Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:11, аттестационная работа

Краткое описание

Цель заключается в проектировании образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
1. Обосновать целесообразность использования ИКТ в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому.
2. Выявить пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ.
3. Разработать и апробировать уроки по предметам: русский язык, математика, человек и мир во вспомогательной школе с использованием ИКТ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………............................. 3
1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………........................... 8
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА ДОМУ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА……………………………………………………………….. 14
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………………………………………………... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....…………………... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………… 27

Вложенные файлы: 1 файл

ИКТ Введение (Автосохраненный).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Использование компьютера для обучения и развития детей с интеллектуальной недостаточностью с ДЦП можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

Использование глобальной сети Интернет. Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе специального образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании. Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для учащихся с интеллектуальной недостаточностью информационно емким, зрелищным, комфортным.

Интерес для педагогов может представлять электронная версия журнала "Здоровье детей". Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей с нарушениями в развитии. [28] Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимых Издательским домом "Первое сентября", сайт «Дефектология для Вас» [22], сайт Pedsovet.su [23] и др., где педагоги делятся своими педагогическими находками.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

б) Использование мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у детей с ДЦП системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить образовательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Говоря об использовании компьютера детьми младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Дети младшего школьного возраста должны находиться у экрана не более 15 минут в день.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка с ДЦП достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности применения компьютерных технологий при обучении на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

 

Использование компьютерных технологий даёт возможность педагогу делать уроки привлекательными и по-настоящему современными, индивидуализировать процесс обучения; своевременно и объективно проводить контроль.

Использование компьютера в обучении на дому ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеющего нарушение опорно-двигательного аппарата, ведётся по следующим направлениям:

  • развивающие компьютерные игры на уроках, коррекционных занятиях;
  • презентации к урокам.

Обучающие игры разделяют на четыре вида: развивающие, собственно обучающие, тренирующие, диагностические.

Развивающие игры:

• пазлы, раскраски, которые можно подобрать по уровню развития, возрасту, теме. Такие игры развивают внимание и память, моторику рук;

• игры – головоломки и лабиринты, развивающие логику и мышление у детей;

• компьютерные программы «открытого» типа, предназначенные для формирования, коррекции и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, анализа и синтеза, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. Они, в основном, являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.

Обучающие «игры – программы» дают возможность пополнять словарный запас, различать цвета и формы и другие характеристики предметов, учат детей счету, письму. Любимые мультипликационные герои ведут урок в игровой форме. Такие уроки вызывают радость и запоминаются детьми легко и непринужденно. И если ребенку трудно учиться, то с такими играми этот процесс становится незаметным, но таким же полезным и познавательным.

Для детей постарше можно найти целые комплексы развивающих игр - программ по школьным предметам: биологии, географии, русскому языку, математике, истории, развитию речи. Процесс обучения станет в разы интереснее, и ребенок поймет даже те темы, которые в обычном обучении дались ему с трудом.

Большое значение для развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют и конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей.

Тренирующие игры прекрасно выполняют функции репетитора.

Игры развивающие, обучающие, можно считать диагностическими играми, поскольку опытный педагог по способу решения компьютерных задач, стилю игровых действий сможет многое сказать о ребенке.

Сегодня доступно огромное множество платных и бесплатных сайтов с on-line и флэш – играми. Качество таких игр ни в чем не уступает обычным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития и коррекции мыслительных процессов, но и для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Существенным недостатком данных игр является тот факт, что их использование, по большей части, возможно только фрагментарно, так как ориентированы они на детей с сохранным интеллектом.

В настоящее время разрабатываются специальные игры для детей с учётом особенностей их развития, которые можно будет использовать полностью. А пока педагоги вынуждены компилировать компьютерный материал, адаптировать его, ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, ограниченного в возможностях здоровья.

Из вышесказанного можно сделать ряд выводов:

• коррекционно-развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психологические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, который уже есть у ребенка, ускоряя темпы формирования новых психических операций с помощью компьютерных технологий. Компьютер, делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным;

• необходима широкая трансляция и повсеместное распространение интересных авторских разработок с использованием ИКТ для специальных школ, а также оснащение современным компьютерным оборудованием всех рабочих мест педагогов и переносным компьютерным оборудованием учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методические рекомендации использования информационно-коммуникативных технологий при обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

 

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка, литературного чтения, математики, человек и мир. Но, чтобы применение компьютера на уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса.

Перед началом каждого урока я организую коррекционную работу, которая заключается в выполнении ребенком различных видов упражнений для развития органов речи и слуха, внимания и памяти, мышления и воображения, мелкой моторики; формировании хватов, правильной осанки. (Приложение 1) На данном этапе урока я также применяю ИКТ. Мне как учителю, работающему с ребенком с ДЦП, обучающимся на дому, часто приходится искать технологии, приёмы и методы, которые могли бы сделать процесс обучения данной категории детей более успешным. Имеет место потребность в разработке и внедрении особых мультимедийных программ, предназначенных для таких обучаемых, поскольку большинство стандартных программ созданы для общеобразовательных школ и не учитывают особенности детей с ДЦП. Использование ИКТ позволяет мне перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний обучающегося, развитию его творческого потенциала. Создание развивающей среды - важная особенность компьютерного обучения. Мой личный опыт применения ИКТ показал, что компьютер позволяет организовать подлинно творческое обучение, используя при этом всё многообразие форм и методов самостоятельной познавательной, практической и творческой деятельности обучающегося на дому ребенка. (Приложение 2)

Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учащиеся должны иметь специальное рабочее место, оборудованное в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут.

Использование электронных средств обучения в организации образовательного процесса регламентируют три основных нормативных документа:

1. Санитарные  правила и нормы 9 - 131 РБ 2000 "Гигиенические  требования к видеодисплейным  терминалам, электронно-вычислительным  машинам и организации работы" (постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.11.2000г. № 53 и от 30.05.2006 №70);

2. Санитарные  нормы и правила «Требования  для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу  специального образования на  уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь  от 12 декабря 2012 г. № 197».

Санитарные нормы и правила «Требования  для учреждений общего среднего образования»,  утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь  от 27 декабря 2012 г. № 206.

3. Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе (МО РБ 25.05.2012).

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

  • какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями, и для решения каких дидактических задач;
  • какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  • какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  • какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  • как организовать компьютерные занятия.

Типы уроков с использованием ИКТ

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с интеллектуальной недостаточностью к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию общей и мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека, стимулирует познавательную активность.

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, с ДЦП