Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- провезти теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного развития.
- рассмотреть понятие о возрастных кризисах развития.
- изучить психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет.
- рассмотреть социальные факторы преодоления возрастного кризиса.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного
развития………………………………………………………………………………..…5
1. 1. Понятие о возрастных кризисах развития………………………………………...5
1. 2. Психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет…………...…9
1. 3. Проблемы изучения индивидуальных вариантов проявления у детей
кризиса 3 лет…………………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное изучение индивидуальных вариантов проявления у
детей кризиса 3 лет……………………………………………………………………..23
2. 1. Цель, задачи и организация исследования………………………………………23
2. 2. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………………26
2. 3. Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для
позитивного переживания кризиса 3 лет……………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...57
Однако такого рода наблюдения имеют и свои недостатки. Так, например, нередко характерное для одного ребенка и даже двух детей из одной семьи может быть принято за типичное для возраста, а некоторые типичные свойства — за второстепенные. Экспериментатору, пожелавшему расширить свою базу, окажется трудным с той же полнотой погрузиться в жизнь 5—10, а то и 30 детей, как это возможно при наблюдении за одним ребенком. Вместе с тем, расширение круга наблюдаемых лиц чрезвычайно желательно.
Поэтому для организации наблюдений в своем исследовании мы прибегли к:
1) длительному и регулярному наблюдению за 9 детьми, дополнив эти данные материалом известных в советской психологической литературе дневников Н. А. Менчинской (1948), В. С. Мухиной (1969), В. А. Рыбниковой-Шиловой (1933) и А. Д. Павловой (1924);
2) более фрагментарным, хотя и достаточно регулярным наблюдениям за 41 ребенком в ситуациях спонтанного общения в семье и детском саду.
Определенная эпизодичность наблюдения за этими детьми потребовала принятия дополнительных мер, с помощью которых мы намеревались компенсировать неполноту получаемых данных. В связи с этим к началу исследования нами было подготовлена стандартная для всех родителей анкета (см. приложение 1). Ее материалы использовались нами на этапе осмысления данных наблюдения.
В нашем исследовании наблюдались дети от 2 до 4 лет, посещающие ясли-сад (№ 12 г. Чебоксары, № 32 г. Новочебоксарск ) — всего 40 человек, и дети, воспитывающиеся в семье и не посещающие детский сад — всего 10 человек.
Среди опрошенных были родители детей, воспитывающихся только в семье (10 человек), родители детей, посещающих ясли-сад (15 человек) и 4 воспитателей младших групп детского сада. Остальные дети наблюдались без параллельного опроса их родителей.
Сбор данных методом наблюдения ставит исследователя перед необходимостью определить показатели, согласно которым то или иное наблюдаемое событие, фиксируемая ситуация могут быть отнесены к тому или иному классу. В нашем случае, как ситуация, в которой обнаруживает себя кризис 3 лет, ибо, конечно, нельзя представить себе дело так, что ребенок, находящийся в критическом возрасте, на все и всегда реагирует особым, специфическим для кризиса образом и никогда — привычным. Напротив, думается, что в большинстве своем ребенок ведет себя привычным образом, соответственно своему жизненному опыту и лишь в особых ситуациях, на "ключевые стимулы" реагирует "кризисно".
Показатели отбора критических ситуаций разрабатывались в соответствии с бытующими в научной литературе представлениями о ребенке в состоянии кризиса, основными чертами которого являются: уязвимость и непредсказуемость.
Ими стали:
1. Новое, неожиданное поведение ребенка в привычной, знакомой ему ситуации.
2. Эмоциональные проявления, иные по силе или качеству, чем те, которые вызывала эта ситуация в прошлом.
Другими словами, показателями отнесенности ситуация к кризисным мы считали появление качественно нового (в переживаниях и поступках малыша) в привычных ему обстоятельствах.
Иначе говоря, ситуация, в которой ребенок обнаруживает свое особое — критическое — состояние, ему хорошо знакома, он раньше действовал в ней и действовал успешно. Однако теперь он сам, по внутреннему побуждению отказывается от привычного способа действия и действует иначе. Такое может произойти лишь в том случае, если изменилось само понимание ситуации, смысл ситуации в целом. А это и есть выражение той перестройки личности ребенка, которая совершается в критический период.
Схема фиксации в наблюдении была построена таким образом, чтобы охватить как можно более широкий контекст наблюдаемых событий. Поэтому мы фиксировали: 1) событие, спровоцировавшее наблюдаемое нами поведение ребенка (то есть то, что вызвало "кризисную" реакцию — внешнее обстоятельство, поставившее ребенка в новое для него, неожиданное положение: воздействие взрослого, вызвавшее неожиданную форму поведения, или это было проявление в детском поведении никем и ничем не спровоцированное, но ранее ребенку не свойственное); 2) подробное описание поведения ребенка в ответ на вызывавшее его воздействие или появившиеся без видимых причин (здесь подробно фиксировались все речевые высказывания детей, их эмоциональные состояния, адресованность их поведенческих проявлений кому-то из окружающих, характер переживаемого ими события); 3) запись реакции взрослого на детское поведение (следовало ли с его стороны неприятие подобного поведения ребенка и попытки пресечь его, в какой форме это производилось, или взрослые оставались нейтральными к новым для них формам детского поведения, или же принимали их с пониманием); 4) в последнюю очередь фиксировалось переживание детьми отношения взрослых к своим поступкам и их ответные действия (здесь учитывалось, исчезает ли то или иное проявление в детском поведении после определенных воздействий взрослых или, напротив, усугубляется). Далее следовал самый тщательный сбор дополнительных данных, по ходу которого мы обращались к родителям и педагогам за разъяснениями и уточнениями.
Если наблюдаемое нами поведение обнаруживалось у ребенка в непривычной для него ситуации (информацию об этом мы получали от окружающих его взрослых) или оно было необычной реакцией нездорового, заболевающего ребенка, мы исключили фиксируемую ситуацию из рассмотрения.
По завершении этапа отбора критических ситуаций или жизненных эпизодов, в которых, с нашей точки зрения, обнаруживалось новое, рождаемое перестройкой личности в период кризиса состояние ребенка, наступал этап содержательного анализа собственно самих ситуаций. На этом этапе каждая ситуация рассматривалась и обсуждалась группой экспертов — детских психологов, которые определяли доминирующую черту в поведении детей в каждой из них. По этой черте и был назван симптом, обнаруживаемый в детском поведении. Анализ всех отобранных ситуаций (240) позволил нам выделить 24 симптома, описание которых с примерами дано ниже.
2. 2. Анализ результатов и их обсуждение.
Описание симптомов кризиса 3 лет
Стремления к самостоятельности: нетерпимое отношение к опеке взрослого, отказ от его помощи.
Оля И. (2, 3, 12)1. Долго возится со шнурками, одеваясь на прогулку в детском саду. От помощи категорически отказывается, но и сама справиться с делом не может. Няня, не взирая на протесты девочки, обувает ее. Оля сердито, со слезами на глазах, заявляет: "Все равно я "твоими" ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять "своими".
Острая аффективная реакция на критику в свой адрес: обидчивость в ответ даже на легкое неодобрение имеет вид бурно проявляемого вовне аффекта, который предъявляется взрослому, адресован ему, является сигналом, обращенным к окружающим, и рассчитан на их восприятие. Адресован аффект, как правило, близкому взрослому, даже если его причиной был посторонний человек.
Саша Ц. (3, 6, 20). По дороге из детского сада молчащая и насупленная Саша вдруг останавливается посреди дороги и заливается слезами. Испуганная и ничего не понимающая мама подхватывает девочку на руки и почти бегом доносит ее до дома. Состояние Саши ужасное: ее душат слезы, дыхание прерывается, она не может говорить. Немного успокоившись, Саша рассказывает маме, что воспитательница отругала ее за то, что она медленнее всех одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, девочка кричит маме: "А ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот".
Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что слова педагога о том, что Саша слишком медленно одевается на прогулку и задерживает всю группу, девочка восприняла совершенно спокойно, при этом и не подумав прибавить скорости в облачении на прогулку. Незаметная для воспитателя острая обида и уязвленность девочки имели место и обнаружились, как только она осталась наедине с мамой. Негативная характеристика Саши в целом как медлительного, плохого по сравнению с другими детьми ребенка, оказалась болезненной для девочки, нанесла ей ощутимую душевную травму, заставила страдать.
Острое переживание неуспеха в деятельности (своей несостоятельности, неумелости, неловкости и т. д.). Оно, как правило, прямо не адресовано окружающим и выражается в виде стыдливости, застенчивости, смущения, способности краснеть. Очень редко принимает форму неожиданных, отличных от бурного аффекта, способов протеста против "обидчика".
Стасик С. (2, 0, 25). Обнаружил впервые застенчивость в овладении новым для себя делом. Не сумев выполнить по просьбе мамы постройку из кубиков (она рассыпалась), малыш устыдился, взял маму за руку, вывел ее из комнаты и вернулся в комнату, чтобы исправить свою работу "без свидетелей".
Неожиданным в этой ситуации было то, что мальчика не стыдили за неудачу, чувство неловкости у него возникло само.
Упреждение реакции взрослого на свои действия: ребенок предвосхищает возможные упреки взрослого, сам себя "наказывает", отводит порицания лестью или объяснениями.
Запись из дневника В. С. Мухиной 18/VII, 1963 (2, 6, 5). Застала Кирилла, стоящего в воде. Увидел меня: "Мама, я больше не буду ходить в лужу. Мама, побей меня".
Острое переживание своего успеха в деятельности. Это может выражаться в бурной радости, несоразмерных достижению эмоциональных вспышках, в хвастовстве, бахвальстве, преувеличениях.
Ира Т. (2, 11, 00). Говорит родителям, пришедшим за ней в сад: "Я сегодня так устала. Я свою кроватку лучше всех заправила, еще меня Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям, я всем заправила. Я лучше всех заправляю". Родители знали от воспитательницы, что Ира ничьих кроваток не заправляла, но сегодня ее впервые похвалили за аккуратно прибранную после сна постель: раньше ей этого сделать не удавалось.
Демонстративное выражение чувств. Этот симптом обнаруживается в разрыве между испытываемой эмоцией и ее экспрессией, в некоторой нарочитости чувств, в изображении эмоции, которую реально не переживают или скрывают под напускным безразличием.
Пришедший с работы папа Ани С. (2, 11, 27) обнаружил ее плачущей у комнаты мамы, дверь в которую была заперта. "Ты что плачешь?" — спросил он у девочки. "Уйди, папа, — спокойно ответила ему Аня, мигом осушив слезы, — я не тебе, я маме плачу".
Алеша Б. (3, 1, 3) безобразно вел себя на занятиях в детском саду. Воспитательница наказала Алешу: отняла у него карандаши и заставила стоять возле своего стула. Мальчик был очень огорчен, но демонстративно изображал безразличие к наказанию и даже веселье: улыбался, строил гримасы, смешил детей.
Острая потребность в оценке взрослого: дети настойчивы в поиске оценки, изобретательны в способах ее получения от взрослого, испытывают раздражение, когда взрослый не отмечает их успехов.
Саша Ц. (3, 1, 13), получившая от мамы похвалу за помощь по хозяйству, на следующий день начала производить уборку квартиры по собственной инициативе. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий девочки. Саша долго и терпеливо ждала реакции мамы на свои действия и, не дождавшись, ворвалась в комнату к маме со слезами на глазах: "Когда ребенок убирается, он молодец?" "Молодец", — растерянно ответила мама Саши. "Ну, так скажи, что молодец", — раздраженно потребовала девочка.
Согласование своих намерений с интересами окружающих: ребенок способен учесть интересы другого человека и отказаться от привлекательной для него деятельности, подчинить свои интересы и мотивы интересам и мотивам других, с учетом сложившейся ситуации.
Саша Ц. (3, 0, 3) всегда недолюбливала приятельницу своей мамы Машу, которая время от времени оставалась ночевать в доме и занимала Сашину комнату. Однажды, вернувшись домой после прогулки, Саша с порога крикнула маме: "Включай скорее телевизор, сейчас вечерняя сказка начнется". Мама объяснила девочке, что в комнате спит Маша, что у нее сильно болел зуб, что она только что заснула и будить ее очень не хочется, и не могла бы Саша один вечер обойтись без сказки. К огромному удивлению мамы, Саша согласилась обойтись без сказки, только стала уж очень ревностно оберегать покой гостьи. "Тише ты, разбудишь Машу!" — шепотом одергивала она маму, если та невзначай что-нибудь роняла на кухне.
Намеренная амбивалентность поведения: рассогласование между словом и делом, между выражаемой готовностью действовать и реальным бездействием.
Юля В. (3, 0, 9) бьет маму кулаком и приговаривает: "Мама, я тебя очень люблю".
Саша Ц. (2, 11, 12) преградила путь маме, стоит молча, насупившись, выжидательно смотрит на маму. На все просьбы мамы пропустить, уйти с дороги отвечает: "Сейчас, сейчас", — но с места не трогается. Затем также неожиданно уступает маме дорогу.
Негативизм: сопротивление тому, что исходит от взрослого; стремление настоять на своем, пусть абсурдном требовании и даже в ущерб себе.
Стасик С. (2, 0, 2). Мама предлагает мальчику погулять, начинает одевать его. "Гулять нет, не хочу гулять" — заявляет ребенок, который раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. "Не хочешь, не надо", — пожимает плечами мама и перестает одевать сына. "Гулять, гулять", — требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова заводит: "Гулять нет, не хочу гулять". Так продолжается довольно долго. Никакого аффекта или реального нежелания гулять ребенок не обнаруживает, но всякий раз как взрослый предлагает прогулку, начинает отказываться от нее. На следующий день все входит в норму, малыш не сопротивляется предложению мамы, но спустя несколько дней вдруг категорически отказывается от прогулки, не позволяет себя одеть, начинает плакать.
Информация о работе Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет