Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: определить более эффективную инновационную форму работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования инновационных форм работы с родителями в ДОО, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению новых форм сотрудничества с семьёй воспитанников.
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ДОО
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный
1.2 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога
1.3 Современные формы взаимодействия с семьей
ГЛАВА 2.ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Организация исследования
2.2 Опытно-экспериментальная работа анализа взаимодействия ДОУ и родителей посредством инновационных форм
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 этап. Планово-прогностический
Цель: Определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников на данном этапе. Прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению.
Административная работа |
Методическая работа |
а) Создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение социального заказа:
б) Разработка программы развития учреждения. |
а) планирование работы с семьями воспитанников (перспективное, календарное) б) планирование методической работы с сотрудниками детского сада в) составление плана индивидуальной работы с детьми и семьями группы риска и одаренных детей д) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана
|
3 этап. Организационно-методический
Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей и социальной адаптации их в обществе.
Повышение педагогической культуры родителей.
Повышение профессионализма педагогических кадров.
Кадры |
Родители |
Дети (индивидуальное сопровождение) |
Формы: консультации, педагог. советы совместно с родителями, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. |
3. Участие родителей в управлении ДОУ: -создание общественной организации родителей на базе ДОУ; - работа родительского комитета |
1. Социально-личностное и познавательное развитие:
Результат:
|
4. Контрольно-оценочный
Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности. Контроль и оценка результатов работы ДОУ и семьи по проектированию будущей судьбы ребенка.
Критерии оценки эффективности работы с семьями воспитанников ДОУ
(по О.А. Зверевой и Т.В. Кротовой)
Изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
Готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
Положительные изменения в неблагополучных семьях;
Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Приложение 2
Перспективный план работы с родителями
Месяц |
Информационно- аналитический блок |
Практический блок |
Контрольно-оценочный блок | ||
Познавательный |
Досуговый |
Наглядно-информационный | |||
Сентябрь |
Родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад. Особенности адаптационного периода». Анкетирование родителей 1. «Социальный паспорт семьи». 2. Анкета на выявление
потребностей в 3. Анкета на определение
уровня педагогической 4. Анкета о возможных формах взаимодействия. |
Экскурсии по ДОУ для родителей прибывших детей, знакомство с группой. Беседы специалистов по адаптации. |
Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов). Информационный стенд «Подготовка ребенка к детскому саду», «Идем в детский сад. Как облегчить адаптацию?», Методическая литература по адаптации. Раскладушка «Что должно быть в шкафчике». |
||
Октябрь |
Консультация «Особенности развития и воспитания детей 3 года жизни». Присутствие родителей на занятиях в группе. Ознакомление родителей с планом работы на год. |
День открытых дверей в группе. |
Памятки, буклеты: «Режим дня», «Наши занятия» |
||
Ноябрь |
Семинар-практикум для родителей и воспитателей на тему «Педагогические секреты вашей семьи» |
Мероприятие «День матери» |
Организация выставки с рассказами о мамах! Оформление выставки с детскими рисунками, папки благодарности, |
||
Декабрь |
Круглый стол «Как знакомить малышей с ценностями здорового образа жизни» |
Трудовой десант «Постройка снежного городка на участке для прогулок» |
«Результаты адаптации. Задачи воспитания детей 3 года жизни» |
||
Январь |
Консультация с элементами практикума «Развитие движений детей раннего возраста» |
Спортивный досуг с папами «Вырасту как папа» |
Информационный стенд «Советы родителям при занятиях физкультурой дома» |
||
Февраль |
Родительское собрание 1.«Речь ребенка раннего возраста» 2. «Пение и речь ребёнка» (музыкальный руководитель) |
Консультации «Познакомим детей с миром книг» |
Посещение музыкальной гостиной при библиотеке им. Маяковского |
Наглядность: «Музыкальный киоск», анкеты, папки с играми, настольные игры по развитию речи, музыкально – дидактические игры. |
|
Март |
Совместное проведение праздника «Милые, родные, любимые» |
Приглашения, Выставка |
|||
Апрель |
Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика» Задачи: помочь родителям овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и с укрепление здоровья малыша. |
||||
Май |
Консультация индивидуально, по результатам среза знаний в рамках реализуемой программы. |
Семейный праздник «День именинника» |
Приглашение –объявление, поздравления, фото детей «Как я вырос!» |
Знакомство с результатами итоговой диагностики психо-физического развития (Т.Э. Токаева) и уровня здоровья детей. Анкетирование родителей (повторное) |
Приложение 3
Родительское собрание
(сентябрь)
Первая младшая группа
Ваш ребенок пришел в детский сад!
Предварительная работа:
Расставить стулья полукругом, подготовить место для выступления родителей.
Сделать памятку для родителей «Первый раз в детский сад».
Оформить стенгазету «Наши малыши».
Дать задание родителям подготовить небольшой рассказ о своейсемье.
Приготовить блюда из творога для дегустации, призы для награждения победителей.
Ход собрания
1.Добро пожаловать!
Заведующий поздравляет родителей с началом посещения детьми детского сада, приглашает на экскурсию, по ходу которой показывает музыкальный, спортивный залы, другие помещения, в которых будут заниматься дети, пищеблок, медицинский кабинет и др., знакомит родителей с сотрудниками детского сада, рассказывает об их обязанностях.
2.Вот мы какие!
Воспитатели показывают родителям стенгазету с фотографиями воспитанников группы и предлагают коротко рассказать о своей семье, характере и привычках ребенка, семейных традициях.
3.Адаптация с улыбкой или без?
Педагог-психолог знакомит родителей с общими результатами адаптации детей в группе, дает советы и рекомендации по соблюдению единого режима дня, питания в детском саду и дома, приглашает родителей на индивидуальные консультации. Предлагает всем родителям познакомиться с содержанием памятки «Первый раз в детский сад».
4.Значение цвета и формы в организации развивающей среды для детей двух лет.
Воспитатели обращают внимание родителей на цветовое оформление группы, расстановку мебели, ассортимент игрушек. Дают советы по оформлению интерьера детской комнаты дома.
5.И вкусно, и полезно!
Старшая медсестра рассказывает о пользе молочных блюд для здорового развития ребенка, обращает внимание родителей на блюда из творога.
6.Конкурс «Творожное чудо».
Воспитатели предлагают родителям назвать блюда из творога. (Например, сырники, ленивые вареники, творожно-манная запеканка, ватрушка, творожно-морковная запеканка, блинчики с творогом, творожники, сочник и др.). Побеждает тот, кто назовет больше блюд. Победители получают в награду книги по детской кулинарии. Всем родителям предлагается продегустировать блюда из творога, которые готовятся в детском саду.
7.Выборы родительского комитета группы.
Воспитатели разъясняют родителям полномочия и обязанности родительского комитета. Предлагают выбрать родительский комитет группы.
8. Обмен мнениями, вопросы по теме собрания. Общая фотография на память о первом родительском собрании.
Приложение 4
Анкета для родителей при поступлении в детский сад
«Давайте знакомиться»
Часть 1:
1. Ребёнок:
А) фамилия, имя: ______________________________
Б) сколько лет, месяцев: ______________________________
2. Мать:
А) Ф.И.О. ______________________________
Б) год рождения: ____________
В) образование, специальность, место работы:_________________
3. Отец:
А) Ф.И.О. ______________________________
Б) год рождения: ____________
В) образование, специальность, место работы:_____________________
4. Состав семьи (кто постоянно живёт с ребёнком):
А) взрослые: ______________________________
Б) дети (возраст):____________________
5. К кому из членов
семьи ребёнок наиболее
6. Кто в основном занимается
воспитанием ребёнка:__________
7. Как называете ребёнка дома: ___________________
8. Есть ли у ребёнка любимая игрушка: ____________
9. Есть ли у ребёнка привычки? __________ Какие?________________________
10. Как Вы наказываете
ребёнка и что наиболее
11. Как Вы поощряете
ребёнка и что наиболее
14. Ознакомлены ли Вы
с условиями воспитания в
16. Были ли резкие перемены
в обстановке, в которой рос
ребёнок: переезды, частые или длительные
разлуки с родителями:_________
Реакция на них ребёнка: _____________________
17. Какие отношения у
ребёнка с детьми:_____________
Есть ли трудности (какие): ___________________
18. Что Вас беспокоит в ребёнке: __________________________
19. Что Вы бы хотели
узнать и какие советы
Часть 2:
1. Общие сведения об особенностях развития ребёнка до и после рождения:
а) тяжёлые роды: ____________________________
б) недоношенность ребёнка: __________________
в) травмы во время беременности: _____________
г) патология беременности: ___________________
2. Темп развития ребёнка в дошкольном детстве:
а) начал ходить с ___________________________
б) появление речи __________________________
3. Соматическое здоровье:
а) хорошее, крепкое здоровье _______________
б) здоровье среднее ________________________
в) слабое здоровье, часто болеет ____________
г) длительные или тяжёлые заболевания, перенесённые в раннем детстве:
4. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребёнка:
5. Состояние здоровья ребёнка к моменту поступления в данное детское учреждение:
а) перенесённые заболевания: _______________
б) наличие травм, операций: ________________
в) состоит ли ребёнок на учёте у психоневролога или других специалистов:
Дата заполнения: ________ Подпись заполнившего _________
Анкета по итогам адаптации для родителей.
1. Ф.И. ребёнка ______________________________
2. С какого времени ребёнок посещает д/с _______
3. Как Вы считаете, завершился ли процесс адаптации у Вашего ребёнка ____________
4. Как Вы считаете, процесс адаптации у Вашего ребёнка протекал:
а) легко _______
б) средне ______
в) тяжело ______
5. С какими трудностями
Вы столкнулись или
6. Какую информацию Вы
хотели бы получить от
Дата заполнения: _____________ Подпись: __________
Приложение 4
Анкета
для выявления уровня педагогической культуры родителей
Уважаемые родители!
Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье.
Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Кто из родителей заполняет анкету? _________________________
Возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ___________________
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка:
-слушаете передачи по радио и телевидению;
-посещаете лекции для родителей;
-на основе рекомендации психологов;
-используя жизненный опыт;
-читаете педагогическую литературу;
-другое: ________________________
2. Помогают ли Вам эти знания:
-знания слишком общие;
-не касаются конкретно моего ребенка;
-даются в сложной форме;
-нет;
-другое: ________________________
3. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:
-непослушание ребенка;
-не поддерживают другие члены семьи;
-испытываете недостаток педагогических знаний;
-ребенок растет нервным;
-ребенок неусидчив, невнимателен;
-трудностей нет;
-другое: __________________________
4. Какие методы в воспитании
Вы считаете наиболее
-поощрение;
-наказание;
-требование;
-убеждение;
-приучение;
-другое: ____________________________
5. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:
-словесная похвала;
-подарки;
-ласки;
-другое: ___________________________
6. Какие виды наказания
наиболее действенны в
-физическое наказание;
-словесная угроза;
-лишение развлечения;
-проявление вами обид;
-другое: ____________________________
Приложение 5
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,
Уважаемые родители!
В целях изучения уровня удовлетворенности качеством предоставления услуг дошкольного образования и выявления потребностей,
просим Вас ответить на следующие вопросы:
Информация о работе Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей