Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2. Описать опыт общеобразовательных учреждений по нравственному воспитанию младших школьников;
3. Провести диагностику по выявлению нравственной воспитанности младших школьников.
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущность и природа нравственной воспитанности…………………6
1.2. Содержание нравственного воспитания младших школьников…..12
Глава 2. Изучение уровня развития нравственной воспитанности у младших школьников
2.1. Опыт работы образовательных учреждений по нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………...26
2.2. Диагностика и анализ нравственной воспитанности учащихся 3 класса МОСШ № 25 г. Нижневартовска……………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..48
Список литературы…………………………………………………….....51
Главной целью курса «Истоки» (авторы И.Л.Кузьмин, Л.В. Камкин, Н.В. Котельникова) является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит, как считают авторы, формирование социокультурной основы личности, обеспечивающей ее самоопределение и самоутверждение.
Программа содержит темы, в раскрытие которых заложены такие нравственные понятия, как верность, правда, честь, согласие, терпение, послушание, милосердие, доброта, покаяние, ум и разум, истина, знания и мудрость. Например, в программе II класса четыре раздела: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Каждый из них содержит соответствующие темы: «Имя и доброе качество», «Родовое дерево», «За что я благодарен своим родителям», «Поле и школа», «Почему родные просторы значимы для человека?», «Полевые работы», «Мастера-плотники», «Какое бывает слово», «Смысл праздников», «Храм души» и др. Программа III класса включает разделы: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».
Тексты
соответствующего пособия помогают
школьникам найти ответы на такие
вопросы: почему нам всегда нужна
надежда, какая надежда не умирает,
как согласие надежде помогает, почему
терпение и надежда вместе идут,
с чего начинается любовь к ближнему,
как любовь соединяет, жалеет и терпит,
что значит иметь милость в
сердце, зачем нужны добрые слова,
как покаяние любви учит и т.н.
Достоинствами текстов являются следование
традициям русского народа, доступность
для
младших школьников, наличие интересных
сюжетов, вызывающих эмоциональный отклик
детей. Упущением, на наш взгляд, является
предоставление учащимся готовых ответов
на поставленные вопросы, что вступает
в противоречие с особенностями выбранного
авторами социокультурного подхода к
осуществлению духовно-нравственного
воспитания. В основе такого подхода, предложенного
профессором И.Л. Кузьминым, лежит идея
активного воспитания. Нравственные ценности
не
могут быть привнесены кем-то извне, они
— результат активной деятельности самого
ребенка. С целью организации такой деятельности
авторы предлагают целую систему тренингов,
которые можно проводить при изучении
каждой темы.
В практике религиозного направления деятельности по нравственному воспитанию школьников наиболее известной программой является «Мироведение» Л.В. Суровой. Автор придерживается идей развивающего обучения в их тесной взаимосвязи с воспитанием. Понятия, по ее мнению, не могут быть просто сообщены, они должны быть выведены из всего имеющегося опыта ребенка, из сопоставления уже знакомого с новым опытом, соотнесены с живым наблюдением, личными впечатлениями ребенка. Па основе таких понятий строится его внутренний мир, происходит освоение им духовного пространства жизни, постижение нравственного закона. Зaкон при этом должен быть не внешним императивом, а внутренним открытием, только тогда, справедливо утверждает JI.В. Сурова, можно надеяться на пробуждение нравственного чувства, совести.
В
курсе «Мироведение»
сущность. Однако одного осмысления окружающего
мира недостаточно; ребенку нужно ощутить
себя в этом мире, найти свой путь и учиться
им идти. Эта мысль, заявленная в программе,
на наш взгляд, недостаточно детализирована.
Целью программы «Наше Отечество — святая Русь» Т.И. Петраковой, Е.Б. Евладовой и других является формирование нравственных ориентиров на основе традиционных христианских и общечеловеческих ценностей. Они раскрывают темы «Родная история», «Русь великая», «Русский человек без родни не живет», «Русская душа», «Русь богатырская», «Искусство моей Родины». Они раскрывают отечественные ценности, отражающие различное мировосприятие русского народа. Это, прежде всего, знакомство с «Русскими ведами», главными славянскими божествами, обрядами, праздниками; с распределением трудовых обязанностей между мужчинами и женщинами, обрядовым фольклором и народными сказками. Центральное место в программе занимают образы святых земли Русской, христианские ценности: любовь, уважение, взаимопонимание, душа и духовность, совесть, ответственность человека за свои поступки, честность, трудолюбие и др. Сочетание этнического и христианского содержания, на наш взгляд, правомерно, так как характеризует особенности духовного опыта русского народа. В качестве примера приведем содержание темы «Русь великая»: «Киевская Русь, Киев — мать городов русских. Крещение Руси — духовное просвещение русского народа. Святые Кирилл и Мефодий, первопечатник Иван Федоров, преподобный Нестор-летописец. Русская деревня. Крестьянское поселение. «Изба - что терем». Резьба и роспись горницы. Красный угол — божница. «Дом вести — не лапти плести». Традиционные отечественные праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Благовещение, Троица и др. Колядки, Масленица».
Авторы считают целесообразным использовать такие формы и методы работы, как беседы, чтение отрывков из книг разных жанров, просмотр видеозаписей, кинофильмов, экскурсии в музеи, храмы, паломнические поездки по святым местам, игры — упражнения в добродетели, проведение праздников, участие детей в делах милосердия и др. Главная трудность, с которой встретится учитель начальных классов в процессе реализации этой программы, на наш взгляд, заключается в соблюдении чувства меры и принципа светского характера образования. В целом же программа призвана приобщить детей к духовной и социальной жизни русского народа.
Заканчивая анализ некоторых существующих в настоящее время программ нравственного воспитания младших школьников, следует подчеркнуть, что их выбор учителем будет зависеть от системы ценностей, которой он придерживается; от типа образовательного учреждения, в котором он трудится; от запросов и пожеланий родителей учащихся. Содержание вышеназванных программ можно реализовывать не только в специально отведенное для этого время (факультатив, внеклассное мероприятие и т.п.), но и интегрируя с содержанием таких предметов, как чтение, изобразительное искусство, художественный труд, музыка, окружающий мир [23, 16 - 21].
Нами также был изучен опыт работы по нравственному воспитанию младших школьников школы № 12 города Сибай Республики Башкортостан. В школе была разработана программа по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. Целью данной программы является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Задачи данной программы:
В программе школы по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста представлены содержание и формы нравственного образования и воспитания в I— IV классах (см. Приложение 1).
На
занятии по теме «Я и окружающий
мир» первоклассники сравнивают себя
с другими представителями
На
занятии по теме «Коллектив» школьники
рассматривают отношения «
На примере изучения различных общественных формаций, поняв, что, как в игре существуют правила, без которых игра не получается, так и в природе, обществе существуют законы, по которым живет человечество, ученики III класса выработали законы своего коллектива:
Каждый член коллектива:
На
подобных занятиях, которые тесно
переплетаются с уроками
После чтения и анализа рассказа А. Гайдара «Совесть» в ходе беседы и рассмотрения различных жизненных ситуаций ученики нашли ответ на вопрос «Откуда берется совесть?»: из нашего знания правил поведения, нравственных законов — ведь если человек не знает их, то он и не понимает, что нарушает какие-то нравственные принципы, значит, и не переживает об этом, т.е. его не мучает совесть. «Бог — это и есть совесть. И наказывает нас не Бог, а наша совесть» (Даша Зеркина); «Совесть — это воспитание. Немного больно и как будто камень на груди, когда ты врешь родителям, учителю. Совесть — она нужно. Совесть — это правда» (Даяна Абдуллина). В заключение этого занятия дети пишут мини-сочинение «Если бы не было совести».
В дальнейшем младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, семейной ссоры до разногласий между различными слоями общества и войн между государствами.
В
ходе занятий дети учатся сопереживать,
не быть равнодушными, они остро
реагируют на возникшие в мире
конфликтные ситуации. Так, ученики
III класса после серии террористических
актов в нашей стране, особенно
после трагедии 11 сентября в США,
решили написать письмо Президенту Российской
Федерации. Администрация Президента
РФ в лице заместителя начальника
Управления Президента РФ по работе с
обращениями граждан В.Д. Матвеева
отметила позитивное отношение молодых
граждан Российской Федерации к
добру, миру, справедливости, а также
их озабоченность таким
Очень больная и серьезная тема — семейные конфликты, которые дети пытаются решить по-своему, иногда мудрее, чем взрослые. На занятиях они размышляют о том, как рождается семья, что нужно для семейного счастья, что такое «любовь», что значит «любить», «умеем ли мы любить», почему распадается семья, почему дети убегают из дома, обозначают роли жены, мужа, хозяина, хозяйки, предлагают пути достижения взаимопонимания между всеми членами семьи (как важнейшего условия сохранения семьи): «Папе не надо много пить. Ведь так меньше ругани» (Юра Савиков); «Надо научиться прощать, уважать мнение другого человека, не быть эгоистом» (Даша Зеркина); «Без любви жить нельзя» (Радмир Батыршин); «Для счастья в семье нужно, чтобы мама была дома, а папа работал где-нибудь поближе, в Магнитке» (Ринат Губайдуллин); «Если никто никого не будет любить, будет война, потому что все будут друг другу чужие и злые» (Катя Соловьева).
К концу IV класса дети спокойно, без пошлых ухмылок говорят о любви, дружбе, продолжении рода, делятся переживаниями, первыми нежными чувствами.
Младшие школьники в наше время очень много знают об алкоголе и наркотиках. На занятиях по теме «Наркотики. Алкоголь. Сигареты» они сравнивают характер и поведение зависимого от пагубных привычек человека с поведением человека волевого (игра «Марионетка»). Детям не нравится быть игрушкой, они не хотят, чтобы кто-то парализовал их волю, не считался с их желаниями. Далее они обсуждают стадию развития организма курящего или пьющего человека, состояние здоровья наркомана, пытаются понять цель наркодельцов. Дети приходят к убеждению: «Я выбираю здоровье. Я не хочу становиться безвольным из-за зависимости от наркотиков!»
Информация о работе Изучение нравственной воспитанности младших школьников