Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить, в какой мере гармоничное воспитание в семьи влияет на уровень агрессивности подростка и влияние родительских отношений на формирование личности.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирование личности подростка;
- исследовать взаимоотношение в семьях подросткового возраста;
- определить влияние типа взаимоотношений в семье на уровень агрессивности подростка.
- провести качественный анализ полученных результатов
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Глава I Семья как важнейший институт социализации личности подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. 1. Особенности развития личности в подростковом возрасте. . . .3
I. 2. Влияние семьи на воспитания подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I. 3. Психологические механизмы социализации в семье . . . . . . . .10
I. 4. Типы семей, их роль в формировании подростка . . . . . . . . . . 18
Глава II. Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
II. 1.Описание процедуры проведения исследования. . . . . . . . . . 24
II. 2. Анализ полученных результатов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
II. 3. Выводы и рекомендации родителям подростка, а также педагогам.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
У Короблёва Валерия виды агрессии, можно сказать, находятся немного выше среднего уровня. Отличается только, что у Валерия отсутствует практически зависть и ненависть к людям. Остальные виды более выражены и в зависимость от ситуации проявляются у Валерия.
Мезяк Сергей более склонен к физической и вербальной агрессии. Это использование физической силы и также выражение негативных чувств через крик, визг и через проклятие и угрозы. Сергей более осторожен и недоверчив по отношению к людям. Проявляется косвенная агрессия. Выражено чувство вины, возможное убеждение его в том, что он является плохим человеком. Таким образом, при анализе всего класса на выявление агрессивности мы видим, что в классе находятся ученики с разной стойкостью к агрессивности. Наиболее она выражена у Савельевой А., Мезяк С., Ермалович Е. Это ещё не большой показатель, так как малый процент агрессивности должен провялятся у каждого человека, так как ее отсутствие приводит к пассивности, комфортности.
По соотношению индексов враждебности и агрессивности выявились только некоторые, у которых они совпали. Это Короблев В. и Савельева А., на которых следует обратить особое внимание и принять определенные меры. У большинства в классе выявился индекс враждебности, что показывает на возможную враждебность, обозленность детей на окружающих их людей. Тем не менее, все результаты показывают, что, в общем, в классе нет детей с ярко выраженной агрессивностью.
Анализ родительского отношения с подростками
По результатам анализа теста-опросника родительского отношения (гл.
таблицу и схемы) Савельевой А. мы видим, что родителю нравится она такой,
какой она есть. Родитель уважает индивидуальность своего ребенка, стремится
проводить, по возможности больше времени с ним, одобряет и интересы. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности Алены, испытывает чувство гордости, доверяет ей, ощущает себя с ней единым целым. При всех этих положительных отношениях к Алене наблюдается авторитаризм. Родитель требует послушания и дисциплины, пристально следит за социальными
достижениями ребенка.
У Гиро К родителю нравится она такой, какой она есть, уважает ее индивидуальность и симпатизирует ей. Ощущается, что родитель не уверен в способностях своего ребенка, считает его не таким зрелым для своего возраста. Тем не менее, всегда старается помочь в трудных ситуациях, доверяет и старается встать на его точку зрения, стремится оградить от трудностей и неприятностей жизни. Старается следить за деятельностью Ольги, контролирует, но в разумных пределах.
Новик В. У Валика родитель чувствует расположения к нему, ему нравится ребенок таким, какой он есть, со всеми его недостатками и преимуществами. Всегда старается помочь своему ребенку, сочувствует ему, в курсе всех дел ребенка и также испытывает чувство гордости за него. старается выполнять все просьбы, но при этом чувствует и строгое отношение к ребенку, требует определенной дисциплины.
Островская А.. практически то же самое, что и у Новика. Чувствуется забота и сочувствие к ребенку. Родителю нравится он таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Тем не менее, и чувствуется особый контроль и дисциплина.
Сватко А. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы. Чувствуется небольшая недоверчивость к ребенку из-за дурных наклонностей. Тем не менее, родитель стремится к силебиотическим отношениям. Также проявляется контроль за поведением ребенка.
Ермаковай В. Родителю нравится свой ребенок таким, какой он есть. Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним единым целым. Также родитель следит за достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками.
(Кораблев В. Родителю нравится его ребенок таким, какой он есть, с его неустойчивостью, неприспособленностью. Старается помочь ребенку, сочувствует ему, доверяет. Относительно контроля, то в этом случае, контроль за поведением ребенка не строгий, не навязывается воля родителя. Также родитель досадует на его неумелость, стремится инфантилизировать ребенка.
(Мезяк С. Родитель воспринимает ребенка таким, какой он есть. Ему кажется, что Сергей не добьется успеха из-за низких наклонностей, тем не менее уважает индивидуальность ребенка, заинтересованность в делах и планах ребенка, старается помочь ему. Испытывает жалость к ребенку. Основной причиной его капризов считает - эгоизм, упрямство и лень. Полагает, что строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер и в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, открытым для дурных влияний.
Таким образом, практически у всех родителей просматривается строгий контроль за поведением детей, но в свою очередь все родители любят и уважают их, им нравятся дети такими, какие они есть, с их индивидуальными особенностями, что присуще всем любящим родителям.
II.3 Выводы и рекомендации родителям подростка
Практическая часть курсовой основана на тестирование учеников 8 класса Китаевской средней школы, которые выполняли тест на выявление уровня агрессивности, также проходили тестирование их родители на выявление родительского отношения. Принимало участие 8 детей и их родители.
При анализе и изучении их ответов выявилось, что уровень агрессивности у всего класса невысокий, только у некоторых он совпадает с индексом агрессивности. Это у Савельевой А., Кораблева В., Ермалович Е и то этот уровень не большой.
При анализе родительского отношения выявилось, что всем родителям нравятся их дети такими, какие они есть, гордятся ими, интересуются их делами, но при всем этом чувствуется довольно строгий контроль за дисциплиной и воспитанием ребенка.
По-разному этот контроль воспринимается детьми. У Савельевой А такое воспитание влияет на уровень агрессивности, и чувствуется, что девочка не
воспринимает такого отношения, что и содействует появлению агрессии.
Есть также ученик, у которого контроль родителей очень слабый, но это также по-своему влияет на проявление агрессии.
У остальных детей чувствуется понимание родительского отношения, они
воспринимают воспитание родителей, как необходимую меру с их стороны, но в свою очередь возникают проблемы связанные с переходным возрастом, что и ведет к проявлению агрессии.
Рекомендации родителям:
1) Больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, личному мнению.
2) Стремиться к социально-желательному образу родительского отношения
3) Быть с ребенком на равных, доверять ему, стараться придерживаться его точки зрения в спорных вопросах, и быть заинтересованными в делах и планах ребенка.
4) Больше уделять своего свободного времени семье, ведь семья является определяющем фактором развития личности ребенка.
Можно выделить следующие рекомендации педагогам в работе с родителями подростков:
1) Формировать у родителей правильное представление о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.
2) Формировать субъективную позицию родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми.
3) Формировать психолого-педагогическую культуру родителей.
4) Развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.
Заключение
В заключение курсовой работы рассматриваются выводы по проведенным тестам и результаты их по отношению с поставленной гипотезой. Теоретическая часть курсовой работы основана на просмотре особенностей подросткового возраста и различных типов семей, которые влияют на степень развития ребенка в этом возрасте. Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера - поистине трудный возраст переменчивое, с резкими колебаниями настроения, ранимость делают его подчас совершенно неспособным адекватно оценивать ситуацию и вести себя сообразуясь с нею. Именно такой своей неадекватностью подросток и провоцирует возникновение разного рода конфликтов и агрессии. В свою очередь различные типы семей, воспитание и отношение родителей по-своему оказывают на развитие подростка.
В результате выявилось, что гипотеза в некоторой мере подтвердилась, но так как в классе не выявилось высокого индекса агрессивности и родительское отношение в основном воспринимается хорошо детьми, поэтому здесь выявить в точности, что влияет на уровень агрессивности не очень легко.
В связи с этим тему еще нужно разрабатывать и рассматривать с разных сторон, чтобы придти к стабильному выводу.
Поэтому эта тема будет интересна для других студентов, и разрабатывать
ее станет полезным для каждого из учащихся.
Содержание данной курсовой работы может быть использована преподавателями психолого-педагогических дисциплин, учителями в реальном педагогическом процессе.
Продолжением работы является дальнейшее изучение детско-родительских отношений.
1. Аверин В А «Психология детей и подростков». Издательство Михайлова В А 1998г.С.167
2. Аксенов И Н «социализация подростков»-М. МАИ,1996г. С.276
Айхорин А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс, 2001. С. 211
3. Видра Д «Помощь разведенным родителям и их детям» М. Издательство Института психотеропии,2000г.С. 238
4. Выгодский Л С «Детская психология.II Сборник сочинений в 6 томах.Т-4, М., 1984г. С. 123
5. Вроно Е. «Несчастливые дети – трудные родители».- М.: Семья и школа, 1997.
6. Коморов М С «Введение в социологию» - М., Наука, 1994г. 0С. !34
7. Куликова В.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».: учебник, 1999.
8. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». Учебное пособие. М.: Владос, 1995.
9. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании».
10. «Популярная психология для родителей».: 2-е издание, испр.: Союз, 1999.
11. «Социология»: Учебное пособие для студентов ВУЗов. Мн., «Театров-Системс», 2001г. С. 256
12. Фридман И.К. «Себя как в зеркале я вижу…». – М.: Изд-во «Семья и школа», 1196.
13. Фурманов И.А. «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста». Мн., 1997.
14. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманов Н.В. «Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства». Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999.
15. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. «Теория личности». – М. «КСП+», 1997.
Методики исследовательского блока
Опросник «Выявление реакции развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий»"
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-нет).
2. Иногда сплетничают о людях, которых не люблю (да-нет).
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).
4. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).
5. Я не знаю, что люди говорят обо мне за спиной (да-нет).
6. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да-нет).
7. Когда мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести (да-нет).
8. Мне кажется, что не способен ударить человека (да-нет).
9. Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами (да-нет).
10. Я всегда снисходителен к чужим недостатком (да-нет).
11. Если мне не нравиться установленное правило мне хочется нарушить его (да-нет).
12. Другие умеют всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да-нет).
Информация о работе Изучение родительского отношения с подростками и уровня агрессивности подростков