Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Изменение форм и содержания образования, переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать своё образование, самоопределятся в его продолжении и профессиональном становлении. Концепция стандартов второго поколения, разработка которых должна была завершится к 2010 г., пополняют известную терминологию - знания, умения, навыки, компетенции - предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных достижений) достижений, которые закладываются в школе, а результаты освоения образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных достижений, универсальный инструментарий, позволяющий решать поставленные перед современным образованием задачи. Выделим те изменения, которые в наибольшей степени могут повлиять на требования к качеству образования и на возможности школы обеспечить вызовы времени. Как нам кажется, одним из путей решения множества задач, стоящих перед школой сегодня, могут и должны стать современные образовательные технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

    Классификацию  технологий обучения можно осуществлять  по разным признакам и корням. В настоящее время нет какой-либо  общепризнанной классификации, поэтому  мы приведем точки зрения различных  исследователей. Так, Г. Селевко выделяет следующие группы педагогических технологий:

      по ведущему  фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;

      по ориентации  на личностные структуры: информационные  технологии, операционные, эмоционально-художественные  и эмоционально-нравственные, технология  саморазвития, эвристические и прикладные  технологии;

      по характеру  содержания и структуры – технологии  обучающие и воспитывающие, светские  и религиозные, общеобразовательные  и профессионально-ориентированные,  гуманитарные и технократические  и др.

      Академик  В.П. Беспалько предложил классификацию  педагогических систем (технологий) по типу организации и управления  познавательной деятельностью учащегося.  Сочетание различных признаков  взаимодействия учителя с учеником  определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических  систем):

      классическое  лекционное обучение;

      обучение  с помощью аудиовизуальных технических  средств;

      система  «консультант»;

      обучение  с помощью учебной книги,

      система  «малых групп», групповые, дифференцированные  способы обучения;

      компьютерное  обучение;

      система  «репетитор» – индивидуальное  обучение;

      «программное  обучение», для которого есть  заранее составленная программа.

      Ф.Я. Савельев  предлагает следующую классификацию  технологий обучения:

      по направленности  действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных  деятелей;

      по целям  обучения;

      по предметной  среде, для которой разрабатывается  данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других  дисциплин;

      по применяемым  техническим средствам (по технической  среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;

      по организации  учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;

      по методической  задаче – технология одного  предмета, технология одного средства, технология одного метода.

     Основным качеством  любой технологии обучения должна  быть подвижность, мобильность,  способность к быстрым изменениям. В 70-х годах нашего века возникло  понятие информационной технологии, базирующейся на бумажных (книги  и другие печатные материалы)  и пленочных носителях информации.

    Особую роль  в развитии информационных технологий  сыграли компьютеры, различные электронные  средства аудио-видеотехники и  систем коммуникации. Именно с  этими средствами связано понятие  новых информационных технологий  обучения.

    Внедрение новых  информационных технологий обучения  не отрицает традиционных технологий, так как производство информации  на бумажных и других твердых  носителях продолжает расти быстрыми  темпами, не уступающими производству  информации на электронных носителях.  В этом свете информатизация  образования представляется как  комплекс мероприятий, связанных  с насыщением образовательной  системы информационными средствами, информационными технологиями и  информационными продукцией. В настоящее  время одной из самых серьезных проблем является проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в новой информационной среде.

    Основное противоречие  современной системы образования  – это противоречие между быстрым  темпом приращения знаний в  современном мире и ограниченными  возможностями их усвоения индивидом. 

Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу –  максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).

    При этом необходимо  обеспечить индивиду право на  выбор собственной образовательной  траектории, наиболее соответствующей  его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно  ранней дифференциации и индивидуализации  обучения, связанной с применением  методов дистанционного доступа  к образовательным программам.

    В этом случае  новые информационные технологии  становятся главнейшим средством  доступа к различным источникам  информации и формирования мотивации  к самостоятельному поиску, обработке,  восприятию и использованию этой  информации.

1.3 Информационно-коммуникативные технологии в работе учителя и их вклад в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Современное общество ждет от школы  мыслящих, инициативных, творческих выпускников  с широким кругозором и прочными знаниями. Главная задача сегодняшнего дня в образовании – воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В последние годы проблема развития познавательного интереса учащихся к изучению учебных предметов, к учёбе приобрела значительную актуальность.

В современных условиях работа учителя оценивается по конечному  результату, а конечный результат  – это качество образования. Поэтому  необходимо создание условий для  развития личности каждого ученика  через совершенствование системы  преподавания.

Современные технологии позволяют  включить школьника в разнообразные  виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности. Это также способствует становлению познавательного интереса как одного из самых бескорыстных и ценных мотивов учения. В связи с профилизацией современной школы проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Познавательный интерес часто сопряжен с профессиональными намерениями и способностями школьника. Именно поэтому так важно с самых первых лет обучения в школе развивать интересы школьника, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения, для реализации жизненных планов.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном  процессе. Я использую компьютерные ресурсы в процессе объяснения новой  темы, при систематизации знаний причем, заранее записываю вопросы, на которые  дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс. Все перечисленные методы и формы работы на уроках направлены на формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся. Ребенок должен испытывать удовольствие от  
самого учения.  Можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но самопознание может совершиться только тогда, когда ученик захочет познавать. Для  реализации таких принципов обучения как научность, наглядность, доступность, активность, самостоятельность применяются компьютерные технологии на уроках изучения нового материала, обобщающих уроках, уроках совершенствования знаний, умений и навыков, что позволяет использовать изобразительные возможности (видеофрагменты, анимации), моделировать и исследовать закономерности, которые в обычных условиях произвести невозможно. Использование разнообразного оборудования, новых информационных технологий, разнообразного химического и физического эксперимента на уроках химии и физики позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся, повысить качество обучения, воплотить в жизнь столь важный для естественных наук принцип наглядности.

1.Компьютеризация  школьного образования

     Компьютеризация  школьного образования относится  к числу крупномасштабных инноваций,  пришедших в российскую школу  в последние десятилетия. В  настоящее время принято выделять  следующие основные направления  внедрения компьютерной техники  в образовании:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

рассмотрение компьютера и других современных средств  информационных технологий в качестве объектов изучения;

использование средств новых  информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации  процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и  приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

использование средств современных  информационных технологий для организации  интеллектуального досуга;

интенсификация и совершенствование  управления учебным заведением и  учебным процессом на основе использования  системы современных информационных технологий [39].

Возможности современной  вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного  образования:

вычислительные - быстрое  и точное преобразование любых видов  информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

Информация о работе Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы