Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Изменение форм и содержания образования, переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать своё образование, самоопределятся в его продолжении и профессиональном становлении. Концепция стандартов второго поколения, разработка которых должна была завершится к 2010 г., пополняют известную терминологию - знания, умения, навыки, компетенции - предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных достижений) достижений, которые закладываются в школе, а результаты освоения образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных достижений, универсальный инструментарий, позволяющий решать поставленные перед современным образованием задачи. Выделим те изменения, которые в наибольшей степени могут повлиять на требования к качеству образования и на возможности школы обеспечить вызовы времени. Как нам кажется, одним из путей решения множества задач, стоящих перед школой сегодня, могут и должны стать современные образовательные технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

 

Знаково-контекстное (контекстное) обучение или профессиональное образование - это такое обучение, которое  обеспечивает переход, трансформацию  одного типа деятельности (познавательного) в другой тип (профессиональный) со сменой потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. В знаково-контекстном (контекстном) обучении с помощью всей системы дидактических методов, форм и средств моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности специалиста, а усвоение обучаемым абстрактных знаний (знаковых систем) наложено на канву (контекст) этой деятельности. Основная цель этого обучения заключается в формировании целостной структуры профессиональной деятельности обучаемого в течение всего периода его профессионального образования.

 

Развивающее обучение - это  новый активно - деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному обучению. Концептуальными дидактическими положениями развивающего обучения являются системность и целостность содержания, обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп продвижения, осознанная мотивация, вариантность, индивидуальность, применение индуктивного метода, проблематизация содержания, включение рационального и эмоционального мышления в процесс обучения.

 

Тренинговое обучение в своей основе имеет технологию тренинга -

 систему упражнений  для приобретения или совершенствования  каких-либо У и Н у обучаемых и подготовки их к выполнению профессиональной деятельности на максимально возможном уровне. Для тренингового обучения эффективно используют информационно-тренинговые, реально-тренинговые, моделировано-тренинговые или имитационно-тренинговые, коммуникативно-тренинговые, рефлексивно-тренинговые, креативно-тренинговые или исследовательско-тренинговые технологии.

 

Проективное обучение - это  обучение на основе учебных и научных  проектов. Проектом является решение  определенной проблемы и ее

 

 теоретическая и практическая  реализация. Прагматическая направленность  проекта предполагает получение  такого результата, который можно  увидеть и применить на практике. Структура проекта представляет  собой совокупность исследовательских,  проблемных, творческих методов  и последовательных действий, целенаправленных  на ожидаемый результат (А.В.  Петрунько, 2002; В.И. Слободчиков, 2002).

 

Модульно-блочное обучение (МБО) строится на последовательно сменяющихся  учебных модулях, представляющие собой логически завершенные части учебного материала дисциплин, теоретическое и практическое освоение которых обязательно сопровождается контролем профессиональных ЗУН обучаемых. Основной принцип МБО - системность содержания, чередования теоретической и практической части, контроля. Структура учебного модуля включает:

базисное содержание дисциплины (ПрОП - профессионально-образовательная программа),

базисные содержательные блоки, логически связанные в  единую систему,

понятийная база дисциплины или ее тезаурус (основные смысловые  единицы),

учебно-познавательная (теоретическая) часть (формирование профессиональных знаний),

учебно-профессиональная (практическая) часть (формирование профессиональных У и Н на основе приобретенных знаний), рейтинговая система контроля (А.Я. Осин, А.И. Ицкович, Т.Д. Осина и др., 2001).

 

 Информационно-компьютерное  обучение (ИКО) - это реализация образовательной  деятельности на основе использования  совокупности электронных средств  и способов их функционирования (технологий). Открытая система интенсивного  обучения или ИКО дает возможность  выбора соответствующей технологии  обучения, разработки индивидуальной  программы формирования и актуализации  личности обучаемого. К условиям  реализации открытых систем интенсивного  обучения относятся: 

всесторонний учет характеристик  педагогической среды, в которой  будет проходить процесс обучения,

соблюдение принципа адаптации  процесса обучения к личности обучаемого (нелинейное структурирование дисциплины и др.)

 

 Следовательно, инновационные виды обучения в процессе реализации частных методик преподавания дисциплин включают интенсивное, проблемное, активное, эвристическое, контекстное, развивающее, тренинговое, проективное, модульно - блочное и информационно - компьютерное обучение.

1.5

Одним из главных приоритетов  политики Республики Казахстан в  области образования является качество подготовки кадров. С первых дней Независимости  основной стратегической задачей государства  стало развитие образования. В непростые  годы становления молодой республики была проведена коренная модернизация образования ,которая позволила нашей стране стать одним из мировых лидеров по темпам развития реформ в области образованиях [1].

 Информационные технологии- процесс ,использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса и явления. Развитие информационных и телекоммукационных технологий в области образования резко изменят условия учебно-воспитательного процесса. Для организации учебно-воспитательного процесса требуется принципиально новые подходы и методики обучения.

 Под инновациями в  подготовке и переподготовке  кадров образования следует рассматривать  новые методики преподавания, новые  способы организации занятий,  а также новые программы переподготовки  кадров, ориентированные на изменение  требований к качеству образования:

- дистанционное обучение;

- создание сетевых структур;

- тъюторство;

- создание интегрированных  межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).

 Задачи системы образования  сегодня – научить человека  ориентироваться в условиях насыщенной  информационной – образовательной  среды для чего необходимо  создать предпосылки и условия  непрерывного самообразования, способного  подготовить преподавателей и  научных кадров к новым формам  обучения, включая дистанционное  образование. ДО – новая организация учебного прочеса, базирующая на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характерезуются тем, что учащиеся в основном , а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и или во времени , в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации [2].

 В общем виде под  дистанционно образовательными  технологиями понимаются все  формы образовательной активности, которые осуществляются без личного  контакта преподавателя и студента. Часто ДО рассматривается как  автономный вид обучения, противопоставляемый  традиционному. Однако современные информационные технологии предполагают унификацию способов работы с разнообразными программами. В результате учебные курсы ,созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переноситься на дистанционное обучение. При современных технологиях ДО может быть и очным, и смешанным, и экстерным. На очном и дистанционном отделениях к педагогам предъявляются совершенно одинаковые квалификационные требования, отбор абитурентов проводится по одним и тем же критериям. При этом педагоги отделений дистанционного обучения регулярно повышают уровень своей профессиональной квалификации в области освоения новейших информационных – коммукационных технологий.

 ДО делится на две  основные категории: синхронное и асинхронное. При синхронной модели, обучающиеся и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории и лаборатории, видеоконференции и форумы, чат, электронную почту, а при асинхронном подходе обучающиеся сами определяют темп обучения.

 Основные технологии  ДО:КТ ( Кейcтехнология), КО(Корреспондентское обучение), РТ(радиотелевизионное),СО(сетевое обучение) и МТ(мобильная технология).К педагогическим задачам преподавателя в ДО можно отнести следующее:

- подготовка дистанционного  учебного курса на основе уже  имеющихся источников и существующих  разработок.

- управление учебно-познавательной  деятельностью студентов в рамках  образования, которое предопределяется  задачами обучения. Прямые педагогические  воздействия в ДО преподаватель  может оказывать как в синхронном, так и в асинхронном режимах,  которое реализуется в групповых  или индивидуальных занятий и  консультаций с применением телеконференций,  видеоконференцсвязи или использованием  ЭП, обеспечивая переписку с обучающимися.В реализация курса ДО, в прямом управлении учебно - познавательной деятельностью обучающихся участвует преподаватель – консультант, или тьютор.

- контроль знаний, умений  навыков обучающихся.Эта задача решается в ДО методом тестирования.

 Учебный курс в системе  ДО ориентирован на самостоятельное  изучение курса обучающимися.

 Для них процесс  обучения включает два обязательных  компонента:

 индивидуальную работу, предполагающую использование различных  форм учебных материалов и  учебно- технологических средств;

 диалог с преподавателем, тьютором и другими студентами.

 В деятельности тьютора выделяются следующие функции: помощь студентам в их профессиональном самоопределении; организационные управление учебно-познавательной деятельностью обучающегося; развитие учебно-познавательного потенциала студентов; помощь студентам в правильном и эффективном использовании учебно–методического сопровождения курса; проведение консультаций ; контроль выполнения студентами графика учебного процесса ; обеспечение учебных и содействие в осуществлении контактов между студентами [3].

 ДО делится на две  основные категории: синхронное и асинхронное. При синхронной модели, обучающиеся и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории и лаборатории, видеоконференции и форумы, чат, электронную почту, а при асинхронном подходе обучающиеся сами определяют темп обучения.

 В деятельности тьютора выделяются следующие функции: помощь студентам в их профессиональном самоопределении; организационные управление учебно-познавательной деятельностью обучающегося; развитие учебно-познавательного потенциала студентов; помощь студентам в правильном и эффективном использовании учебно – методического сопровождения курса; проведение консультаций ; контроль выполнения студентами графика учебного процесса ; обеспечение учебных и содействие в осуществлении контактов между студентами [4].

 Некоторые студенты  выросли с моделированием и  использованием он-лайн – технологий в повседневной жизни, соответственно они готовы использовать их в процессе обучения. Но так обстоит дело в крупных городах Казахстана, а в малых городах ситуация несколько иная. Это поднимает проблему«цифрового разрыва». Если вуз предлагает оборудованные помещения для получения высшего профессионального образования современными информационно – коммуникативными средствами, то тем самим обеспечивает «цифровую справедливость». Особо подчеркнем, что система обучения дистанционными средствами подготавливает человека к самостоятельному, самообразованию средствами современных информационных технологий которые все активнее насыщают нашу жизнь в самых разных ее сферах.

Информация о работе Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы