Изучение нравственной воспитанности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;

3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6

1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12

Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников

2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26

2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………..48

Список литературы…………………………………………………….....51

Вложенные файлы: 1 файл

Работа полностью.docx

— 122.54 Кб (Скачать файл)

        Для младшего школьника характерна  зависимость оценок образов, суждений, норм поведения, способов действия, ценностей от влияния взрослых. Успешность в духовно-нравственном  воспитании зависит от отношений  «ребенок — родители»» «ученик  — учитель», «родители — учитель» [7, 13].

          В современной педагогической  теории наибольшее распространение  получили два подхода к построению системы нравственного воспитания учащихся: интеллектуалистический, который придаёт первостепенное значение формированию знаний школьников, и поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у учащихся навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве основного в построении системы нравственного воспитания.

        В построении теории нравственного  воспитания необходимо учитывать,  что суть воспитанной личности  составляют знание, навыки и привычки  поведения и отношения, в которые  личность вступает и которые  вырабатывает самостоятельно в  процесс деятельности, общения и  накопления опыта общественного  поведения.

        Под воспитанностью в педагогическом смысле подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у неё общественно значимых качеств, отражающих её всестороннее развитие.

        Выделяют три уровня  нравственной воспитанности. 

        Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в учебной деятельности и поведении, активной общественной и гражданской позиции.

        Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует.

        Низкий уровень  воспитанности представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями.

        Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий [4, 5].

        Рассматривая систему нравственного  воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько условий:

        Во-первых, осуществление согласованных  воспитательных влияний учителя  и ученического коллектива в  решении определенных педагогических  задач, а внутри класса –  единство действий всех учащихся.

        Во-вторых, использование приемов  формирования учебной деятельности  нравственным воспитанием. 

     В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и  взаимовлияние воспитываемых в  данный момент моральных качеств  у детей.

     В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств  личности по мере роста и умственного созревания детей [13, 198].

       «Практически любая деятельность  имеет нравственную окраску», считает  О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями».

     По  И.Ф. Харламову  содержание нравственности заключается в следующем:

     В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

     В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

     В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания  с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

     В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность  и правдивость, нравственная чистота, скромность.

     В человеколюбии или гуманности.

     Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется  в общественно ценных свойствах  и качествах личности, проявляется  в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду  и сочувствию. Она характеризуется  зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни  с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [21,30].

     «Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива» [8, 269].

     Нравственным  следует считать такого человека, для которого нормы, правила и  требования выступают как его  собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

     Подчеркнем, что воспитание только в том случае носит действенный характер, если в его основе лежит не принуждение  учащихся к развитию, а создаются внутренние стимулы к этому развитию, ученики сами проявляют активность и стремление к нравственному совершенствованию, которое будет эффективным только при условии, если в основе этого процесса лежит принцип самодвижения. активности учащихся в работе над собой. Следовательно, возбудить у учащихся потребность в моральном развитии — значит создать действенные стимулы для проявления активности в работе над собой, для эффективного формирования нравственного сознания и поведения.

        О нравственности человека можно  говорить только тогда, когда  он нравственно ведет себя  в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве  контроля выступают его собственные  взгляды и убеждения. Выработка  таких взглядов и убеждений  и соответствующих им привычек  поведения и составляют сущность нравственного воспитания [22].

     Существует  несколько подходов к определению  критериев нравственной воспитанности. Проанализировав эти подходы, мы выявили те общие критерии, которые  выделяют большинство исследователей. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению  к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует  считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения (мотивы), как  привычные формы поведения. Привычное  поведение формируют многократно  повторенные действия. Оно стабильно  позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. 

1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников

     Моральные  мотивы  руководят  нравственными  поступками  человека,  побуждают  его  размышлять  над  соответствующим  проявлением  образа  действий.  Чтобы  добиться  от  учащихся  глубоко  осознанного,  обоснованного  поведения,  учитель начальных классов ведет  целенаправленную  работу  над  формированием  мотивов,  их  дальнейшим  развитием.  В  данном  процессе  учитель  исходит  из  общественных  требований  времени.  А  поэтому  моральные  мотивы  не  только  основа  нравственного  поведения,  но  и  довольно  показательный  результат  воспитания.

     Распространенный  в  недавние  годы  подход  к  воспитательной  работе  ориентировал  учителя  на  словесные  формы  передачи  ценностей.  Поэтому  преобладали  длительные  монологи  в  сочетании  с  отдельными  мероприятиями.  Явно  не  хватало  индивидуального  подхода,  опоры  на  жизненный  опыт  ребенка,  учета  его  личных  особенностей.

     Основным  инструментом,  посредством  которого  учитель  направляет  и  организует  деятельность  ребенка,  являются  обычно  задания,  которые  он  ставит  перед  ребенком.  Для  их  эффективности  нужно,  чтобы  они  были  внутренне  приняты  ребенком,  от  чего  зависит  смысл  задания  для  него.  При  необеспеченности  мотивации  заданий  со  стороны  учителя  внутреннее  их  содержание  для  ребенка  может  резко  разойтись  с  их  объективным  содержанием  и  с  замыслом  учителя,  воспитателя.

     Иными словами, внешние воспитательные воздействия  способствуют формированию  положительных  черт  характера  и  нравственных  качеств  только  при  условии,  если  они  возбуждают  у  учащихся  положительное  внутреннее  отношение  и  стимулируют  их  собственное  стремление  к  моральному  развитию.

     Как уже отмечалось, у нравственного  человека сформированы  устойчивые  нравственные  мотивы,  которые  побуждают  его  к  соответствующему  поведению  в  обществе,  а  формирование  мотивов  нравственного  поведения  человека  обеспечивает  нравственное  воспитание.  На  этом  основании  справедливым  можно считать утверждение  о  том,  что  методы  формирования  таких  мотивов  есть  методы  нравственного  воспитания.

     Традиционные  методы  нравственного  воспитания  ориентированы  на  привитие  школьникам  норм  и  правил  общественной  жизни.  Однако  часто  они  действуют  лишь  в  условиях  достаточно  сильного  внешнего  контроля  (взрослые,  общественное  мнение,  угроза  наказания).  Важным  показателем  сформированности  нравственных  качеств  личности  является  внутренний  контроль,  действие  которого  приводит  порой  к  эмоциональному  дискомфорту,  недовольству  собой,  если  нарушаются  проверенные  личным  опытом  правила  общественной  жизни.

     Внутренний  контроль  формируется  благодаря  активной  деятельности  ребенка  в  интеллектуальной,  двигательной,  эмоциональной,  волевой  сферах.  Готовность  подчинять свои  побуждения  представлениям  и знанию  о культуре  человеческого бытия повышает  самооценку  личности,  развивает чувство собственного  достоинства.  Сформированные  навыки  контроля  способствуют  успешному развитию  нравственных  качеств личности  в процессе  обучения  и воспитания.

     Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков поведения к более высокому  уровню,  где требуется самостоятельность принятия  решения и нравственный  выбор.

     В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания.  Очевидно,  что  они  не  одинаково  направлены  на  формирование  мотивов  нравственного  поведения.  Методов  и  особенно  различных  версий  методов  накоплено  так  много,  что  разобраться  в  них,  выбрать  адекватные  целям  и  реальным  обстоятельствам  помогает  лишь  их  упорядочение,  классификация.  Но  явления  воспитания  очень  сложны  и  противоречивы,  а  потому  единое  логическое  основание  для  классификации  многочисленных  способов  педагогического  воздействия  найти  трудно.

     Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса:

  1. Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи,
  2. Влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения [16, 109].

     Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной Г.  И. [18],  в которой выделяют  такие группы  методов:

  1. Методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности);
  2. Методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;
  3. Методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

     Первый  этап  правильно  организованного  воспитания  –  знание  (понимание)  воспитанником  тех  норм  и  правил  поведения,  которые  должны  быть  сформированы  в  процессе  воспитания. Мотивы  условно  делятся  на  смыслообразующие  и  мотивы-стимулы. Для  учителя  начальных  классов  важной  задачей  является  формирование  смыслообразующих  мотивов.  Ведь,  действительно,  трудно  воспитать,  выработать  какое-либо  качество,  не  добившись,  прежде  всего,  ясного  понимания значения  этого качества.  К влияниям,  которые создают нравственные  установки,  смыслообразующие  мотивы,  отношения,  формируют представления,  понятия,  идеи,  относятся методы,  получившие  общее название  методов формирования  сознания  личности.

Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников