Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Преподавание русского языка в средней школе ставит своей задачей вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса, главной задачей которого является повышение качества образования, прочное овладение основами наук. Для этого необходимо повысить эффективность урока. Повышение эффективности урока – предмет постоянной заботы учителей. Чтобы современный урок русского языка стал наиболее эффективным, усвоение теории должно происходить в результате практических действий учеников с языковым материалом, что обеспечит одновременное усвоение знаний, умений и навыков. Для достижения наивысшего результата необходимо использовать принцип развивающего повторения, сформулированный ещё Ушинским К.Д..
ВВЕДЕНИЕ................................................... ……………………………………… 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
1.1. Применение алгоритмов для формирования орфографической зоркости у учащихся…………………………………………………………………………….7
1.2. Алгоритмизация обучения…………………………………………………….14
1.3. Основные виды алгоритмов, обучающих орфографии……………………..18
Выводы по первой главе…………………………………………………………..25
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ……………………………………………………… . 27
2.1 Характеристика базы и выборки исследования…………………………..27
2.2 Условия, методы и методики исследования………………………………. 28
2.3.Анализ полученных результатов…………………………….................... 31
Выводы по второй главе...................................................................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….................. 45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….47
Задания, вошедшие в проверочную работу
1. Перечисли слова, в которых нужно вставить букву Ъ:
1. здоров…е
2. с…едобные
3. обез…янки
4. ноч…ю
5. ненаст…е
Ответ: 2, 6, 7, 9,10.
2. Выбери слова, в которых нужно вставить букву Ь:
1. сол…ю
2. б…ёт
3. в…ехали
4. об…явление
5.солов…иный
Ответ:1, 2, 5, 6, 7.
3. Найди слова с непроизносимыми согласными:
1. лес…ница
2. учас…ник
3. запас…ливый
4. яс…ный
5. опас…ный
Ответ: 1, 2, 7, 8, 9.
4. Впишите по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово
л…сок - з…мля - в…да - тр…ва - гр…бы –
5. Укажи глаголы, у которых в окончании пишется -е:
1. дар...шь
2.свет...шь
3. став...шь
4. помога...шь
5. понима...шь
6. утеша...шь
7. встреча...шь
8. танцу...шь
9. барабан...шь
10.ход...шь
6. Выбери раздельные написания:
1. (из)учать
2. (в)тетради
3. (с)братом
4. (из)дома
5. (с)бежать
Ответы: 2, 3, 4, 7, 10.
7. Укажи существительные с окончанием –е:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремн... (1),
С цифрой пять на медной бляшк... (2),
В синей форменной фуражк... (3)?
По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепк... (4),
А сам он вроде щепк... (5).
Вместо шапк... (6) на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатк... (7)
Натянул себе на пятк... (8).
Трещит в зол... (9) картошка.
Мальчик на ослик... (10) ехал верхом.
Ответы: 1, 2, 3, 4, 9, 10.
Учет усвоения знаний учениками 4 –го класса
№ |
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
1 |
+ |
||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
||
4 |
+ |
||
5 |
+ |
||
6 |
+ | ||
7 |
+ |
||
8 |
+ | ||
9 |
+ |
Тема урока: «Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях имен существительных».
Этот урок
занимает центральное место в теме. На
предыдущих уроках учащиеся «открыли»
способ проверки ОСП в окончаниях существительных.
Зафиксировали его в таком виде:
Слабую позицию в окончании проверяют по сильной позиции в таком же окончании.
В результате исследования были найдены имена существительные, в окончаниях которых гласные всегда находятся под ударением: гора, кот (стол, окно), цепь. Учащиеся выяснили, что для проверки достаточно подставить нужное из этих слов в текст и посмотреть на окончание. Но пока открытый способ не представлен в виде четкого алгоритма, большинство детей будет испытывать трудности в его применении.
Задачи данного урока: выяснить причины типичных ошибок при проверке орфограмм в окончаниях существительных, составить и зафиксировать алгоритм способа, использовать созданный алгоритм для решения орфографических задач.
Ход урока.
1. Самостоятельная работа. Учитель раздает детям карточки и просит прочитать словосочетания:
просил о помощ_ лежит в портфел_ растет на болот_ жить у дедушк_ |
Учитель: В какой части слова пропущены буквы?
Ученики: В окончаниях имен существительных.
Учитель: Каким способом их можно проверить?
Ученики: Нужно подставить слово с таким же набором падежных окончаний и посмотреть, какая буква будет в сильной позиции.
Учитель: Вставьте буквы на месте пропусков, укажите способ проверки в скобках.
Пока ученики выполняют работу, учитель проходит по классу и, выбирая ошибочные варианты проверки, выносит их на доску. Если в данной работе какая то из типичных ошибок не проявилась, ее можно создать искусственно. В конце работы вариант на доске выглядит следующим образом:
просил о помоще (о горе ) лежит в портфели ( в цепи )
растет на болоте ( на окне ) пришёл без тетрадей ( без цепей )
жить у дедушк? ( у стола ) с веселой песной ( с горой )
2. Проверка результатов работы.
Учитель: Я записала на доске некоторые варианты проверок из ваших работ. Согласны ли вы с такими способами? (Ученики оценивают каждый вариант знаками «+» или «−». В случае разногласий необходимо выяснить, каким способом действовал ребенок, и в чем причина ошибки).
- просил о помоще (о горе )
Ученик:
У слов «помощь» и «гора»
разные наборы падежных
- жить у дедушк? ( у стола )
Учитель: Почему не вставили букву?
Ученик(1): «Дедушка» − существительное мужского рода, я подставил слово «стол». В сильной позиции буква а, но в слове «у дедушк_» нужно писать и или е. Ученик (2): Мы же исследовали существительные мужского рода с окончанием –а, у них набор падежных окончаний как у слова «гора»: жить у горы, значит нужно писать жить у дедушки.
- лежит в портфели ( в цепи )
Учитель: Почему вы не согласны со способом? У слов «портфель» и «цепь» в начальной форме нулевые окончания…
Ученик: Но у этих слов разный род. А у существительных мужского рода с нулевым окончанием и у существительных женского рода с нулевым окончанием разные наборы падежных окончаний. Проверять нужно было словом стол: лежит в столе, пишется буква е.
- с веселой песной ( с горой )
Учитель: В чем ошибка? У этих слов тоже разные наборы падежных окончаний?
Ученик: Проверочное слово выбрано верно. Но в сильной позиции буква о, а в слабой нужно написать букву е. Ученик, наверно, букву вставил, а то, что получилось, не прочитал.
3.
Составление алгоритма
Учитель: В каких случаях могут возникать ошибки при проверке орфограмм в окончаниях существительных?
Ученики: Если не определить род или не посмотреть на окончание в начальной форме, можно ошибиться, выбирая проверочное слово… Когда букву вставили, нужно не забывать перечитывать…
Учитель: Что могло бы вам помочь не забывать выполнять все шаги способа?
Ученики: Нужно составить алгоритм и проверять по нему окончания.Для работы по созданию алгоритма учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек. Одна группа фиксирует свой алгоритм на доске. Остальным учитель выдает большие листы (формат А3) и маркеры.
4.
Представление алгоритмов
Обсуждение начинается с алгоритма группы, работавшей у доски. Потом его сравнивают с другими алгоритмами, вносят необходимые дополнения, преобразования. В итоге алгоритм принимает следующий вид:
1) Поставь слово в начальную форму
2) Определи род
3) Выдели окончание
4) Выбери проверочное слово
5) Подставь проверочное слово в текст
6) Вставь букву в окончание
7) Прочитай, что получилось
Илья и Витя жили в лесном домик_ ( ) около деревн_ ( ). Зимой ребята на опушк_ ( ) под ёлк_й ( ) поставили кормушку для птиц. Густые ветви ел_ ( ) укрывали её от снега. Корм для птиц мальчики заготовили с осен_ ( ). В воскресень_ ( ) они стали наблюдать за птиц_ми ( ). Вот к кормушк_ ( ) прилетели синицы. Потом позавтракала стайка снегирей. Вдруг у кормушк_ ( ) появилась белка. Зверёк пробежал по ветк_м ( ) ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловк_ ( ) объедать ягоды.
Учитель: Используя алгоритм, вам нужно проверить орфограммы в окончаниях имен существительных. Предлагаю поработать в парах. Как лучше организовать работу в паре?
Ученики: Один читает шаги алгоритма, а другой их выполняет. Для проверки второго слова поменяться ролями и т.д.
Учащиеся приступают к работе. Одна пара работает с текстом, записанным на доске. На работу отводится около 10 минут. Затем ребята сверяют результаты с парой, работавшей у доски. Если допущены ошибки, необходимо еще раз вернуться к алгоритму и выяснить, какой шаг был пропущен.
Особое внимание учитель обращает на то, как ребята поступили с орфограммой в слове «ловк_». В классе обязательно найдутся дети, которые откажутся применять созданный на уроке алгоритм для проверки данной орфограммы. Они объяснят это тем, что по алгоритму можно проверять только окончания имен существительных, а слово «ловк_» относится к другой части речи. Тогда учитель предлагает дать название алгоритму и зафиксировать его на доске.
6. Рефлексия.
Учитель: С какой проблемой вы столкнулись в начале урока?
«Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Информация о работе Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе