НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. МАКАРЕНКО
Курсовая работа
Тема: Использование игр
и игровых упражнений в процессе
формирования сенсорных эталонов у
детей 2-3 лет
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания
сенсорной культуры детей дошкольного
возраста
1.1 Сенсорное воспитание
в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы
сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических
игр и игровых упражнений в
формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры
и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы
и условия проведения игр и
занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного
развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры
для сенсорного развития детей
2-3 лет
Список литературы
Введение
Сенсорное воспитание,
направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей
действительности, служат основой
познания мира, первой ступенью
которого является чувственный
опыт. Успешность умственного, физического,
эстетического воспитания в значительной
степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, то
есть оттого, насколько совершенно
ребенок слышит, видит, осязает
окружающее.
Ребёнок на каждом
возрастном этапе оказывается
наиболее чувствительным к тем
или иным воздействиям. В этой
связи каждая возрастная ступень
становится благоприятной для
дальнейшего нервно-психического
развития и всестороннего воспитания
дошкольника. Чем меньше ребенок,
тем большее значение в его
жизни имеет чувственный опыт.
На этапе раннего детства ознакомление
со свойствами предметов играет
определяющую роль. Ранний возраст
называют «золотой порой» сенсорного
воспитания.
В истории дошкольной
педагогике, на всех этапах её
развития, эта проблема занимала
одно из центральных мест. Видными
представителями дошкольной педагогики
( Я.Каменский , Ф. Фребель , М.Монтессори
, О.Декролт , Е.И.Тихеева и др.)
были разработаны разнообразные
дидактические игры и упражнения
по ознакомлению детей со свойствами
предметов . Анализ дидактических
систем перечисленных авторов
позволил сделать вывод о необходимости
разработок нового содержания
и методов ознакомления детей
со свойствами и качествами
предметов в свете новых психолого-педагогических
исследований. На основе современных
дидактических принципов была
разработана система сенсорного
воспитания. Она была разработана
учеными, педагогами и психологами
(А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной,
Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др.)
В основу первого
принципа положено обогащение
и углубления содержание сенсорного
воспитания, предполагающего формирование,
у детей начиная с раннего
возраста широкой ориентировки
в предметном окружении, т.е.
не только традиционное ознакомление
с цветом, формой и величиной
предметов, но и совершенствование
звукового анализа речи, формирование
музыкального слуха, развитие
мышечного чувства и т.д., с
учетом той важной роли, которую
играют эти процессы в осуществлении музыкальной,
изобразительной деятельности, речевого
общения, простейших трудовых операций
и т.д.
Второй принцип предполагает
сочетание обучения сенсорным
действиям с различными видами
содержательной деятельности детей,
что обеспечивает углубление
и конкретизацию педагогической
работы, позволяет избежать формальных
дидактических упражнений. В процессе
этих видов деятельности ребенок
ориентируется на свойства и
качества предметов, учитывая
их значение в решении важных
жизненных задач. В большинстве
случаев они выступают не сами
по себе, а как признаки более
важных качеств, которые невозможно
наблюдать (величина и цвет
плодов являются сигналами их
зрелости). Поэтому совершенствование
сенсорного воспитания и должно
быть направлено на выяснения
смысла предметов и явлений
или выяснение их «сигнального
значение».
Третьим принципом
предопределяется сообщение детям
обобщенных знаний и умений, связанных
с ориентировкой в окружающей
действительности. Свойства и качества
предметов, явлений настолько
разнообразны, что ознакомление
ребенка со всеми ними без
ограничения, так же как и
сообщение ему знаний о каждом
из них в отдельности, невозможно.
Правильная ориентировка детей
в окружающем может быть достигнута
в результате специфических действий
по обследованию величины, формы,
цвета предметов. Особую ценность
представляют обобщенные способы
обследования определенного рода
качеств, служащие решению ряда
схожих задач.
Четвертый принцип
предполагает формирование систематизированных
представлений о свойствах и
качествах, которые являются основой
– эталонами обследования любого
предмета, т.е. ребенок должен
соотносить полученную информацию
с уже имеющимися у него
знаниями и опытом. Очень рано
ребенок начинает использовать
свои знания, как средство восприятия
и осознания нового предмета.
В своей многовековой
практике человечество выделило
определенную эталонную систему
величин, форм, цветовых тонов.
Бесконечное их разнообразие
было сведено к немногим основным
разновидностям. Овладевая такого
рода системой, ребенок получает
как бы набор мерок, эталонов,
с которыми он может сопоставить
любое вновь воспринятое качество
и дать ему надлежащее определение.
Усвоение представлений об этих
разновидностях позволяет ребенку
оптимально воспринимать окружающую
действительность.
При определении содержания
и методов работы по сенсорному
воспитанию с детьми раннего
возраста исходными явились принципы
сенсорного воспитания. Опираясь
на них, было выяснено, с какими
свойствами можно и нужно знакомить
детей, какие цветовые тона, формы,
величины предметов следует использовать,
и самое главное, как должен
строиться процесс обучения детей
восприятию окружающей действительности.
Н.П. Сакулина, рассматривая
вопрос об ознакомлении детей
с цветом, отмечала, что с отвлеченными
цветами детей следует знакомить
лишь после того, как у них
в процессе наблюдений окружающего
появиться достаточный опыт цветовых
представлений. Накопление такого
опыта должно происходить, по
ее мнению, в раннем детстве,
а в 3-4 года у детей уже
возникает потребность знать
названия и ориентироваться в
5-6 цветовых тонах.
Таким образом, основная
задача ознакомления малышей
со свойствами предметов –
это обеспечить накопление представлений
о цвете, форме и величине
предметов.
В раннем детстве
еще нет необходимости знакомить
детей с общепринятыми сенсорными
эталонами, сообщать им систематические
знания о свойствах предметах.
Однако проводимая работа должна
готовить почву для следующего
усвоения эталонов, т.е. строиться
таким образом, что бы дети
могли в дальнейшем, уже за
порогом раннего детства, легко
усвоить общепринятые расчленения
и группировку свойств.
Накопление сенсорных
представлений не может быть
обеспечено путем ознакомления
ребенка лишь с 3-4 разновидностями
каждого свойства. Оно требует
знакомства с цветом, формой, величиной,
охватывающего, по возможности,
все основные варианты. Вместе
с тем обучение не следует
проводить на бесчисленном множестве
разновидностей свойств, так как
в этом случае не будет создаваться
нужная почва для последующего
овладения системой эталонов.
Поскольку эта система
включает прежде всего основные
цвета спектра(красный, оранжевый,
желтый, синий, фиолетовый, белый
и черный), 5 фигур(круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал), 3 разновидности
величины(большой, средний, маленький),
то нужно, чтобы у ребенка
складывались в первую очередь
представления именно об этих
фигурах, цветовых тонах, величинах,
но без обобщающего значения.
Обучение должно включать
формирование у детей обобщенных
способов обследования многих
качеств, служащих решению ряда
сходных задач. Соотнесение, сличение
объектов между собой является
обобщенным способом, формирующимся
на этапе раннего детства и
позволяющим успешно решать определенный
круг задач на различение цвета,
формы, величины.
Поскольку в раннем
детстве еще не ставиться задача
усвоения детьми общепринятых
эталонов, обучение не должно
включать обязательного запоминания
названий цветов, форм.
Ведущей в раннем
детстве является предметная
деятельность, поэтому сенсорные
задания целесообразно включать
именно в этот вид деятельности,
используя игры и игровые занятия,
где учет цвета, формы и величины
объектов является необходимым
условием выполнения предметных
действий. В качестве таких действий
могут выступать раскладывание
предметов на две группы (по
величине, форме, цвету), размещение
вкладок в гнезда. Втыкание грибков-втулочек
в отверстие доски.
Почвой для введения
опредмечивания свойств служат
элементарные действия продуктивного
характера. Можно научить наносить
цветовые пятна. Передающие специфику
определенных предметов и явлений,
использовать мозаики различной
величины, формы, цвета.
Планомерность обучения
детей – один из важнейших
принципов решения комплекса
воспитательно-образовательной работы
в ДОУ.
При планировании занятий
по ознакомлению с величиной,
формой, цветом предметов учитывают
возраст детей и уровень их
развития.
Важным фактором в
планировании занятий является
принцип последовательности, предусматривающий
постепенное усложнение заданий.
Важным принципом организации
процесса обучения является систематичность.
Усвоение знаний и формирование
умений, должно происходить систематически
( 1 раз в 2недели).
Особого внимания требует
вопрос о повторности занятий.
Занятие на повторение не должно
быть полностью идентичным основному
занятию. Простая повторность
одних и тех же заданий может
привести к механическому, ситуативному
запоминанию, а не к поступательному
развитию умственной активности
на занятиях.
Существенным фактором
в планировании и методике
проведения занятий по сенсорному
воспитанию является взаимосвязь
обучения на занятиях с закреплением
знаний и умений в повседневной
жизни: на прогулке, во время
самостоятельной деятельности и
т.д.
После обучения дидактический
материал можно давать детям
и для самостоятельных игр
ГЛАВА 1. Особенности воспитания
сенсорной культуры детей дошкольного
возраста
1.1 Сенсорное воспитание
в детском саду
Сенсорное воспитание
означает целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных
процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные процессы
неразрывно связаны с деятельностью
органов чувств. Предмет, который
мы рассматриваем, воздействует
на наш глаз; с помощью руки
мы ощущаем его твердость (или
мягкость), шероховатость и т.д.; звуки,
издаваемые каким-либо предметом,
воспринимает наше ухо. Таким
образом, ощущения и восприятия
– непосредственное, чувственное
познание действительности.
В дошкольном возрасте
развитие ощущений и восприятий
происходит очень интенсивно. При
этом правильные представления
о предметах, о сенсорных эталонах
легче формируются в процессе
их непосредственного восприятия,
как зрительного, так и слухового
и осязательного, в процессе
различного рода действий с
этими предметами.
Развитие процессов
ощущения и восприятия у детей
значительно обгоняет развитие
мышления. Дети еще не умеют
самостоятельно рассматривать предметы,
подмечать их характерные черты
(форму, цвет, величину). Значит необходимо
формировать сенсорные эталоны
через ощущения и восприятия.
Эта задача целенаправленно решается
с помощью использования дидактических
игр и игровых упражнений, направленных
на формирование у детей представлений
о форме, цвете, величине.
В настоящее время
к услугам воспитателя множество
средств, которые позволяют ему
знакомить детей с предметами
и их свойствами не в натуральном
виде, а через фотографии, рисунки
(картинки), дидактические игрушки
(матрешки, пирамидки), специально подобранный
дидактический материал.
Дошкольный возраст
– период первоначального ознакомления
с окружающей действительностью,
вместе с тем в это время
интенсивно развиваются познавательные
силы и способности ребенка.
Ребенок познает предметный мир
с его многообразными свойствами,
также он познает явления природы,
события общественной жизни, доступные
наблюдению. Кроме того, он получает от
взрослого сведения словесным путем: ему
рассказывают, объясняют, читают. Оба эти
пути познания тесно связаны между собой.
Несомненно, при наглядном
ознакомлении слово играет большую
роль, не менее важен и организационный
процесс, направленный на восприятие
предметов и их свойств.
Хорошо известно, что
знания, получаемые словесным путем
и не подкрепленные чувственным
опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.
Предметы и явления
окружающей действительности обладают
комплексом свойств (величина, цвет,
форма и т.д.) Чтобы познакомиться
со свойством предметом, необходимо
заметить характеризующее его
свойство, как бы выделить его
из предмета.