Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Новые социально-экономические отношения, формирующиеся в нашем обществе, предъявляют повышенные требования к таким качествам личности, как самостоятельность и предприимчивость, инициативность и компетентность, умение творчески мыслить, использовать достижения науки и техники, быстро перерабатывать информацию, постоянно стремиться к непрерывному образованию. В связи с этим необходимы значительные изменения в системе среднего образования, в частности, в содержании, методах, формах и средствах обучения учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Теоретическое обоснование активизации познавательной деятельности учащихся.………………………………………………………………..……….7
1.1 Структура и компоненты категории “активизация познавательной деятельности”. ……….…………………………………………………………...7
1.2 Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся……………………………………………… .………..11
1.3 Инновационная деятельность как педагогическая проблема…………….19
1.4 Инновационный урок как средства активизации познавательной деятельности. Понятие и виды инновационных уроков………………………32
2.Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы в процессе преподавания основ предпринимательской деятельности…………………………………………..41
2.1Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках основ предпринимательской деятельности в средней школе………………………56
2.2Программа формирующего эксперимента, по активизации познавательной деятельности на уроках “основы предпринимательской деятельности”……………………………………………………………..........56
2.3 Экспериментальное обоснование результатов опытно-экспериментальной работы по активизации познавательной деятельности………………...74 Заключение…………………………………………………………………........80
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 316.87 Кб (Скачать файл)

Принципы ведения уроков-тренингов  подбираются или разрабатываются  учителем в зависимости от характера  проблемы, социально-педагогических условий  ведения, а также целей и задач  закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются  критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого  более сложного задания. Данные образцы  помогают детям быстрее и эффективнее  приобрести тот или иной навык  или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно  осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому  опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:

  • подбор необычных заданий, дидактического материала;
  • организацию:  
    –соревнований;  
    – взаимного контроля и т. д.

Уроки на основе проектной  деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов:

  • системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам;
  • развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;
  • развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;
  • развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей. [37,с. 78]

Анализ литературы по проблеме исследования выявил, что в теории достаточно подробно разобрано понятие  инновационный урок и его виды. Но на практике в современной школе  наблюдается совершенно иная ситуации. В рамках нашего исследования мы провели  опрос среди учителей по методу неоконченных предложений. Текст опросника приложение 1. Респондентам предлагается совокупность неоконченных предложений с просьбой написать их завершение. Вербально выраженные реакции респондентов на первую часть предложений составляют ту базу, на основе которой можно выявить основные характеристики изучаемого образа. Можно сказать, что эти реакции несут в себе информацию о существующих в обществе и усвоенных индивидом нормах, ценностях, стереотипах, эталонах, образах. Их реконструкция проводится на основе собранной в ходе опроса информации. В этих предложениях у респондентов сохраняется возможность самим выбирать критерии и определять смысловую основу ответа, реакции респондентов не ограничиваются заранее заданными вариантами. В целом можно рассчитывать на то, что разработанные предложения позволяют получить реакции респондента, минимально искаженные влиянием исследователя. Испытуемый вынужден говорить своими словами, в результате чего при завершении он использует те категории, которыми пользуется в повседневной жизни для упорядочения своего жизненного опыта.

В результате нашего исследования мы выявили, что у современного учителя  сложилось следующее представление  о понятии инновационный урок: инновационный урок – это урок с использованием ИКТ, личностно-ориентированных  технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инновационные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы  в процессе преподавания предпринимательства.

2.1 Экспериментальное обоснование эффективности инновационных уроков для активизации познавательной деятельности на уроках предпринимательства в средней школе.

Эмпирическое  исследование проводилось на базе Гимназии №44  г. Краснодара. Всего в исследовании приняли участие: 44 человека. Испытуемые являлись учениками 11-х классов. В  экспериментальную группу входили  учащиеся 11 А класса(21 человек). 11 Б класс(23 человека) является контрольной группой. Контрольная группа продолжала обучение  по стандартной школьной программе. А экспериментальная, помимо школьной программы, принимала участие в реализации программы.

Исследование проводилось  в три этапа: 1 этап – констатирующий эксперимент; 2 этап – формирующий эксперимент; 3 этап – контрольный эксперимент.

Первый этап. Диагностический (констатирующий).

На первом этапе были проведены методики: методика "Корректурная проба"; методика диагностики оперативной памяти; школьный тест умственного развития (ШТУР); методика диагностики  уровня развития интенсивности познавательной потребности; методика диагностики  уровня интенсивности развития познавательных мотивов; методика диагностики  сформированности общеучебных умений; методика изучение направленности на приобретение знаний; методика “Направленность на отметку”.

Методика "Корректурная проба" (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

Для проведения исследования потребуется  стандартный бланк теста "Корректурная проба" и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.  
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экспериментатор выдает ему бланк "корректурной пробы" (см. приложение 2) разъясняет по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: "Черта!"- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.  
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту.  
Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Рассчитываются  продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:  
К = m:n * 100 % 
где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m  - количество правильно вычеркнутых во время работы букв. 
Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.  
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования.

Таблица 1.1 
Оценка устойчивости внимания в баллах

 
Продуктивность

 

Точность

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

 

%

баллы

знаки

 

баллы

%

 

Баллы

менее 1010

1

 

менее 70

1

2660-2825

 

16

84-85

 

12

1010-1175

3

 

70-72

2

2825-2990

 

17

85-87

 

13

1175-1340

5

 

72-73

 

3

2990-3155

18

87-88

14

1340-1505

7

 

73-74

 

4

3155-3320

19

88-90

15

1505-1670

9

 

74-76

 

5

3320-3485

20

90-91

16

1670-1835

10

 

76-77

 

6

3485-3650

21

91-92

17

1835-2000

11

 

77-79

 

7

3650-3815

22

92-94

18

2000-2165

12

 

79-80

 

8

3815-3980

23

94-95

20

2165-2330

13

 

80-81

 

9

3980-4145

24

95-96

22

2330-2495

14

 

81-83

 

10

4145-4310

25

96-98

24

2495-2660

15

 

83-84

 

11

более 4310

26

более 98

26


 

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле:         А = В + С,  где  В и С - балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показатель устойчивости внимания шкальные оценки табл. 1.2

Таблица 1.2  
Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

 
Шкальные оценки

Устойчивость внимания

Переключение внимания

Объем внимания

Шкальные оценки

Устойчивость внимания

Переключение  
внимания

Объем внимания

19

более 50

более 217

менее 115

9

25-27

172-181

216-235

               

18

-

-

-

8

23-24

158-171

236-265

               

17

48-49

214-216

116-125

7

20-22

149-157

266-295

16

46-47

211-213

126-135

6

16-19

142-148

296-335

15

44-45

208-210

136-145

5

14-15

132-141

336-375

               

14

39-43

205-209

146-155

4

12-13

122-131

376-405

               

13

36-38

201-204

156-165

3

9-11

114-121

406-455

               

12

34-35

195-200

166-175

2

-

110-113

-

               

11

31-33

189-194

176-195

1

-

-

-

               

10

28-30

182-188

196-215

0

менее 9

менее 109

более 456


 

Методика диагностики оперативной  памяти.

 Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа  — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел  в том порядке, в каком они  прочтены, а затем в уме сложить  первое число со вторым, второе с  третьим, третье с четвертым, четвертое  с пятым, а полученные четыре суммы  записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением  рядов — 15 сек. Образец бланка (Приложение 3).

Подсчитывается число правильно  найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма — от 30 и выше.

Методика  удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного  времени — 4—5 мин. Для получения  более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

Школьный тест умственного  развития (ШТУР).

Школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного  развития подростков - учащихся 6-8 классов (это соответствует 7-9-м классам  в современном исчислении).

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Руководство по проведению теста.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Информация о работе Инновационные уроки как средство активизации познавательной деятельности