Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 02:04, реферат
Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К. Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету ... также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».[15, с.5] При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.
Введение
Глава 1. Теоретические основы методологии формирования математических представлений у дошкольников
1.1 Предпосылки методологии математического развития дошкольников
1.2 Программные требования к методике преподавания математики дошкольникам в современных ДОУ
1.3 Игра – как метод математического развития
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Методика обучения счету с помощью сюжетно-дидактических игр
2.2 Методика обучения счету в старшей группе с помощью дидактической игры "Цирк"
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, мы выяснили, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Методика обучения счету
с помощью сюжетно-
Наиболее актуальным, на мой взгляд, представляется исследование детей старшей группы, т.к. основной пласт обучения счету закладывается именно в этом возрастном периоде.
В старшей группе детского
сада дошкольники знакомятся со счетом
до 10, с количественным составом числа
из единиц в пределах 5, учатся сравнивать
стоящие числа, приобретают понятие
о порядковом счете в пределах
10, определяют независимость числа
предметов от их величины и пространственного
расположения, учатся составлять равночисленные
группы по заданному числу и т.
д. Все эти представления
Практическое использование знаний, приобретенных на занятиях, существенным образом зависит от того, в какой мере перед ребенком возникает реальная необходимость в определении количества, насколько жизненные требования и бытовая деятельность побуждают его выполнять соответствующие операции. Следовательно, и в сюжетно-дидактические игры счетные действия включаются тогда, когда по ходу развития сюжета они необходимы.[16, с.28]
Выбор сюжета и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны зависеть от математических представлений, которые дети получили перед этим на занятиях. Так, например, счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу лучше проводить в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счета; количественный состав числа из единиц осваивается успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам в соответствии с названным числом; различение количественного и порядкового счета, сравнение предыдущего и последующего числа происходит в игре «Зоопарк» при выполнении роли служащих зоопарка, которые привозят определенное количество животных и размещают их в пронумерованные клетки.
Рассмотрим подробнее некоторые примеры игр для обучения счету.
Игра Магазин.
Цель игры. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Знакомство с правилами поведения в магазине.
Подготовка к игре. С
детьми организуется экскурсия в
ближайший магазин, где они узнают,
как обслуживают покупателей
продавцы и кассиры, сколько надо
платить, чтобы купить нужное количество
конфет и печенья, увидят, как кассир
получает за названный товар
В последующих беседах детям рассказывают, что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и другие, что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2-3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п.
Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д. ,.
Материал. Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и при родного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; «пекут» хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартучки или халаты, шапочки, чеки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты, подносы.
Игровые роли и правила. В игре выделяются роли заведующего магазином, продавцов, кассиров, покупателей, шоферов, рабочих.
Выполнение ролей кассира, продавца и покупателя предполагает обязательное использование счета. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу. Покупатели (ими могут быть все желающие) перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяют их количество. Продавец прежде, чем выдать товар покупателю, должен спросить, что он хочет купить и сколько, сверяя по чеку правильность его ответов. Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность и аккуратность работы продавцов и кассиров, беседует с покупателями (нравится ли им новый магазин, какие покупки они хотят сделать и сколько и т. д.). Шоферы доставляют определенное количество разнообразных товаров, а рабочие помогают сгружать полученный товар.
Ход игры. Игра в «Магазин» начинается с его устройства.
Ошибки, допускаемые детьми. В процессе игры легко обнаруживаются различия в счетных умениях и навыках детей. Одни участники уверенно пересчитывают как реальные предметы, так и их изображения (палочки, кружки), правильно отвечают на вопрос «сколько?». Другие пропускают числительные, не называют итоговое число, затрудняются объяснить, что они делают. Нередко приходится наблюдать, что дети легко запоминают названия всех числительных, однако значения отдельных числительных не понимают и, как правило, не могут ответить на вопрос «сколько?». На этих ребят надо обратить особое внимание. Помощь им оказывают как воспитатель, так и дети, хорошо владеющие счетом.
Постепенно, по мере выполнения. подобных заданий, играющим становятся привычными некоторые связи числа с предметом (его цветом, размером и пространственным расположением), у них развивается память на числа, ошибки в счете практически исчезают.
Открывается новый магазин «Сказка». «3авоз» большого количества игрушек становится настоящим событием для детей. Возникает проблема, что со всеми этими игрушками делать и как их разложить. Дети сталкиваются с необходимостью классифицировать игрушки по их качеству или по признаку, имеющему более общее значение (машины, животные, куклы), и т. д. И каждый раз в зависимости от того, на каком основании проводится классификация, меняется количество игрушек.
Дальнейшее развитие сюжета
и содержание игры. Если игра детям
нравится, вызывает радостные эмоции,
то они продолжают ее самостоятельно,
по своему желанию. В магазине то открываются
новые отделы, то магазин закрывается
«на учет», и тогда обновляется
ассортимент товаров, вновь пересчитываются
все предметы. Организуется «база»,
где находятся самые
Результативность игры. Игра «Магазин» показывает, что ребенок обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед детьми возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата («Сколько купил конфет (печенья, яблок и т. д.)?» - заданный ребенку вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет - иначе продавец не отпустит нужный товар или не хватит купленных продуктов для гостей, пришедших на день рождения, для всех членов команды и т. п.).
Игра, отображающая деятельность
взрослых, а также совместные действия
с партнером по игре, побуждает
дошкольников более ответственно относиться
к счетной задаче и более настойчиво
добиваться правильного результата,
преодолевая возникшие
Все это способствует глубокому
осмыслению счетного действия. Дети сами
начинают выводить правила и убеждаются
в их, достоверности. Наблюдая за действиями
играющих, можно отметить тенденцию
к свертыванию материальных действий:
они считают предметы взглядом, не
дотрагиваясь до них, не указывая на предметы
счета, быстро переводят взгляд с
одного предмета на другой. Лишь иногда
дети возвращаются к использованию
указательного жеста и
Таким образом, считая в процессе игры одинаковые предметы и предметы разной формы, величины, цвета и т. д., а также их условные обозначения, дети начинают выходить за пределы чисто наглядного способа счета, подходят к пониманию числа, при помощи которого отображается количественная характеристика предметов объективной действительности.
Приведем еще один игровой пример для обучения счету. Используя любой подручный дидактический материал (счетные палочки, монеты, шашки т.д.), можно попробовать предложить ребенку задание-«ловушку». Пусть он сначала сам пересчитает некоторую совокупность предметов, а затем нужно это проделать педагогу, но при этом какой-то предмет пропустить при счете или сосчитать дважды. Нужно попытаться убедить ребенка, что он где-то допустил ошибку. Затем он должен указать педагогу на ошибку. В результате этой «преднамеренной ошибки» должно быть достигнуто понимание того, что:
1.При счете нельзя пропускать предметы или какой-то предмет считать дважды;
2.Результат счета не зависит от направления счета (например, если этот счет будет осуществляться слева направо или справа налево).
Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в перечисленных выше вопросах, то можно переходить к изучению темы «Числа от 1 до 10».[8, с.20]
2.2 Методика обучения счету в старшей группе с помощью дидактической игры«Цирк»
В течение учебного года дети
старшей группы применяют знания,
полученные на занятиях по математике,
в сюжетно-дидактических играх. Когда
весь программный материал пройден
и закреплен в сюжетно-
Самостоятельное выполнение заданий не только на предметах, но и устно, подробные развернутые объяснения свидетельствуют об успешном усвоении детьми материала, предусмотренного программой для данного возраста.
Необходимо также выяснить, могут ли дети применять усвоенные знания и умения в новых условиях, с новыми объектами. Чтобы ответить на этот вопрос, воспитатель может организовать дидактическую игру, один из вариантов которой приведен ниже.[16, с.58]
Цирк
Цель игры. Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.
Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы ведущего.
Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую карточку, выполнять задания точно и быстро.
За каждое правильно выполненное задание участник получает фишку. По количеству фишек определяется победитель.
Материал. У каждого ребенка - конверт, в котором находятся числовые карточки.
Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель- ведущий.
Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк?
Получив согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, в которой кассиром работает Светлана, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, а синим·- номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале. [16, с.58]
Задание 1 –порядковый счет
Ведущий. Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.
Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т.е. выясняет, правильно ли дети нашли свои места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Коля? Как ты считал? Почему ты думаешь, что сел на седьмое место?» Тем, кто правилmyо нашел ряд и место, вручает фишки.
Появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, друзья дорогие: и маленькие, и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого - я не скажу, а загадку расскажу:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвост колечком.
Информация о работе Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету