Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- провезти теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного развития.
- рассмотреть понятие о возрастных кризисах развития.
- изучить психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет.
- рассмотреть социальные факторы преодоления возрастного кризиса.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы кризиса 3 лет как этап возрастного
развития………………………………………………………………………………..…5
1. 1. Понятие о возрастных кризисах развития………………………………………...5
1. 2. Психологические особенности проявления у детей кризиса 3 лет…………...…9
1. 3. Проблемы изучения индивидуальных вариантов проявления у детей
кризиса 3 лет…………………………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное изучение индивидуальных вариантов проявления у
детей кризиса 3 лет……………………………………………………………………..23
2. 1. Цель, задачи и организация исследования………………………………………23
2. 2. Анализ результатов и их обсуждение……………………………………………26
2. 3. Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для
позитивного переживания кризиса 3 лет……………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………...57
Анализируя динамику появления описанных выше симптомов в поведении детей, мы обнаруживаем, что в предкритический подпериод складываются восемь симптомов. Среди них три симптома первой группы (самостоятельность, негативизм, игра с воображаемым объектом). Достаточно выраженным здесь оказывается вектор воображения (помимо упомянутого симптома игры с воображаемым объектом в этом подпериоде складываются: фантастическая мотивировка отказа взрослому, бескорыстное фантазирование, зависимость от собственных фантазий).
В критический подпериод появляются 15 симптомов. Это свидетельствует, что подпериод как критический, в литературе выделен правильно. Среди них четыре симптома, входящие в первую группу (острая аффективная реакция на критику, настойчивость в деятельности, предвидение конечного результата в деятельности и острое переживание успеха в деятельности). Активно проявляют себя симптомы, развивающиеся под действием вектора оценки (острое переживание неуспеха в деятельности, острая потребность в оценке взрослого, хвастовство несуществующими достижениями).
График 1. Динамика развития симптомов кризиса 3 лет.
Своеобразной оказалась динамика симптомов, раскрывающих взаимоотношения ребенка и взрослого. Вначале появляются симптомы активного противостояния взрослому (негативизм, своеволие), затем симптомы утери непосредственности (демонстративное выражение чувств, внеситуативное отношение к малознакомым взрослым) и симптомы участия воображения во взаимоотношениях ребенка с окружающими (корыстное фантазирование, избегание наказания с помощью вымысла). К концу критического подпериода появляется симптом не противопоставления, а притяжения к взрослому (согласование намерений с интересами окружающих). Единственный симптом, возникающий в посткризисный подпериод, эту линию усиливает: появляется симптом — сопереживание настроению близких взрослых.
Опрос родителей тех детей, за поведением которые велось наблюдение, позволил выделить симптомы, которые имеют тенденцию сохраняться в последующий период детства, и симптомы, которые имеют тенденцию исчезать из детского поведения. Линия сохранения — исчезновения симптомов существует именно как тенденция, ибо конкретные обстоятельства жизни детей столь разнообразны, что не исключают возможность появления какого-либо симптома раз и навсегда.
Оказалось, что из симптомов первой группы сохраняются все, за исключением негативизма (что является еще одним свидетельством в пользу предложенного его понимания). Из симптомов второй группы сохраняются почти все, кроме симптома своеволия. Из симптомов третьей группы сохраняются лишь три (острое переживание неуспеха в деятельности, согласование намерений с интересами окружающих, внеситуативное отношение к малознакомым взрослым), а семь имеют тенденцию к исчезновению.
Итак, анализ динамики развития симптомов в поведении детей в период кризиса трех лет показал, что:
1) в основном симптомы кризиса обнаруживаются в поведении детей в период от 2,0 до 3,2 лет. Возраст 2,6—3,2 — пик кризиса;
2) два вектора развития складываются не одновременно. Первым — вектор воображения, вторым — вектор оценки;
3) в первой группе наиболее значимых симптомов сохраняются все те, которые концентрируются вокруг самостоятельной деятельности ребенка и его переживаний, с ней связанных;
4) содержание симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка и окружающих, по ходу развития в критическом возрасте изменяется. Основная направленность изменений — от противостояния к сотрудничеству, от отталкивания к притяжению.
В целом анализ симптомов кризиса по их содержанию, динамике и значимости (типичности) дал нам основания к следующим выводам:
1. Первая группа симптомов может быть рассмотрена как ядро позитивных преобразований, совершающихся в критическом (3 лет) возрасте. Симптомы этой группы образуют первый пояс кризисной симптоматики. В этот пояс входят симптомы, различающиеся по направленности; включающие все три ее вида (а), по связанности с реальностью (б) и сохраняющиеся в основном в поведении детей как существенные приобретения критического возраста (в). Они концентрируются вокруг самостоятельной деятельности детей, отражая становление нового отношения к ней — к созданию ее замысла, его воплощению и оценке достигнутого.
2. Вторую и третью группы симптомов можно рассматривать как следующий — второй пояс кризисной симптоматики. Его основной центр — взаимоотношения ребенка со взрослым. Новое, что их характеризует, заключается во вторжении воображения в сферу этих контактов и лежит по оси "утери непосредственности" в отношении малыша к окружающим. Общение ребенка со взрослым является не только сферой манифестации кризисных симптомов, но и фактором, обуславливающим доминирование во внешней картине течения кризиса одних симптомов над другими.
3. Воображение обнаруживает себя как важный вектор развития. Он начинает опосредствовать самостоятельную деятельность детей, контакты с окружающими и отношение к себе. Другим вектором является направленность на оценку, в форме, данной взрослыми достижению ребенка, им самим тому, что достигнуто, и себе в связи с этим.
Своеобразный комплекс в поведении детей, в который включены симптомы пояса, был назван "гордостью за достижение" (М. И. Лисина, Т. В. Гуськова (Ермолова), 1983). Его модель можно представить следующим образом:
Ребенок стремится к созданию самостоятельного замысла в деятельности, мысленно предвидит ее будущий результат, настойчиво пытается реализовать намеченное. В случае затруднений не отказывается от задуманного и использует помощь взрослого. Однако не смиряется и протестует против вмешательства, последнего, если чувствует себя способным реализовать намеченное сам. Достигнув желаемого результата, ребенок стремится тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого они в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение окружающих к его достижению вызывает у него аффективные переживания и побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Будучи положительно оценен, ребенок испытывает чувство гордости, переживает сложившуюся ситуацию как ситуацию признания в глазах окружающих. Стремясь усилить полученный эффект, еще и еще испытать эти чувства, малыш неоправданно расширяет свои претензии, остро переживает их несостоятельность. Он становится особо чувствительным к мнению окружающих, зависимым, ранимым и одновременно болезненно самолюбивым.
Представленность в описанном выше комплексе поведенческих проявлений всех трех линий отношений, конституирующих личность, срок, в который он складывается, его сохранность в дальнейшем, позволяют предположить, что "гордость за достижение" является поведенческим коррелятом центрального новообразования, складывающегося у детей в период кризиса 3 лет. Кроме того, материалы наблюдений позволяют предположить, что существенную роль в становлении этого новообразования играют особенности общения и процессы воображения.
2. 3. Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий для позитивного переживания кризиса 3 лет.
В начале представим общие для всех групп рекомендации по преодолению отдельных поведенческих проявлений кризиса 3х лет у детей.
Для успешного преодоления трудностей, возникающих в период кризиса
3х лет родителям необходимо выработать правильную линию поведения, стать более гибкими, расширить права и обязанности ребенка. Так же необходимо позволить ребенку стать самостоятельным, по возможности не вмешиваться в дела ребенка, если он сам об этом не просит.
Необходимо учитывать тот факт, что ребенок как бы испытывает характер родителей, проверяет по несколько раз в день действительно ли нельзя то, что было запрещено утром, в обед, вчера и т.д.. В этом случаи очень важно проявить твердость и установить четкие запреты, однако их не должно быть слишком много. Этой линии поведения необходимо придерживаться всем членам семьи.
Учитывая то, что ребенок многие слова и поступки повторяет за родителями, необходимо следить за своим поведение и не проявлять излишних эмоций при ребенке.
При вспышках упрямства или гнева можно попробовать переключить внимание ребенка на что-нибудь нейтральное.
Ребенку бесполезно что-то объяснять в тот момент, когда он злится или у него истерика, объяснения «что так делать не хорошо» стоит отложить до того момента, пока ребенок не успокоиться. Во время истерики ребенка можно взять на руки и отнести в безлюдное место, чтобы дать возможность успокоиться.
Для сглаживания кризисных вспышек можно использовать игру. Например, если ребенок отказывается есть, то не следует настаивать, можно посадить за стол мишку и предложить ребенку его покормить, перед этим объяснив, что мишка хочет есть по-очереди: ложка ему, ложка тебе. Подобным образом можно обыгрывать и другие ситуации: поездку на машине, умывание, одевание, поход к врачу и многое другое.
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Для родителей, которые придерживаются первой воспитательной стратегии необходимо установить детско-родительские отношения с хорошим уровнем эмоционального контакта и умением родителей эффективно управлять ребенком, прибегая к помощи профессионалов ясно понимать и разъяснять условия сотрудничества с четкими границами взаимодействия.
Родителям детей из второй группы необходимо в первую очередь понять, что своего ребенка надо любить просто за то, что он есть, а не за то, кем он обязан быть в их понимании. Четко понимать и разграничивать то, что действительно необходимо их ребенку и новомодные требования и тенденции общества, которые постоянно меняются, тем самым предоставить ребенку свободу выбора, чем и как заниматься.
Несмотря на то, что по результатам исследования у детей из 3й группы кризис трех лет проходит мягче, их родителям необходимо учитывать тот факт, что принятие решение за ребенка, строгий контроль и диктат своих ценностей может привести к серьезным проблемам в будущем. Поэтому, по мимо перечисленных выше основных приемов, им необходимо ослабить контроль и предоставить ребенку больше самостоятельности.
У детей из четвертой группы наблюдались наиболее сильные проявления кризиса 3х лет. Родителям этих детей, в первую очередь, необходимо установить четкие границы и выработать другую стратегию воспитания, для получения разумных и не травмирующих психику ребенка приемов воздействия на него, из чего последует разумная регламентация и контроль поведения ребенка.
Родителям придерживающихся патриархальной стратегии воспитания необходимо наладить такую модель семейных отношений, при которой распределение функции обоих супругов будут отражать их интересы в процессе воспитания ребенка. Необходимо усиление собственно супружеской системы и преодоления существующей коалиции матери с ребенком, взамен которой должна возникнуть полноценная родительская система управления, пусть и с несколько разным объемом временного и физического участия.
Дети, воспитывающиеся в многопоколенной семье показали столь же высокие результаты, как и дети воспитывающиеся родителями, придерживающимися стратегии «Ему можно все!». Родителям этих детей, в первую очередь стоит перераспределить семейные функции таким образом, что бы восстановились нормальные детско-родительские отношения. Кроме этого им необходимо овладеть знаниями, помогающими понять своего ребенка и наладить с ним эмоциональный контакт, тем самым выработать собственную стратегию воспитания ребенка и способы воздействия на него.
Для родителей детей из 7й группы, чья воспитательная стратегия приближена к идеальной достаточно придерживаться приемов и рекомендаций приведенных в начале параграфа и сохранять имеющиеся тенденции в воспитании детей.
Для более детального изучения проблемы рассмотрим две конкретные ситуации, возникшие в процессе проведения исследования.
Ситуация 1. Ребенок в 2,9 года. Убегает, таких же как он малышей старается дернуть или тихонько пнуть или задеть. Уговоры не помогают, начинает кричать, нервничать.
Рекомендации. Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребёнка. Если Вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что Вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьется. Если же в момент истерики Вы будете увещевать его или наказывать, Вы не получите положительного результата. Ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.
Можно рассказать ему, что большие детишки так себя не ведут и добавить при этом, что «ты у меня ведь уже большой».
На агрессивное поведение (старается дернуть или тихонько пнуть) стоит реагировать не уговорами типа: «Сыночек, не бей мальчика!» - они просто не будут услышаны. Дети этого возраста соблюдают правила для того, чтобы избежать наказания или получить вознаграждения. Например, ребенок начинает плохо себя вести, строго, но спокойно скажите, что если он не прекратит, то пойдет домой (Вы на него обидитесь и не будете с ним играть и т.п.). Ваше требование не услышали повторите еще раз. Если ребенок не прекращает, то Вам следует применить оговоренное наказание.
Ситуация 2. Ребенок в 3 года. Каждое утро ребенок начинает с истерик: не пойду в сад, не буду одеваться, не буду завтракать, вечером ребенок с такими истериками не хочет уходит из сада.
Рекомендации. Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Большинство негативных проявлений кризиса трех лет - это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках.
В случае, если ребенок упрямится, лучше постараться «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь.
Информация о работе Индивидуальные варианты проявления у детей кризиса 3 лет