) очень обидчив,

б) иногда обидчив,

в) не обидчив.

12. Справедлив  ли ваш ребенок?

а) всегда справедлив,

б) иногда справедлив, иногда нет,

в) чаще всего не справедлив.

13. Всегда ли  ваш ребенок говорит правду?

а) всегда,

б) иногда говорит, иногда нет,

в) чаще обманывает и говорит неправду.

14. Всегда ли  ваш ребенок ведет себя вежливо?

а) всегда,

б) иногда.

в) почти никогда не ведет себя вежливо.

15. Всегда ли ваш ребенок  послушен?

а) всегда,

б) иногда послушен, иногда нет,

в) почти никогда не бывает послушным.

16. Самостоятелен  ли ваш ребенок?

а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,

б) иногда самостоятелен, иногда нет,

в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.

17. Настойчив ли  ваш ребенок?

а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца,

б) иногда настойчив, иногда нет,

в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.

18. Трудолюбив  ли ваш ребенок?

а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,

б) иногда любит трудиться, иногда ленится,

в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.

19. Уверен ли  ваш ребенок в себе?

а) вполне уверен,

б) иногда уверен, иногда нет,

в) не уверен.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

10 баллов —  выбор для ответа пункта «а».

5 баллов —  выбор из ответа пункта «б». 1 балл — выбор для ответа  пункта «в».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

Приложение 2

Блок 1. Языки общения.

Игра-имитация «Мы обезьянки».

Цель. Игра учит детей воспроизводить выразительные и движения.

Ход игры. Педагог по желанию приглашает двоих детей выйти перед группой.

Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ребенок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

Этюды на имитацию выразительных движений

«Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, ступает на кончики пальцев.

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье ».

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложен на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Аплодисменты по кругу

Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.

Инструкция: У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. 

Информация о работе Игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста