Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми.
Распространение в России процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.
ВВЕДЕНИЕ ………...……………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования.
1.1. История вопроса …...……..……………………………………..……....6
Принципы инклюзии в образовании,
направления работы.………………………………………….……….12
1.3 Инклюзивная практика в ДОУ … …..…….…………………...........19
Выводы по первой главе…………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.
Инклюзивное (включенное) образование, инклюзия. ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Интегрированное обучение — совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел), полным (1 — 2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).
Интернатное учреждение — организация, которая осуществляет уход за детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, детьми с ограниченными возможностями, в исключительных случаях — за детьми из малообеспеченных семей и многодетных семей, детьми с асоциальным поведением, детьми из населенных пунктов, где нет соответствующих школ. Система воспитания в интернатном учреждение предусматривает групповую форму ухода за ребенком.
Институционализация включает все ситуации, возникающие в процессе воспитания ребенка в условиях учреждения, где осуществляются групповые, а не семейные формы ухода. За ребенком присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию и выполняющих определенные обязанности, включая регулярный ночной уход. Термин «институционализация» используется для обозначения интернатного устройства большого числа детей. В последние годы принято считать, что последствия от институционализации проявляются при воспитании в группах более 12-ти детей.
Информальное образование — образование, которое получают в повседневной жизни без ясно установленных целей. Это непрерывный процесс формирования у каждого человека отношений, ценностей, навыков и знаний в результате ежедневных событий, воспитательных воздействий и окружающей среды – например, семьи и соседей, работы и игры, рынка, библиотек, средств массовой информации.
Качество образования — интегральная характеристика образовательного
процесса и его результатов, выражающая
меру их соответствия распространенным
в обществе представлениям о том, каким
должен быть названный процесс и каким
целям он должен служить. Поскольку мнения
на этот счет заметно расходятся, расходятся
и трактовки термина. В целом качество
современного образования определяется
рядом факторов, обусловливающих его социальную
эффективность, таких, как: а) содержание,
включающее лучшие достижения духовной
культуры и опыта в той или иной сфере деятельности;
б) высокая компетентность педагогических
работников и других работников образования;
в) новейшие образовательные технологии
и соответствующая им материально-техническая
оснащенность; г) гуманистическая
Комитет по правам ребенка — договорной орган, учрежденный в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка (статья 43) для осуществления контроля за соблюдением государствами их обязательств по данному договору. Комитет по правам ребенка был создан в 1991 году в соответствии со статьей 43 Конвенции о правах ребенка, и состоит из восемнадцати экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией. Члены Комитета выступают в личном качестве, избираются на четырехлетний срок и могут быть переизбраны. Заседания Комитета проходят ежегодно в Нью-Йорке. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее ООН.
Компетентность общекультурная
Коммуникативное поведение учителя — процесс передачи педагогом информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя.
Компетентность учителя профессиональная — владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания.
Концепции образования (от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Ксенофобия — боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.
Культура межнационального общения — Органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений. Теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения — способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.
Личностный подход (в пед.) — индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
Маргинализация — увеличение доли маргинальных слоев населения в структуре рождаемости, заболеваемости, инвалидности или смертности. Маргинал — человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.
Ментальность (менталитет) — устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в соц. и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. М., с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с др. — сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение М. может привести к психол. кризисам, отклонениям в поведении.
Меньшинство (Minority group) - группа, которая, как правило,
находится в численном меньшинстве по
отношению к остальной части населения
государства, не занимает доминирующее
положение; ее члены, как правило, являясь
гражданами страны, обладают этническими,
религиозными или языковыми отличиями,
которые выделяют их среди основной части
населения. Обычно членов такой группы
объединяют чувство солидарности и желание
сохранить свою культуру, традиции, религию
или язык. Такая группа может находиться
в положении меньшинства, иногда фактически
будучи большинством. Статус меньшинства
определяется не численностью группы,
а наличием отличительных черт, таких как
дискриминация. Основными отличительными
своеобразии. 4. Люди обычно не становятся
добровольно членами такой группы; они ими
рождаются. По выбору или в силу необходимости
члены меньшинства предпочитают заключать
брак с членами своей группы.
Мигрант (Migrant, (лат. Migrans, переселяющийся) — лицо, совершающее миграцию.
Миграция населения — пространственное перемещение людей (мигрантов) вне зависимости от их причины, длительности и пространственных границ.
Минимальный возраст — возраст, который предполагает приобретение ребенком определенных прав в соответствие с национальным законодательством, например, autonomous rights (автономные права) и protective rights (охранные, оградительные права). Автономные права предусматривают право на определенные действия и право на самостоятельное принятие решений (например, на получение юридической и медицинской помощи, право на получение лечения без согласия родителей; право на создание и членство в объединениях, выбор религии, право согласия на усыновление). Охранные (оградительные) права включают права, защищающие детей от труда, наносящего ущерб их здоровью, содержания под стражей, вовлечения в вооруженный конфликт.
Мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Насилие в отношении ребенка — это все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию, или достоинству в контексте ответственности, доверия, или власти. Дети могут стать жертвами насилия дома, в школе, на улицах, в общине и в государственных учреждениях.
Насилие психическое (эмоциональное) — это угроза применения насилия, когда жертва подвергается устрашению, запугиванию с применением физического насилия. Психическое насилие может включать причинение душевной или психической травмы и ограничение свободы волеизъявления (независимо от реальности наступления физического вреда). Физическое и психическое насилие тесно взаимосвязаны. Совершая физическое насилие над человеком, ему причиняют душевную травму.
Насилие физическое — это реальное или потенциальное причинение физической вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физиологической целостности человека.
Национальная группа — 1) небольшая часть той или иной нации или народности; 2) национальное меньшинство в инонациональной среде; 3) то же, что этническая (этнографическая) группа; 4) группа людей одной национальности, совершающая туристскую (экскурсионную) поездку в другой стране или обучающаяся за рубежом.
Национальные меньшинства — форма этнической общности, образовавшаяся
при отрыве части или группы от того или
иного народа в результате изменения границ,
миграции или насильственного переселения.
Н. м. лишены своих национально-
Национальные предрассудки — ставшие привычными ложные взгляды у части лиц одной национальности по отношению к представителям другой национальности. Вызываются превратно понятыми событиями или неправильно истолкованными обычаями, обрядами, традициями какого-нибудь народа, а также преданиями, мифами, слухами и т. п. Националистические предрассудки могут приводить в практике межнациональных отношений к негативным действиям.
Информация о работе Инклюзивное обучение в системе дошкольного образования